Бугэй Дзюхаппан
“Если бы кто-то спросил, что такое быть самураем, можно было бы ответить так: “Самое главное – это — отдаться служению своему господину и душой и телом. И если ещё спросили бы, что важно кроме этого, то ответ был бы таким: развивать свой ум, поощрять в себе человечность и укреплять храбрость”.
Ямамото Цунэтомо.
Классическая система подготовки японских средневековых рыцарей — самураев под загадочным названием — Бугэй Дзюхаппан — «18 боевых искусств» — так же бережно сохраненное культурное наследие японских боевых искусств.Что любопытно — это прежде всего нацеленность на индивидуальную подготовку каждого отдельного воина. То есть отличие от современного подхода к военному делу, когда человек придается оружию, здесь оружие придается отдельному человеку — рыцарю. И именно от каждого отдельного самурая уже и зависит исход боя.
И по большому счету Бугэй Дзюхаппан показатель типичного рыцарского подхода к ведению боя — опять же зачем-то тщательно сохраненный миром японских боевых искусств. Все уже давно отказались от этого подхода — отдельных крутых рыцарей закованных в латы — и забыли давно эти системы подготовки. Наверное только в Японии и сохранились старинные боевые искусства — которые до сих пор манят к себе любителей боевых искусств и «исторических реконструкторов» — все-таки есть в них что-то очень загадочное и романтичное. Я думаю что это бережно сохраненный воинских дух — по сути стержень всякого боевого искусства.)
Итак Бугэй Дзюхаппан 18 боевых искусств — для настоящего воина ….
Бугэй Дзюхаппан (яп. 武芸十八, «18 боевых искусств») — набор боевых техник и искусств, используемых самураями Японии в эпоху Токугава. Мастерское владение этими искусствами считалась неотъемлемой частью бусидо. Концепция была сформирована Хироямой Гёдзо (яп. 平山 行蔵?, 1759 — 1828) и основывалась на более ранних Китайских традициях.
Список искусств
Бугэй Дзюхаппан представляет собой комбинацию местных Японских и зарубежных (в основном Китайских) боевых приёмов и тактик. Списки «восемнадцати боевых искусств» определялись основным вектором развития японской военной мысли и модифицировались в зависимости от временных и географических условий (в частности, принадлежности к какой-либо конкретной провинции). Различные источники приводят разные варианты Бугэй Дзюхаппан даже для одного исторического периода. Обычно описываются следующие искусства:
Кюдзюцу (яп. 弓術) — искусство владения стрельбой из лука;
Содзюцу (яп. 槍術) — искусство владения копьём;
Кэндзюцу (яп. 剣術) — искусство владения мечом;
Иайдзюцу (яп. 居合術) — техники извлечения меча из ножен;
Тантодзюцу (яп. 短刀術) — искусство владения ножом;
Дзиттэдзюцу (яп. 十手術) — борьба при помощи дубинки;
Сюрикэндзюцу (яп. 手裏剣術) — искусство метания сюрикэнов;
Нагинатадзюцу (яп. 長刀術 или яп. 薙刀術) — искусство владения нагинатой;
Ходзюцу (яп. 砲術) — владение огнестрельным оружием;
Бодзюцу (яп. 棒術) — искусство боя шестом (бо);
Кусаригамадзюцу (яп. 鎖鎌術) — техники применения кусаригама (серпа с цепью);
Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術) — искусство связывания верёвкой;
Бадзюцу (яп. 馬術) — искусство верховой езды;
Суйэйдзюцу (яп. 水泳術) — искусство плавания в доспехах;
Ниндзюцу (яп. 忍術) — искусство шпионажа.
Другие искусства, зачастую включаемые в список Бугэй Дзюхаппан:
Тикудзёдзюцу (яп. 築城術, Chikujojutsu) — искусство фортификации (укрепление строения против осады);
Явара (яп. 柔ら, Yawara) — искусство борьбы;
Модзиридзюцу (яп. 錑術, Mojirijutsu) — борьба с колющим оружием[1];
Ядомэдзюцу (яп. 矢留術, Yadomejutsu) — искусство отбивания летящих предметов;
Фукибаридзюцу (яп. 含針術) — плевки иглами;
Дзюдзюцу (яп. 柔術) — искусство безоружного боя;
Сайминдзюцу (яп. 催眠術) — искусство гипноза.
Источник: Википедия