Алексей Петрович Маресьев

На что только ни способен советский человек, если он чего-нибудь как следует захочет.

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Верстка книги оказалась довольно скучным, монотонным и однообразным занятием. Но именно благодаря этому занятию  мне и удалось заново познакомиться с известнейшим произведением, известнейшего советского писателя Бориса Полевого под названием «Повесть о настоящем человеке». (Конечно в средней школе практически все знакомятся с этой повестью — но в том то и дело, что происходит это в довольно раннем, незрелом  возрасте и поэтому не производит совершенно никакого впечатления и не оказывает на знакомящегося с ним практически никакого эффекта. (Ну да про Героя Советского Союза — а они все могут, кто бы сомневался — и я может смогу когда вырасту. Такое вот впечатление. ) И совершенно другой эффект данная повесть оказывает на человека читающего ее в более зрелом возрасте и уже понимающего человеческие ограничения.) Чем-то кстати, «Повесть о настоящем человеке» напоминает легендарный рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона — тоже про стойкость и настойчивость в преодолении трудностей, но с другой стороны все ведь и совершенно иначе, у Джека Лондона — человек несет свое золото, и в итоге чтобы выжить драматически выкидывает все это свое золото но спасает свою жизнь, а в повести — если человек в начале ее просто старается выжить «чтобы бороться с фашистами», то конечном итоге оказывается движим самой этой идеей, которая и придает ему силы в преодолении трудностей, причем ничего, совершенно ничего не мешает человеку выкинуть это свое «золото» — свою идею и просто жить, но нет сама эта идея, защищать Родину и придает в конечном итоге смысл жизни персонажу повести — Алексею Мересьеву.

Больше того, в отличие от большинства героических, но все же спонтанных подвигов, ярких и очевидных, но длящихся относительно короткое время, для которых, прежде всего требуется смелость и потом уже готовность пожертвовать своей жизнью. Подвиг (или героизм) Алексея Маресьева (прототипа героя «Повести о настоящем человеке») — очень длительный, состоящий из преодоления целой череды разнообразных, кажущихся читателю просто таки нескончаемыми,  вызовов. Требующих от человека чего-то более серьезного и надежного чем, смелость и порыв. То есть подвиг Алексея Маресьева,  несколько другая форма героизма, можно сказать находящаяся на противоположном конце этой оси героизма.

И конечно же эта идея — «настоящего человека» — проходящая от самого названия, красной нитью через всю повесть как идея некоей цельной, живой и справедливой личности  — в общем-то очень и очень даже неплохая идея — для совершенного человеческого общества. И ее первичный носитель Комиссар — неравнодушный к людям человек, даже и в своей беде, интересующийся ближними, пытающийся помочь им. (Как можно заметить на самом деле — в реальных, так сказать, условиях, основой ведь человеческой личности, является прежде всего «здоровый эгоизм», в котором своеобразной маскировкой под «настоящего человека» является обыкновенная, и ни к чему не обязывающая вежливость.)При этом очевидна и сознательная идеализация образа главного героя повести — поэтому думаю и была изменена его фамилия — чтобы показать, некую вымышленность этой повести или точнее отказ от неприглядных деталей реальной жизни. Причем речь здесь идет не о вымысле каких-то основных моментов, здесь как раз таки все можно проверить — Алексей Маресьев действительно был сбит, действительно выбирался 18 суток к своим, действительно был подобран местными жителями и отправлен затем на лечение в Москву, действительно ему ампутировали ноги по голени, и он смог научиться не то что ходить, летать на протезах, и он действительно после ампутации смог сбить еще, семь самолетов. Так вот судя по реальным условиям (даже вот и по книгам про Великую отечественную войну, и различным воспоминаниям — про «окопную правду») — несложно сделать вывод — Алексею Маресьеву, на самом деле пришлось преодолеть значительно более серьезные вызовы, нежели те что описаны в повести. (Например, не вошло в книгу использование при лечении опиатов для обезболивания — вызывающих очень серьезную наркотическую зависимость, это ведь никак не описано (по понятным причинам) в повести, но по воспоминаниям Алексея Маресьева, это было в реальности. И тоже смог ведь преодолеть. И наверняка немало было вот таких «моментов» и трудностей о которых просто неудобно упоминать в художественной литературе — просто не к лицу это героическому человеку, а ведь эти трудности, не упоминаемые в повести, для инвалида ведь наверняка были очень и очень серьезным испытанием.) То есть в реальности, Алексей Маресьев должен был быть еще более крутым и еще более духовно и физически сильным человеком. (Даже такой вот момент — как Мересьев приехал в центр подготовки летчиков, после госпиталя, и спать в холодных помещениях приходилось — но это описано, в повести как-то вскользь — ничего особенного. А другие б разнылись конечно — инвалида и в холодное помещение… Человек Идеи, мне кажется был этот самый Алексей Маресьев — конечно с поправкой на реальные условия, но все равно — Человек Идеи. Все нипочем, и двигал конечно же Маресьевым не материальный интерес, а именно Идея, Цель к которой он стремился, а и люди наверное которые воевали в то время, были все таки попроще и почище, мне кажется. (Сейчас то всякое можно рассказать.) Понимали что такое — настоящая цель. Понятно не все, но, по всей видимости, в то время была эта сосредоточенность на развитии именно таких качеств — и не то что это была прям какая-то пропаганда — время было такое — военное.

Скачать аудиокнигу: Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — с Облака Майл РУ

 

Книга «Система реального рукопашного боя» Часть вторая «Комбинирование техники» опубликована на сайте