Боевая музыка (Часть 4) “Слава Богу, что мы казаки!”

Мужик врага ждет, казак врага ищет.

Береженого Бог бережет, а казака сабля.

Умер казак тай и ляжит, тай некому затужить.

Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому подоли.

С панами и свиньями не знайся.

Прежде не хвались, а Богу помолись.

Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.

Хочешь спокою, готуйся до бою

Казачьи пословицы и поговорки

Интересно, но наиболее разработанной “боевая музыка”,  оказалась у казачества – причем, как можно заметить, по всей видимости казачья воинская культура, просто-таки с жадностью, впитывала в себя лучшие боевые мелодии народов с которыми им приходилось встречаться.

Начнем с древнейших мелодий – “Братина Шамиля” – как можно заметить исполняется просто людьми – без всяких инструментов. “Ойся ты ойся, ты меня не бойся!”

Вот еще древняя мелодия – но добавился барабан – и мотивы Лезгинки – казакам понравился по всей видимости ее боевой ритм – и без всякого смущения – Лезгинка теперь такая же народная казачья музыка как и народов Кавказа. Люди явно понимали толк в “боевой музыке” – беря на вооружение ее лучшие образцы.

И танец-песня “Снежочки” – лихо.

Казачий пляс – все зависит от области где живут казаки – с русскими – танцы похожи больше на русские народные. Но казачий задор соответственно сохраняется независимо от местности. (Причем можно по одежде различить какого казак войска)

Знаменитый гопак – старый козацкий танец.

Классическое исполнение – практически балет.

И попроще – для кино. Но все равно довольно впечатляющие – и те же казачьи или казацкие мотивы.

Но самыми крутыми являются на мой взгляд казачьи песни – они настолько душевные и живые, что по сути уже и вышли за рамки непосредственно казачьей военной среды – став народными песнями.

В этих песнях очень высокий, можно даже сказать философский уровень восприятия себя и жизни – в казачьих песнях, я имею ввиду песни которые пели казаки по всей видимости в свободное время, на привалах – это всегда чувство присутствия рядом смерти, вот этой какой-то обреченности, понимания своей судьбы. Очень глубоко. Казак должен знать – через поколения смерть всегда рядом – бойся ее или нет – песни просто таки насыщены эти чувством, этой своеобразной бодростью что-ли и бесшабашностью. Очень запоминающиеся очень классные песни – сочиняли просто гении – это какое-то другое восприятие жизни. В этих казачьих песнях.

“Не для меня”

И еще исполнение “Не для меня” – на мой взгляд – более задушевно – хотя и проще.

Вот класснейшая казачья песня “Ой да не вечер” – “А есаул догадлив был, он сумел сон мой разгадать” – ну разве не супер.

“Любо братцы, любо!” – причем, интересно, чем проще певцы тем лучше получается – такая вот особенность казачьих песен. Народные потому что.

Вот Кубанский Казачий Хор – исполняет “Любо братцы, любо”

А вот попроще “Бабкины внуки” – на мой взгляд намного задушевней. Сели вечером, кони пасутся рядом – и петь, причем каждый знает -“а вторая пуля в сердце ранила меня” – вполне может быть завтра. И “жинка погорюет”

Кубанский казачий хор “Там шли два брата” – классная военная песня, которую перепевали даже и в Великую Отечественную.

“Куда летишь кукушечка” – запевная, невольно задаешь вопросом зачем казаки все таки пели все эти песни.

“Черный Ворон”

И еще “Черный Ворон” – и опять та обреченность к смерти.

И еще “Черный Ворон” – интересно казачьи песни сделаны настолько круто, что сохраняют сами себя – через века – и без сомнения – и дальше пойдут. Настоящие песни.

Более современные казачьи песни – тоже

И сейчас актуально – все понятно – что еще споешь – только дедовские песни. Хорошо что сохранили.

А вот интересный, такое сочетание танцевальных ритмов и и вот этого казачьего лихого бесшабашества – это сплав, танца и этой обреченной к смерти песни.

“Казачья лезгинка” “Орайда- райда -орайда” Лихо. Через века.

Может так было – под распевы “Орайда- райда – орайда”. Как бы сейчас сказали – активная медитация. Но, что то нашим еще далеко до такого.

Или вот “Мациевский генерал” – тот же дух- такое боевое восприятие – причем, это не то что, что-то надуманное – это так сказать из недр казачества – выражение воинского духа. Может боевой дух – такой? Веселый и лихой? Люди с таким духом вполне успешно воевали – причем шашками и штыками.

“Вы казачки, казачки” – начинается песня,и постепенно переходит в танец – и опять из инструментов только барабан. И то не всегда.

А вот вроде как и Казачий Марш – вполне можно маршировать, что-то такое дисциплинирующее, хотя опять же слова, как бы в насмешку, не соответствуют ритму. “Запевай!!!” опять без инструментов – такая строевая песня.

В принципе есть “Запорожский марш”, который довольно широко используется на Украине, а в аранжировке для военного оркестра является одним из основных маршей Вооруженных Сил Украины – но это все же на народное, так сказать, произведение – его создал исполнитель украинских народных песен Евгений Адамцевич – но по всей видимости он очень насыщен старинными казацкими мотивами – что так пришелся украинцам по душе – и они его признали своим.

И вот всей сцене боя в фильме “Вогнем і мечем” придает такую лихость и бесшабашность. Казаки что сказать.

Такое вот боевое творчество. Заслушаться можно.

Орайда..

P.S. А вот любопытно по всей видимости современная переделка под казачью, песни “Там вдали за рекой” – сразу на слух можно отличить – не казачья. И так на самом деле и есть. Не казачья. Жалостливая какая-то. “Комсомольское сердце пробито.” Лихости нету, обреченности той самой казачьей нету.

Оригинал. Нет не казаки.