Боевая музыка (Часть 4) “Слава Богу, что мы казаки!”
Мужик врага ждет, казак врага ищет.
Береженого Бог бережет, а казака сабля.
Умер казак тай и ляжит, тай некому затужить.
Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому подоли.
С панами и свиньями не знайся.
Прежде не хвались, а Богу помолись.
Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.
Хочешь спокою, готуйся до бою
Казачьи пословицы и поговорки
Интересно, но наиболее разработанной “боевая музыка”, оказалась у казачества – причем, как можно заметить, по всей видимости казачья воинская культура, просто-таки с жадностью, впитывала в себя лучшие боевые мелодии народов с которыми им приходилось встречаться.
Начнем с древнейших мелодий – “Братина Шамиля” – как можно заметить исполняется просто людьми – без всяких инструментов. “Ойся ты ойся, ты меня не бойся!”
Вот еще древняя мелодия – но добавился барабан – и мотивы Лезгинки – казакам понравился по всей видимости ее боевой ритм – и без всякого смущения – Лезгинка теперь такая же народная казачья музыка как и народов Кавказа. Люди явно понимали толк в “боевой музыке” – беря на вооружение ее лучшие образцы.
И танец-песня “Снежочки” – лихо.
Казачий пляс – все зависит от области где живут казаки – с русскими – танцы похожи больше на русские народные. Но казачий задор соответственно сохраняется независимо от местности. (Причем можно по одежде различить какого казак войска)
Знаменитый гопак – старый козацкий танец.
Классическое исполнение – практически балет.
И попроще – для кино. Но все равно довольно впечатляющие – и те же казачьи или казацкие мотивы.
Но самыми крутыми являются на мой взгляд казачьи песни – они настолько душевные и живые, что по сути уже и вышли за рамки непосредственно казачьей военной среды – став народными песнями.
В этих песнях очень высокий, можно даже сказать философский уровень восприятия себя и жизни – в казачьих песнях, я имею ввиду песни которые пели казаки по всей видимости в свободное время, на привалах – это всегда чувство присутствия рядом смерти, вот этой какой-то обреченности, понимания своей судьбы. Очень глубоко. Казак должен знать – через поколения смерть всегда рядом – бойся ее или нет – песни просто таки насыщены эти чувством, этой своеобразной бодростью что-ли и бесшабашностью. Очень запоминающиеся очень классные песни – сочиняли просто гении – это какое-то другое восприятие жизни. В этих казачьих песнях.
“Не для меня”
И еще исполнение “Не для меня” – на мой взгляд – более задушевно – хотя и проще.
Вот класснейшая казачья песня “Ой да не вечер” – “А есаул догадлив был, он сумел сон мой разгадать” – ну разве не супер.
“Любо братцы, любо!” – причем, интересно, чем проще певцы тем лучше получается – такая вот особенность казачьих песен. Народные потому что.
Вот Кубанский Казачий Хор – исполняет “Любо братцы, любо”
А вот попроще “Бабкины внуки” – на мой взгляд намного задушевней. Сели вечером, кони пасутся рядом – и петь, причем каждый знает -“а вторая пуля в сердце ранила меня” – вполне может быть завтра. И “жинка погорюет”
Кубанский казачий хор “Там шли два брата” – классная военная песня, которую перепевали даже и в Великую Отечественную.
“Куда летишь кукушечка” – запевная, невольно задаешь вопросом зачем казаки все таки пели все эти песни.
“Черный Ворон”
И еще “Черный Ворон” – и опять та обреченность к смерти.
И еще “Черный Ворон” – интересно казачьи песни сделаны настолько круто, что сохраняют сами себя – через века – и без сомнения – и дальше пойдут. Настоящие песни.
Более современные казачьи песни – тоже
И сейчас актуально – все понятно – что еще споешь – только дедовские песни. Хорошо что сохранили.
А вот интересный, такое сочетание танцевальных ритмов и и вот этого казачьего лихого бесшабашества – это сплав, танца и этой обреченной к смерти песни.
“Казачья лезгинка” “Орайда- райда -орайда” Лихо. Через века.
Может так было – под распевы “Орайда- райда – орайда”. Как бы сейчас сказали – активная медитация. Но, что то нашим еще далеко до такого.
Или вот “Мациевский генерал” – тот же дух- такое боевое восприятие – причем, это не то что, что-то надуманное – это так сказать из недр казачества – выражение воинского духа. Может боевой дух – такой? Веселый и лихой? Люди с таким духом вполне успешно воевали – причем шашками и штыками.
“Вы казачки, казачки” – начинается песня,и постепенно переходит в танец – и опять из инструментов только барабан. И то не всегда.
А вот вроде как и Казачий Марш – вполне можно маршировать, что-то такое дисциплинирующее, хотя опять же слова, как бы в насмешку, не соответствуют ритму. “Запевай!!!” опять без инструментов – такая строевая песня.
В принципе есть “Запорожский марш”, который довольно широко используется на Украине, а в аранжировке для военного оркестра является одним из основных маршей Вооруженных Сил Украины – но это все же на народное, так сказать, произведение – его создал исполнитель украинских народных песен Евгений Адамцевич – но по всей видимости он очень насыщен старинными казацкими мотивами – что так пришелся украинцам по душе – и они его признали своим.
И вот всей сцене боя в фильме “Вогнем і мечем” придает такую лихость и бесшабашность. Казаки что сказать.
Такое вот боевое творчество. Заслушаться можно.
Орайда..
P.S. А вот любопытно по всей видимости современная переделка под казачью, песни “Там вдали за рекой” – сразу на слух можно отличить – не казачья. И так на самом деле и есть. Не казачья. Жалостливая какая-то. “Комсомольское сердце пробито.” Лихости нету, обреченности той самой казачьей нету.
Оригинал. Нет не казаки.