Каратэ Годзю-Рю (часть первая) — Ходзё ундо

годзю-рю

Нам стоит открыть каратэ для публики и принимать критику, мнения и исследования других известных боевых искусств.

Тедзюн Мияги

Совершенно случайно наткнулся в сети на окинавский стиль каратэ — Годзю-Рю, как мне показалось совершенно необычный и не похожий на другие стили каратэ — здесь все как-то по своему, по особенному -  совершенно непохоже на ставшее уже стандартным «современное каратэ» с его устоявшимися техниками и названиями. вроде все так же, а вроде и по своему. 

Причем этот, один из наиболее популярных стилей каратэ — мне например оказался совершенно неизвестен — ну каратэ и каратэ. Но на самом деле Годзю-рю это вполне себе оригинальная и продуманная система — и как я понял основной упор сделан на «энергетические практики» — не на изучение «приемов рукопашного боя», а скорее на создание и развитие «боевых состояний».

И сразу с самого начала с чем знакомится желающий научиться Годзю-рю — просто заходя в зал это оригинальные снаряды для занятий силовыми упражнениями в Годзю-рю. (Признаюсь именно эти предметы и привлекли мое внимание к Годзю-рю — видел их в по телевизору и в сети — а как оказалось это целая продуманная система тренировочных снарядов. С которой оказалось довольно любопытно познакомиться поближе. Забавные такие снаряды для тренировок — сделанные из бытовых предметов оказавшихся в самом прямом смысле — «под рукой». Опять этот практический дух окинавских крестьян — или даже точнее крестьянская сноровка — ничего не должно пропадать. Городские забыли его — вот ведь страшно подумать что бы эти крестьяне сейчас понавыдумывали — уж точно не цеплялись бы до сих пор за эти кувшины и палки — оттолкнулись бы и пошли дальше — эти люди придумавшие настоящее каратэ.)

Итак,

Ходзё ундо — силовые упражнения в окинавском каратэ

Среди многочисленных упражнений традиционного окинавского каратэ в последнее время наибольший интерес вызывают манипуляции со специфическими предметами известными под именем Ходзё ундо или Кигу ундо. К сожалению, многие практики боевых искусств, которые пытаются освоить эти движения самостоятельно, воспринимают их как специфический фитнес и в результате теряют смысл этих упражнений.

В тренировочном алгоритме школы Годзю рю Ходзё ундо занимает чрезвычайно важное место. Дело в том, что в рамках этой школы каратэ огромное внимание уделяется выстраиванию специфической структуры тела. Этой цели служат хайшо ката: сан чин и тенсё, подготовительные упражнения дзюмби ундо, подготовка рук – удэ танрен, укрепление тела – таи атари и упражнения с предметами ходзё ундо – последние в этом списке но далеко не последние с точки зрения важности в целостной картине тренировки бойца годзю рю. Основной задачей, которую решает ходзё ундо я бы назвал принудительное обучение. Дело в том, что при соблюдении правильных траекторий и техники выполнения упражнений тело само обучается принципам эффективного поиска источников силы и её наиболее экономичного расходования. Без дополнительных объяснений. С точки зрения физиологии процессов, которые происходят во время тренировки Ходзё ундо речь идёт, в меньшей степени о работе с мышцами и в большей о функциональной подготовке связок, а также балансе тела и дыхания.

Все предметы ходзё ундо в годзю рю можно разделить на три группы. Наиболее многочисленная – девайсы заимствованные из Китая, на втором месте местные разработки и наконец пришельцы из других стран. Почти все приспособления являются либо дарами природы либо чрезвычайно просты в изготовлении.

К выходцам из Китая относятся следующие тренажёры:

 

Макиаги – камень верёвкой привязанный к палке. Задача занимающегося с помощью манипуляций кистями накрутить верёвку с камнем на палку.

Чи иши (Chi Ishi) – «каменный молот». Совершенно уникальный тренажёр для встраивания тела в единую конструкцию. Прекрасно подготавливает связки. Аналогичный девайс используется во многих школах китайского цюань фа. Менее известная разновидность Тсиси – двуручный вариант с грузом посредине.

 

Нигири Гамэ (Nigiri Game) – «кувшины силы» или сан чин гамми — «кувшины сан чин» — один из самых главных предметов Ходзё ундо с точки зрения комплексного воздействия на тело. Упражнения с нигири гамми можно сравнить с приседанием со штангой во время которых атлет вынуждает тело защищаться от постоянного воздействия немалого груза на свою тушку и как следствие наращивать мышечную массу везде. В случае с нигири гамми речь идёт специфическом положение тела, которое называется гамаку, при котором тушка исполнителя как будто прессуется, а суставы скручиваются по направлению к центру – танден. В результате достигается своего рода «натянутое» состояние всего тела, которое ведёт к укреплению всего связочного аппарата и в качестве бонуса – пальцев.

