Санчин Но Ката — начало и конец Каратэ

Относи свои успехи только к мудрости своих учителей, а свои поражения — только к собственной нерадивости. И тогда ты осилишь любой путь.

Автор неизвестен

Легендарнейшее Ката Санчин (или Сантин — кому как угодно) — легендарнейшей школы Годзю-рю Каратэ — является по сути основой подготовки в  Годзю-рю — и более того из-за своей уникальности перенято и другими современными школами и стилями каратэ -Шото-рю (Сито-рю) Киокушинкай, Иссин-рю, Уэчи-рю, Рюэй-рю, Кусин-рю, Хонсин-Рю. Санчин в переводе с японского загадочно называется — «три точки» ((или опять же кому как угодно — «три этапа» — но думаю что все таки более уместным является третье его название — «Три битвы» — как-то более подходящее к комплексу движений единоборства.) Почему такое название придумано для этого ката, для меня например, так и осталось непонятным — но это в общем-то в японском стиле — придумать чему нибудь — какое нибудь несуразное и несоответствующее, но при этом достаточно романтичное название — чтобы человек еще потом долго думал — к чему бы это?

сантин11(Красивое конечно высказывание — но несколько смущает фраза" ...если бы кто-то отрабатывал..." — Мияги Тёдзюн, этой фразой как бы намекает, что сам он на подобную проверку так и не решился)

По словам последователей школы Годзю-рю каратэ — основной целью практики ката Санчин — является «формирование мощной структуры тела и укрепление боевого духа посредством гармонизации дыхания и силы в правильной позиции» — звучит конечно заманчиво — но каким образом  можно достигнуть этой гармонизации — никак по сути не разъясняется — прямое указание лишь следующее:"это" можно узнать в процессе правильной рактики данного ката — как минимум через несколько лет — что опять же несколько смущает.

С другой стороны вполне себе можно сказать и то, что ката Санчин является общепризнанным способом энергетической практики — и в общем-то поэтому мне и захотелось познакомиться с этим самым ката Санчин — поближе. (Дело в том что я давно приглядываюсь к этому ката — и все собирался его изучить и испытать его эффект на себе хотя бы в течение нескольких месяцев — просто потому что интересно. Действительно ли это уникальная энергетическая практика боевых искусств или же просто дыхательное упражнение с напряжением мышц. Но признаюсь — что-то, как-то «руки никак не доходили»: то информации об этом ката у меня было предельно мало — только лишь что это какое то удивительное силовое ката  — доступное лишь японским мастерам, то я думал что это ката какого-то высшего уровня и нужно подучить технику каратэ, то ката каратэ на деле оказались не тем чем их представляют последователи каратэ, то я вообще разочаровался в самом каратэ — короче не пришлось)

Итак, все таки по существу — в данном ката используется минимальное количество технических действий всего лишь одна стойка — санчин дачи — передвижение вперед и поворот в сторону в этой стойке ,  блоки -  мороте учи уке (блок наружу), интереснейшие двойные блоки мае маваши уке и шорей  и один удар — цуки — выполняемый в различных вариациях — и все. Весь смысл думаю заключается в специальном способе дыхания используемом в ката Санчин — по японски называемом — «ибуки». («Это очень жесткое и силовое дыхание, нацеленное на приобретение максимальной концентрации — медленный, силовой выдох, основывающийся на напряжении мышц низа живота — в конечной фазе выдоха остатки воздуха как бы выводятся еще более мощным напряжением мышц нижней части живота». )

При этом признаюсь — я несколько опасаюсь разучивать и практиковать это ката — по сути для меня ката Санчин осталось последней иллюзией в области Каратэ — я просто боюсь что это ката на деле окажется таким же набором бессмысленных и нелепых движений как и все ката разнообразных школ каратэ. И в нем на деле не окажется никакой энергетической практики — а одно лишь изометрическое напряжение мышц и силовое дыхание.

С другой стороны благодаря современным технологиям сейчас разучить ката Санчин — представляется вполне возможным и без поиска живого и  истинного носителя этого ката — что наверное было очень необходимым в прошлые времена.

Думаю для начала необходимо познакомиться с выполнением данного ката различными мастерами каратэ:

Довольно таки интересное исполнение ката Санчин мастером школы Годзю-Рю Морио Хигаонной — с его разъяснениями элементов и техники выполнения Санчин -  на японском языке — но и так в принципе понятно — нужно напрягаться чтобы выдерживать неожиданные удары по разным местам.

Видео ниже показалось мне наиболее показательным с точки зрения техники выполнения — это можно сказать классическая схема исполнения ката Санчин — без эмоций — но в данном случае все таки главное техника — здесь по моему техника выполнения ката практически идеальна.

А вот исполнение ката Санчин от Гоши Ямагучи — техника несколько отличается от «классического» варианта — но зато чувствуется боевой дух Гоши Ямагучи при выполнении им этого ката. (То есть техника — по сути вторична, по всей видимости определяющее значение имеет проявление боевого духа и силовое дыхание — ибуки.)

Вот по всей видимости тестирование выполнения ката Санчин — ребята какие мощные — интересно могло ли на них так повлиять так выполнение ката Санчин с отягощениями? (Главное который с отягощениями как то мощнее выглядит того который без) И дяденька такой, проверяет их как артистично — просто ударить — нет — нужно обязательно это делать в такой своеобразно театральной технике каратэ.

А вот способ выполнения ката в технике школы Киокушинкай каратэ — всегда думал что они не практикуют это ката — ан нет — тоже присоединились. Но как то все же расслабленно что ли получается, как то через силу что ли.

Опять сам Морио Хинагонна — но что то очень старается что ли — с одной стороны слишком артистично — а с другой слишком зажато выполняет это ката — для мастера каратэ — это несколько смущает — вот слишком Морио очевидно тужится . (То есть по моему все разговоры о великой технике каратэ — о необходимости ее тщательного оттачивания — по всей видимости на деле так и остаются разговорами -если такое позволяет себе мастер Каратэ). И подтягивание рук и их выпрямление сделал почему то не три раза — как положено (см. движение 39-40) — а четыре -интересно. (вольная трактовка ката Санчин)

Вот тоже видео чисто российская откровенность — показывать как делают ученики — это по всей видимости семинар — и вот на него пришли люди — абсолютно не понимающие и не практикующие каратэ — видно что они не отрабатывают технику — по сто — двести раз в день — как и положено — а вот на тебе взялись сразу за изучение ката Санчин. (Хотя с другой стороны такой мастер Мияги Тёдзюн — начинал обучение своих учеников — непосредственно с ката Санчин — но здесь все таки не то.

Так же интересна, по моему, и довольно таки вольная трактовка — от школы оперативного каратэ — то есть смысл в чем — как можно заметить ката Санчин — каждый делает это ката как может — в меру, так сказать, своих способностей, и своего разумения — и что самое главное — у всех ката получается довольно таки неплохо. (все таки — главное — не форма а боевой дух — физическое напряжение и дыхание — вот наверное и есть очевидная суть ката Санчин — и есть эти самые -три точки — три этапа -три битвы)...

И наконец схематическое пошаговое описание каждого движения ката Санчин — так сказать классический вариант школы Годзю-рю.

 

сантин_11. принять так называемую стойку Мусуби дачи — ноги несколько меньше ширины плеч, из положения — руки свободно опущены — левой ладонью накрыть правую ладонь и в этот момент закрыть глаза (интересно положение с закрытыми глазами в каратэ по японски называется — мокуссо. То есть можно сказать — выполнить — мокуссо)

2. Открывая глаза, разводя пятки в стороны и скрещивая предплечья перед нижней челюстью — выполнить вдох

3. На выдохе (ибуки) с разведением носков в стороны,  руки разводятся в стороны и  вниз и занимается стойка фудо-дачи.

4 -6. На выдохе (ибуки)  шагом правой ногой вперед и в сторону и  блоком мороте учи уке- занять стойку  миги санчин дачи.

7. Со вдохом (на четыре счета) левую руку медленно отвести в исходное положение — хиките (подтянуть на пояс)

сантин_28. На выдохе (ибуки) медленно выполнить левой рукой — чудан гяку цуки (на пять счетов) — правая рука остается при этом на месте.

9-10. Вдох и на выдохе (ибуки) выполнить левой рукой  учи уке — правая рука остается при этом на месте.

11-15. С шагом левой ногой вперед занять стойку хидари санчин дачи и провести движения пунктов 7-10 — в другую сторону.

сантин_316-17. С шагом правой ногой вперед занять стойку миги санчин дачи и с глубоким вдохом отвести левую руку в исходное положение — хикитэ (подтянуть на пояс)

18. На выдохе (ибуке) нанести левой рукой удар — каке цуки (это как бы боковой удар себе под локоть правой руки) — левый кулак после удара медленно заводится под локоть правой руки.

сантин_419-20. На вдохе выполняется разворот на левой ноге на 180 градусов — соответственно — движением правой — с одновременным выполнением левой рукой блока учи уке.

21. На выдохе (с ибуки) правой рукой наносится удар миги гияку цуки.

22. После короткого вдоха, на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок — учи уке.

23. Выполнить шаг вперед правой ногой, после чего отвести левую руку в исходное положение — хикитэ  (рука у пояса) — принципиальным по видимости является именно такая последовательность — шаг, отведение руки и после вдох — соответственно так следует по всей видимости выполнять все подобные движения.

24-25. На выдохе (ибуки) нанесение удара левой рукой — теперь под названием хидари каке цуки (то есть короткого бокового удара — опять с последующим (! видимо это важно) заведением кулака этой руки под локоть разноименной.

26-27. Опять разворот как в пунктах 19- 20 с учи уке.

28-29. На выдохе (с ибуки) правой рукой наносится удар миги гияку цуки. И затем после короткого вдоха, на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок — учи уке.

сантин_530. Шаг правой ногой

31-32. Повтор движений пунктов 7-10

33. На вдохе правая рука отводится в исходное положение — хиките (рука у пояса)

 

сантин_634. На выдохе (ибуки) — правой рукой выполняется удар чудан ои цуки

35. Сделать короткий вдох и затем на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок учи уке.

36-37. — Повтор движений пунктов 7-10

38. Руки медленно вытягиваются вперед и с разворотом ладоней наружу — прижимаются друг к другу.

сантин_739. На вдохе руки сжимаются в кулаки и резко отводятся в исходное положение — хикитэ (руки у пояса)

40. На выдохе (ибуки) наносится двойной удар руками — на уровне груди — мороте чудан йохон нуките (то есть двойной удар пальцами на уровне груди — пальцы соответственно должны быть несколько согнуты — так сказать в стиле каратэ)

(отведение рук в исходное положение и нанесение удара — выполняется три раза)

41-42. С шагом правой ногой назад на максимальной скорости выполняется блок мае маваши уке — причем это довольно интересный переход — на шаге назад правой рукой выполняется учи уке а потом уже с переходом этот блок — мае маваши уке.

43. Руки с открытыми ладонями на вдохе отводятся на уровень груди.

 

сантин_844. На выдохе (ибуки) выполняется двойной блок на верхнем и нижнем уровне — шорей (интересное какое название — все — учи уке, уде уке, чудан гияку цуки, и затем вдруг Шорей — и в этом опять просматривается та самая романтика каратэ — которая думаю и привлекает толпы последователей — скучно сказать отбив в сторону и затем двойной блок на двух уровнях — интересней учи уке и шорей)

45-46. С шагом левой ногой назад опять на максимальной скорости выполняется блок мае маваши уке.

47.  Руки с открытыми ладонями на вдохе отводятся на уровень груди.

48. На выдохе (ибуки) выполняется двойной блок на верхнем и нижнем уровне — шорей (Опять же интересный

 

сантин_949-50. С шагом правой ногой к левой выполняется возвращение в исходное положение.

Такое вот ката Санчин — опять же чисто по японски — ровно 50 движений не больше не меньше.

(Признаюсь, чем мне так сказать симпатизирует ката Санчин — до того как, лично я столкнулся с этим ката и захотел его изучить — я практиковал подобные (но только «свободные») комплексы движений с сочетанием переходов физического расслабления и напряжения  — на фоне низкого  (или нижнего) силового дыхания и коротких силовых движений  — поэтому мне наверное и оказалось интересными подобные техники в каратэ)

<

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *