Хобакдо – корейский рукопашный бой в стиле тигра

Надо же, пошел в город, а там ярмарка. 가는 날이 장날

корейская народная поговорка

Случайно попался коротенький видеоролик который как-то давно видел в передаче “Военная тайна” об очень редком виде корейского рукопашного боя “в стиле тигра”, под названием то-ли Хо Бак До, то-ли Хо Баг До, то ли и вовсе слитно Хобакдо.

И вот стало интересно – что можно сейчас найти в Сети про это самое Хобагдо – тогда еще запомнил довольно любопытную и оригинальную технику этого единоборства. Но как оказалось информации до сих пор очень мало –  всего три видеоролика за разные годы – и то про популяризатора стиля Хобакдо  в России – актера фильмов про боевые искусства – Пак Хёк Су (кстати Хобакдо” (호박도) – переводится с корейского на русский очень красиво – “Путь тигриных ударов”, вот как).

Собственно и вся доступная информация про Хобакдо которую можно найти в Сети.

– Видеоролик из передачи “Военная тайна” – в общем-то самый известный видеоролик про Хобакдо.

 

– Видеоролик про актера Пак Хёк Су – в котором тоже можно хоть как-то но познакомиться с техникой Хобакдо.

 

– И видеоролик – Пак Хёк Су в программе С.У.П.

– Еще вот книжку по Хобакдо можно купить в корейских интернет-магазинах – например здесь. Не знаю что там можно понять – но факт тот что по данному боевому искусству все-таки  есть даже обучающие материалы.

– Немножко об актере Пак Хек Су – в “Живом журнале” можно прочитать.

– И конечно же история развития Хобакдо в разрезе корейских боевых искусств на Будо Форумах, вот такая:

“… В данном случае канал РенТВ ничего не придумывал, такие стили в современной Южной Корее действительно существуют. Правда, все эти стили созданы в весьма недалёком прошлом – во второй половине 20-го века. Корейская школа тигра “Хобакдо”, о которой идёт речь в одном из роликов, оформилась в самостоятельное направление вообще совсем недавно, всего лишь около 15-ти лет назад. Название стиля “Хобакдо” впервые придумал и ввёл в употребление в 2000-м году корейский мастер Ким Инман (김인만), и в этом же году он выпустил первую книгу, посвящённую этой школе. Название “Хобакдо” (호박도) переводится с корейского языка как “Путь тигриных ударов”. Однако сам Ким Инман в своей книге и в своих статьях прямо пишет, что “тигриный” стиль Хобакдо – это на самом деле ни что иное, как вариант известнейшего северо-китайского стиля “Кулак богомола (Танланцюань). Собственно говоря, корейская организация, к которой принадлежит мастер Ким Инман, с 1992-го по 2000-й годы и называлась не иначе как “Ассоциация стиля Богомола” (“Танлан-квон хёпхве”). Но в 2000-м году было принято решение переименовать преподаваемый в ней стиль Богомола в стиль с названием “Путь тигриных ударов” (Хобакдо), и соответственно также переименовать и саму организацию в “Южно-корейскую ассоциацию Хобакдо” (“Хангук хобакдо хёпхве”).

Историю стиля Хобакдо мастер Ким Инман возводит к легендарному основателю “Кулака богомола” китайскому наставнику Ван Лану, а среди реальных китайских мастеров приписывает принадлежность своей школы к линии Ли Бинсяо – Чжао Цилу – Лян Сюэсяна, то есть к линии стиля “Богомола цветка сливы” (Мэйхуа танланцюань). Однако в придачу к этому он ещё добавляет совершенно выдуманную им “предысторию” стиля. По его словам, древнейшие истоки стиля Богомола (и его варианта Хобакдо) будто бы находятся не в Китае, а в Северной Кореи и Маньчжурии – на территории древнего корейского царства Когурё, где в старину было распространено боевое искусство “Субак” (수박). Оттуда оно якобы проникло в Китай, где развилось и достигло своего расцвета под названием “Кулак Богомола” (Танланцюань), а позднее, во время эпохи Цин, опять возвратилось назад в Корею, став со временем нынешним Хобакдо. Об этой экзотической версии можно прочитать, например, здесь: http://shindonga.don…80500012_1.html Разумеется, к реальной исторической действительности эти выдумки не имеют абсолютно никакого отношения, также как не имеют друг к другу отношения китайский Танланцюань и древнекорейский Субак.

Книгу мастера Ким Инмана, посвящённую стилю Хобакдо (“Путь тигриных ударов”), при желании можно свободно купить в корейских интернет-магазинах, в частности, здесь: http://www.aladin.co…ISBN=8972321494

Некоторую информацию о стиле также можно получить на официальном сайте hobakdo.com (правда, он не обновлялся с 2006-го года, и видеоролики, выложенные на нём, в данный момент не воспроизводятся, хотя раньше воспроизводились). Описание на сайте комплекса формальных упражнений стиля Хобакдо находится, например, тут: http://www.hobakdo.com/silsu1.php и тут: http://www.hobakdo.com/silsu2.php

Несколько слов скажу также о корейской школе “Сонмудо”, которой посвящён другой видеоролик. Данная школа была создана в 70-х годах 20-го века буддийским монахом Янъиком (양익, 1934 – 2006) из монастыря Помоса (“Храма священной рыбы”) в городе Пусан. Первоначально эта школа называлась довольно вычурно – “Духовная обитель буддийских Воинов – держателей ваджры” (“Пульгё кымган ёнкван”, 불교금강영관). Она включала в себя боевые приёмы рукопашного боя, но центральное место в её практике занимали классические буддийские медитативные упражнения “Шаматха-випашьяна” (по-корейски “Чи-гван”).

Ученик Янъика, монах Чокъун (적운), поставив перед собой цель более массового распространить этот стиль в Южной Корее, произвёл в нём некоторые изменения ради его популяризации. Во-первых, он в 1984-м году изменил название стиля на более простое и понятное “Сонмудо” – “Путь боевых искусств школы Сон” (선무도, Сон – это корейское название буддийской школы Чань или Дзэн). Во-вторых, он ввёл в тренировочные занятия школы разнообразные акробатические упражнения – эффектные сальто, шпагаты, высокие прыжки и т. д., которых раньше не было. Однако роль традиционных буддийских медитативных упражнений по-прежнему осталась очень значительной и в версии монаха Чокъуна. Сейчас центром обучения стилю Сонмудо является пещерный буддийский храм Кольгульса, расположенный у подножия горы Хамвольсан.

В современной Южной Корее нередко можно услышать мнение, что будто монах Янъик не создал новый стиль, а всего лишь возродил некие древние традиции монашеских боевых искусств. Однако историческими источниками это утверждение никак не подтверждается. Ни в старинных исторических хрониках, ни в средневековых сочинениях по корейскому буддизму абсолютно нет никаких документальных свидетельств о том, что в буддийских монастырях Кореи в прошлом существовали какие-либо систематические школы боевых искусств. И в своём конкретном нынешнем виде стиль Сонмудо – это несомненно творение второй половины 20-го века. Вот здесь, по этому адресу, можно посетить сайт “Всемирной ассоциации стиля Сонмудо”: http://www.sunmudo.com/home/sub1.htm

(Признаться никогда не вызывали какого то интереса подобные истории про развитие различных восточных единоборств – написанные как под копирку – был вот в монастыре “великолепный дедушка” и изобрел стиль. И потом постепенно его последователи развивали и развивали его и вот он теперь такой древний, предревний. Вызывает такие ассоциации что сидели люди, Китае и в Японии  где нибудь в монастырях или дальних деревнях и селах и выдумывали эти стили, древние – вот как знали что пригодятся их потомкам и будут они ездить по всему свету и обучать им. У них эти стили вот как какое-то ремесленичество – нормальные люди выдумывают всякие предметы – столы и стулья например – на самом деле нужные людям – а эти мастера вроде как стили. И главное непросто все было во все времена и в Китае (восстание китайских боксеров например.) и в Японии тоже (про настоящих самураев, например.) Факты говорят – угнетатели были – еще те. Когда там стили создавать – лишь бы не замучили и не убили ненароком.

И с другой стороны, мне кажется подобное массовое изобретение различных стилей  единоборств должно было придать людям все таки какой-то более боевой характер – более такой независимый что-ли. Но нет – одни творили зверства, другие потакали. Никакие древние стили и философии почему-то не помогли…

P.S. И в Корее наверное то же самое было – что особенно не до изобретения древних стилей.