 

Тан (Tan) – азиатский аналог штанги. Несмотря на внешнюю схожесть упражнения с тан ничего общего не имеют с использованием европейского близнеца. Скорее речь идет о «накатывании» определённого чувства синергичной работы тела.

 

Иси саси (Ishi-Sashi) — «каменный замок». Чрезвычайно интересный предмет. Упражнения с «замками» можно разделить на две группы: те, которые помогают почувствовать единство тела и движения через соединение стопы и кисти и упражнений, которые можно назвать «жонглирование», они помогают понять принцип моментального перехода из расслабленного состояние, в состояние «структурной натянутости».

 

Какитэ бикей – больше всего напоминает колодезный журавль. Служит для отработки техники какие с точки зрения правильной и объединенной работы тела.

 

Тетцува – железное кольцо – предмет для отработки короткого усилия в защите и атаке, а также укрепления предплечий и плечевого пояса.

 

К аборигенам раздела Ходзё ундо, в первую очередь относится Макивара (Makiwara) — «скатанная солома». Вкопанная в землю доска с намотанной на нее рисовой бумагой в качестве тренажера для отработки удара кулаком – исключительно окинавская разработка.

Еще одна разновидность макивары – Тоу – связка бамбуковых стеблей с помощью которых укрепляют пальцы рук и ног.

Еще одним тренажёром для укрепление рук является Джари Бако – ведро с речной галькой, которую необходимо протыкать пальцами.

К разновидностям макивары можно отнести вкопанный в землю круглый деревянный столб – Удэ Китае – целью которого является укрепление предплечий и голеней.

 

Еще один местный предмет – Саси Гета – каменные сандалии. Впрочем каменными они были на заре становления каратэ.

С развитием цивилизации очень быстро превратились в Тетсу Гета – железные «вьетнамки».

Подавляющее большинство жителей Рюкю, тем или иным образом имели отношение к рыболовству.

Поэтому не удивительно, что на островах появился такой тренажёр, как Ишибукуро – морские камешки в мешочке из рыболовной сети – древний аналог кистевого эспандера в отличие от последнего существенно влияющий на крепость кончиков пальцев.

 

Конгокен – металлический овал – исключительно заслуга Тсёдзюна Мияги, который привёз этот любопытный предмет из своего путешествия на Гавайи. Конгокен стал своего рода кульминацией Ходзё ундо. Дело в том, что до его появления в комплексе упражнений с этими тренажёрами не было ни одного по настоящему объёмного и тяжелого девайса, который решал вопросы не только развития опорно-связочного аппарата, но и его связи с желательно функциональными и мощными группами мышц. Конгокен стал решением именно этого вопроса.

После революции Мейдзи и официального присоединения Окинавы к Японии местные мастера каратэ предприняли ряд попыток интеграции каратэ в мир боевых искусств страны восходящего солнца. Интересно, что несмотря на успех этого предприятия далеко не все тренировочные методики были приняты на вооружение сынами Ямато. Например, упражнения Ходзё ундо – обязательная дисциплина в каждом додзё Окинавы – остались за бортом Японского каратэ. Причиной стала явная спортивная направленность «новой» пустой руки. Необходимость жесткого взаимодействия с противником, управления им с помощью контроля телом, постановка мощного удара не только рукой, но и любой точкой тела – отошли на второй план, тогда как основным приоритетом стала скорость и результативность действий с точки зрения правил соревнований. Как следствие каратэ стало более атлетичным и Ходзе ундо вытеснили эффективные западные методики развития этой атлетичности.

Но так было не всегда и первые пионеры каратэ честно пытались показать методику преподавания этого боевого искусства, как цельную систему. Первый, изданный на Японской земле труд посвящённый каратэ и содержащий информацию о Ходзё ундо — книга создателя Сито-рю Мабуни Кэнва «Искусство каратэ кэмпо, эффективное в нападении и защите. Изучение Сэпай.» (1934 год). Ещё одной книгой того же автора с информацией об этом важном разделе традиционной подготовки стало «Введение в кэмпо каратэ-до, эффективное в нападении и защите.»

Упоминает о Ходзё ундо и создатель школы Сётокан – Гитин Фунакоси в своей книге «Каратэ для начинающих». Он приводит неполный список предметов для тренировок без описания упражнений. В дальнейшем, такие авторы, как Масатоси Накаяма (Сётокан) и Татсуо Судзуки (Вадо-рю) упоминают в своих трудах о Ходзё ундо, но касаются этого вопроса вскользь, как необязательного раздела подготовки. Пожалуй единственным исключением стала макивара, которая в отличие от своих менее удачливых собратьев осталась в арсенале японского каратэ. Остальные снаряды были благополучно забыты первым поколением японских учителей. Наряду с Ходзё ундо из подготовки каратиста в «большой» Японии исчезла работа с анализом ката с точки зрения дэнто и ойо бункай.

При этом на Окинаве, где каратэ, благодаря усилиям мастеров, которые были не согласны с существенными модификациями своего боевого наследия, Ходзё ундо по-прежнему занимало почётное место в тренировочном процессе. И если японцы выстроили всю систему подготовки бойца на знаменитых трёх «К»: кихон, ката, кумитэ; Окинавцы всегда опирались на четыре столпа: дзюмби ундо, ходзё ундо, ката (от хайшо к кайшо) и бункай во всем его многообразии.

Мне приятно видеть, что сегодня, всё больше адептов каратэ обращают внимание на традиционные методы подготовки понимая их уникальность и ценность.

Великий мастер Канрио Хигаонна, который привез из Китая боевое искусство, которое в последствии получило название Годзю-рю оставил нам три простых правила работы с предметами Ходзё ундо, которые сегодня не потеряли своей актуальности:

  • — Никогда не торопись. Техника первична.
  • — Тренируйся согласно своим возможностям.
  • — Повторяй упражнения не определённое количество раз, а до предела своих возможностей постепенно увеличивая нагрузки.Автор:

Богдан Курилко
Источник: SuperKarateRU

Снаряды ходзё-ундо

Исисаси – Переводится как Каменный замок. Используется для развития силы в руках и плечевом поясе, а также хорошего Тинкутикакин. Другое название – дзёмаэиси. Диаметр рукояти 40 мм. Длина вершины от края до рукояти 25 мм. Длина основания 170 мм. Ширина вершины 80 мм. Ширина основания 110 мм. Начальный вес 5 кг.

Конгокен – Переводится как Железный круг. Используется для развития силы рук, ног и всего тела. Так же на нём отрабатываются упражнения из борьбы. Начальный вес 45 кг.

Какатэ – Горизонтальная перекладина с грузом на одном конце и закреплённая по принципу колодезного «журавля». Используется для отработки захватов и блоков.

 

Макиагэ – горизонтальная палка с верёвкой для накручивания на палку с привязанным грузом. Служит для развития предплечий и укрепления запястий.

Макиагэкигу – Тяжёлые браслеты на руки. Используется для развития силы рук. Железный вариант носит название тэцува.

Макивара – Снаряд используемый для отработки ударной техники и закалки ударных поверхностей рук и ног.

Нигиригамэ – Переводится как Кувшин силы. Используется для развития хорошего мутими, захвата, а также концентрации на тандэн. По мере увеличения физической силы в кувшин досыпается песок или гравий. Другое название – тикарагамэ.

Сагэ-макивара – Подвесной (вертикально) мешок. Используется для отработки ударной техники, связок и точности удара.

Сасииси – Переводится как Каменная гиря. Камень с пробитой внутрь палкой для захвата. Используется для развития силы в руках, плечевом поясе и спине. Другое название – тикараиси (камень силы).

Сунабако – Короб с песком или бобами. Используется для закаливания ударных поверхностей рук.

Тан – Штанга с деревянным грифом. Начальный вес 25 кг.

Темотисики-макивара – Движущаяся макивара. Используется для отработки точности удара и закалки ударных поверхностей рук и ног.

Сёарэй – Гантели.

Тэцугэта – Переводится как Железные сандале. Используется для развития силы ног. Каменный вариант носит название исигэта.

Тоу – Камышовая или бамбуковая связка. Используется для развития хорошего захвата и силы пальцев.

Тиси – Переводится как Каменный молоток. Используется для развития хорошего захвата, силы в руках и плечевом поясе, а также мутими. Тяжёлый вариант известен как Гиси. Высота рукояти подбирается индивидуально и соответствует высоте голени, а диаметр такой, чтобы можно было обхватить в захлёст первыми фалангамэ пальцев. Другое название – тикараиси, а также эцукииси.

Цури-макивара – Подвесной (горизонтально) мешок. Используется для отработки ударной техники и точности удара.

Фукусики-макивара – Зафиксированная макивара.

Ярибако – Короб с гравием. Используется для закаливания ударных поверхностей рук и ног.

Источник: Клуб Тори

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *