Сито-Рю – обучающие материалы

сито_рю

Ката – не нечто зафиксированное и неизменное. Оно изменчиво как вода, и повторяет форму сосуда, в котором содержится. Но это не разновидность красивого соревновательного танца, а великое искусство самозащиты, определяющее жизнь или смерть

Кенва Мабуни

И последний из четырех классических стилей каратэ – Сито-Рю (или Шито-Рю). Как оказалось это старейший из современных стилей каратэ – но и между тем в Сети можно найти всего лишь два обучающих фильма по этому стилю каратэ. Что, для такого именитого стиля очень и очень мало. Но и между тем фильмы довольно качественные – и по ним вполне можно составить общее представление о Сито-Рю Каратэ.

Первый обучающий фильм по Сито-Рю: Сито-Рю – Базовая техника

 

И второй фильм: Ката и Бункай в Сито-Рю – соответсвеннно показаны основные ката Каратэ Сито-Рю и их “расшифровка” (бункай)

 

Вот собственно и все – то есть для обыкновенного любителя боевых искусств информации довольно мало, между тем Сито-Рю, насколько я понял в Каратэ, является довольно оригинальным стилем. (Вот что, например, пишет про Сито-Рю Википедия:

Место Сито-Рю в комплексе основных стилей

Сито-рю занимает промежуточное положение между такими основными стилями, как Сётокан и Годзю-рю. Сётокан, происходящий от Сёрин Рю (Сюри-тэ), использует длинные линейные стойки и физическую силу. Годзю-рю, происходящее от Сёрэй Рю (Наха-тэ и Томари-тэ), использует высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника). Сито-рю заимствовало принципы как Сёрин-рю, так и Сёрэй-рю. Стиль Сито-рю, несмотря на быстроту, полон силы и эстетики. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ (Найфантин, Бассай), жёсткие и мягкие ката Наха-тэ (Сантин, Сэйнтин) и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля» (Нипайпо, Пайпурен).

Ката Сито-Рю

Сито-рю включает все 18 ката Сёрин-рю, все 16 ката Сёрэй-рю, ката китайского стиля «Белого журавля». Кроме того, в этот стиль входят ката, разработанные самим мастером Мабуни. В процессе тренировок разучиваются следующие ката: Пинан 1—5, Бассай-дай (Пассай), Бассай-сё, Годзюсихо (Усэйси), Косокун-дай (Кусянку), Сотин, Тинто, Тинтэй, Нисэйси (Нидзюсихо), Мацукадзэ, Унсу, Сантин, Тэнсё, Сайфа, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Супэримбпэй и другие, а всего в стиле насчитывается более 50 ката, что больше, чем в любом другом

Основные принципы Сито-Рю

Тактические принципы боя Сито-рю можно свести к следующим пунктам:

  • Быстрый уход шагом в сторону или разворотом с линии атаки противника.
  • Мягкое блокирование, перенаправление движения противника круговой или отводящей защитой.
  • Жёсткое блокирование с неожиданным и максимальным высвобождением силы.
  • Использование встречных ударов, защита нападением.
  • Мгновенный вход в поражаемое пространство и немедленный выход оттуда в безопасную зону после удара.

Источник: “Википедия”)

То есть можно сказать что основной упор стиля Сито-Рю сделан на отработку и практику ката – очень многие ката Сито-Рю как можно видеть заимствованы из других стилей каратэ. И стиль Сито-Рю в этом плане является как бы своеобразной “копилкой” ката каратэ. (Вообще же это заимствование ката из одного стиля в другой является, как можно заметить чисто японской особенностью развития боевых искусств – они не изобретают что-то новое – они заимствуют – у более древних стилей. По всей видимости один учитель в молодости обучается у другого учителя и в лучшем случае еще у одного учителя. И как бы и настолько ему все “вдалбливают” все эти техники каратэ – что создавая свой стиль он просто берет известные и понятные ему техники и просто их комбинирует – как бы боясь, что-ли отойти от традиции. Берет и ката – называет их просто по другому (немного) – а зачастую просто оставляет их оригинальными, что-то изменяет (немного) и все новый стиль каратэ – может поэтому их так и много, этих самых стилей каратэ.

Я признаться, сколько не изучал, так и не смог понять какие-же все таки различия во всех этих стилях каратэ – ну чтобы стиль каратэ был действительно оригинальным (вот бокс например, или самбо – очевидно оригинальные стили – а в каратэ все не так) Менталитет такой японский – хранить старый хлам боясь выбросить его наконец – на самом-то деле после Окинава-тэ, так ничего оригинального в каратэ и не было придумано – так одни повторы и копии. Японский стиль познания боевых искусств – никакой “отсебятины” повторяем как показали древние мастера. (И поменьше думать – они знали лучше нашего эти древние мастера .)

И это еще оказывается смелые люди которым удалось создать свои стили каратэ – пускай хоть немного но все же по своему – оригинальные. Творческие и смелые люди – преодолеть догматы и давление традиций – на самом деле довольно мощные в этом загадочном мире каратэ.