Санчин Но Ката – начало и конец Каратэ.

Относи свои успехи только к мудрости своих учителей, а свои поражения — только к собственной нерадивости. И тогда ты осилишь любой путь.

Автор неизвестен

Легендарнейшее Ката Санчин (или Сантин – кому как угодно) – легендарнейшей школы Годзю-рю Каратэ – является по сути основой подготовки в  Годзю-рю – и более того из-за своей уникальности перенято и другими современными школами и стилями каратэ -Шото-рю (Сито-рю) Киокушинкай, Иссин-рю, Уэчи-рю, Рюэй-рю, Кусин-рю, Хонсин-Рю. Санчин в переводе с японского загадочно называется – “три точки” ((или опять же кому как угодно – “три этапа” – но думаю что все таки более уместным является третье его название – “Три битвы” – как-то более подходящее к комплексу движений единоборства.) Почему такое название придумано для этого ката, для меня например, так и осталось непонятным – но это в общем-то в японском стиле – придумать чему нибудь – какое нибудь несуразное и несоответствующее, но при этом достаточно романтичное название – чтобы человек еще потом долго думал – к чему бы это?

сантин11(Красивое конечно высказывание – но несколько смущает фраза” …если бы кто-то отрабатывал…” – Мияги Тёдзюн, этой фразой как бы намекает, что сам он на подобную проверку так и не решился)

По словам последователей школы Годзю-рю каратэ – основной целью практики ката Санчин – является “формирование мощной структуры тела и укрепление боевого духа посредством гармонизации дыхания и силы в правильной позиции” – звучит конечно заманчиво – но каким образом  можно достигнуть этой гармонизации – никак по сути не разъясняется – прямое указание лишь следующее:”это” можно узнать в процессе правильной рактики данного ката – как минимум через несколько лет – что опять же несколько смущает.

С другой стороны вполне себе можно сказать и то, что ката Санчин является общепризнанным способом энергетической практики – и в общем-то поэтому мне и захотелось познакомиться с этим самым ката Санчин – поближе. (Дело в том что я давно приглядываюсь к этому ката – и все собирался его изучить и испытать его эффект на себе хотя бы в течение нескольких месяцев – просто потому что интересно. Действительно ли это уникальная энергетическая практика боевых искусств или же просто дыхательное упражнение с напряжением мышц. Но признаюсь – что-то, как-то “руки никак не доходили”: то информации об этом ката у меня было предельно мало – только лишь что это какое то удивительное силовое ката  – доступное лишь японским мастерам, то я думал что это ката какого-то высшего уровня и нужно подучить технику каратэ, то ката каратэ на деле оказались не тем чем их представляют последователи каратэ, то я вообще разочаровался в самом каратэ – короче не пришлось)

Итак, все таки по существу – в данном ката используется минимальное количество технических действий всего лишь одна стойка – санчин дачи – передвижение вперед и поворот в сторону в этой стойке ,  блоки –  мороте учи уке (блок наружу), интереснейшие двойные блоки мае маваши уке и шорей  и один удар – цуки – выполняемый в различных вариациях – и все. Весь смысл думаю заключается в специальном способе дыхания используемом в ката Санчин – по японски называемом – “ибуки”. (“Это очень жесткое и силовое дыхание, нацеленное на приобретение максимальной концентрации – медленный, силовой выдох, основывающийся на напряжении мышц низа живота – в конечной фазе выдоха остатки воздуха как бы выводятся еще более мощным напряжением мышц нижней части живота”. )

При этом признаюсь – я несколько опасаюсь разучивать и практиковать это ката – по сути для меня ката Санчин осталось последней иллюзией в области Каратэ – я просто боюсь что это ката на деле окажется таким же набором бессмысленных и нелепых движений как и все ката разнообразных школ каратэ. И в нем на деле не окажется никакой энергетической практики – а одно лишь изометрическое напряжение мышц и силовое дыхание.

С другой стороны благодаря современным технологиям сейчас разучить ката Санчин – представляется вполне возможным и без поиска живого и  истинного носителя этого ката – что наверное было очень необходимым в прошлые времена.

Думаю для начала необходимо познакомиться с выполнением данного ката различными мастерами каратэ:

Довольно таки интересное исполнение ката Санчин мастером школы Годзю-Рю Морио Хигаонной – с его разъяснениями элементов и техники выполнения Санчин –  на японском языке – но и так в принципе понятно – нужно напрягаться чтобы выдерживать неожиданные удары по разным местам.

Видео ниже показалось мне наиболее показательным с точки зрения техники выполнения – это можно сказать классическая схема исполнения ката Санчин – без эмоций – но в данном случае все таки главное техника – здесь по моему техника выполнения ката практически идеальна.

А вот исполнение ката Санчин от Гоши Ямагучи – техника несколько отличается от “классического” варианта – но зато чувствуется боевой дух Гоши Ямагучи при выполнении им этого ката. (То есть техника – по сути вторична, по всей видимости определяющее значение имеет проявление боевого духа и силовое дыхание – ибуки.)

Вот по всей видимости тестирование выполнения ката Санчин – ребята какие мощные – интересно могло ли на них так повлиять так выполнение ката Санчин с отягощениями? (Главное который с отягощениями как то мощнее выглядит того который без) И дяденька такой, проверяет их как артистично – просто ударить – нет – нужно обязательно это делать в такой своеобразно театральной технике каратэ.

А вот способ выполнения ката в технике школы Киокушинкай каратэ – всегда думал что они не практикуют это ката – ан нет – тоже присоединились. Но как то все же расслабленно что ли получается, как то через силу что ли.

Опять сам Морио Хинагонна – но что то очень старается что ли – с одной стороны слишком артистично – а с другой слишком зажато выполняет это ката – для мастера каратэ – это несколько смущает – вот слишком Морио очевидно тужится . (То есть по моему все разговоры о великой технике каратэ – о необходимости ее тщательного оттачивания – по всей видимости на деле так и остаются разговорами -если такое позволяет себе мастер Каратэ). И подтягивание рук и их выпрямление сделал почему то не три раза – как положено (см. движение 39-40) – а четыре -интересно. (вольная трактовка ката Санчин)

Вот тоже видео чисто российская откровенность – показывать как делают ученики – это по всей видимости семинар – и вот на него пришли люди – абсолютно не понимающие и не практикующие каратэ – видно что они не отрабатывают технику – по сто – двести раз в день – как и положено – а вот на тебе взялись сразу за изучение ката Санчин. (Хотя с другой стороны такой мастер Мияги Тёдзюн – начинал обучение своих учеников – непосредственно с ката Санчин – но здесь все таки не то.

Так же интересна, по моему, и довольно таки вольная трактовка – от школы оперативного каратэ – то есть смысл в чем – как можно заметить ката Санчин – каждый делает это ката как может – в меру, так сказать, своих способностей, и своего разумения – и что самое главное – у всех ката получается довольно таки неплохо. (все таки – главное – не форма а боевой дух – физическое напряжение и дыхание – вот наверное и есть очевидная суть ката Санчин – и есть эти самые -три точки – три этапа -три битвы)….

И наконец схематическое пошаговое описание каждого движения ката Санчин – так сказать классический вариант школы Годзю-рю.

 

сантин_11. принять так называемую стойку Мусуби дачи – ноги несколько меньше ширины плеч, из положения – руки свободно опущены – левой ладонью накрыть правую ладонь и в этот момент закрыть глаза (интересно положение с закрытыми глазами в каратэ по японски называется – мокуссо. То есть можно сказать – выполнить – мокуссо)

2. Открывая глаза, разводя пятки в стороны и скрещивая предплечья перед нижней челюстью – выполнить вдох

3. На выдохе (ибуки) с разведением носков в стороны,  руки разводятся в стороны и  вниз и занимается стойка фудо-дачи.

4 -6. На выдохе (ибуки)  шагом правой ногой вперед и в сторону и  блоком мороте учи уке- занять стойку  миги санчин дачи.

7. Со вдохом (на четыре счета) левую руку медленно отвести в исходное положение – хиките (подтянуть на пояс)

сантин_28. На выдохе (ибуки) медленно выполнить левой рукой – чудан гяку цуки (на пять счетов) – правая рука остается при этом на месте.

9-10. Вдох и на выдохе (ибуки) выполнить левой рукой  учи уке – правая рука остается при этом на месте.

11-15. С шагом левой ногой вперед занять стойку хидари санчин дачи и провести движения пунктов 7-10 – в другую сторону.

сантин_316-17. С шагом правой ногой вперед занять стойку миги санчин дачи и с глубоким вдохом отвести левую руку в исходное положение – хикитэ (подтянуть на пояс)

18. На выдохе (ибуке) нанести левой рукой удар – каке цуки (это как бы боковой удар себе под локоть правой руки) – левый кулак после удара медленно заводится под локоть правой руки.

сантин_419-20. На вдохе выполняется разворот на левой ноге на 180 градусов – соответственно – движением правой – с одновременным выполнением левой рукой блока учи уке.

21. На выдохе (с ибуки) правой рукой наносится удар миги гияку цуки.

22. После короткого вдоха, на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок – учи уке.

23. Выполнить шаг вперед правой ногой, после чего отвести левую руку в исходное положение – хикитэ  (рука у пояса) – принципиальным по видимости является именно такая последовательность – шаг, отведение руки и после вдох – соответственно так следует по всей видимости выполнять все подобные движения.

24-25. На выдохе (ибуки) нанесение удара левой рукой – теперь под названием хидари каке цуки (то есть короткого бокового удара – опять с последующим (! видимо это важно) заведением кулака этой руки под локоть разноименной.

26-27. Опять разворот как в пунктах 19- 20 с учи уке.

28-29. На выдохе (с ибуки) правой рукой наносится удар миги гияку цуки. И затем после короткого вдоха, на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок – учи уке.

сантин_530. Шаг правой ногой

31-32. Повтор движений пунктов 7-10

33. На вдохе правая рука отводится в исходное положение – хиките (рука у пояса)

 

сантин_634. На выдохе (ибуки) – правой рукой выполняется удар чудан ои цуки

35. Сделать короткий вдох и затем на выдохе (ибуки) правой рукой выполняется блок учи уке.

36-37. – Повтор движений пунктов 7-10

38. Руки медленно вытягиваются вперед и с разворотом ладоней наружу – прижимаются друг к другу.

сантин_739. На вдохе руки сжимаются в кулаки и резко отводятся в исходное положение – хикитэ (руки у пояса)

40. На выдохе (ибуки) наносится двойной удар руками – на уровне груди – мороте чудан йохон нуките (то есть двойной удар пальцами на уровне груди – пальцы соответственно должны быть несколько согнуты – так сказать в стиле каратэ)

(отведение рук в исходное положение и нанесение удара – выполняется три раза)

41-42. С шагом правой ногой назад на максимальной скорости выполняется блок мае маваши уке – причем это довольно интересный переход – на шаге назад правой рукой выполняется учи уке а потом уже с переходом этот блок – мае маваши уке.

43. Руки с открытыми ладонями на вдохе отводятся на уровень груди.

 

сантин_844. На выдохе (ибуки) выполняется двойной блок на верхнем и нижнем уровне – шорей (интересное какое название – все – учи уке, уде уке, чудан гияку цуки, и затем вдруг Шорей – и в этом опять просматривается та самая романтика каратэ – которая думаю и привлекает толпы последователей – скучно сказать отбив в сторону и затем двойной блок на двух уровнях – интересней учи уке и шорей)

45-46. С шагом левой ногой назад опять на максимальной скорости выполняется блок мае маваши уке.

47.  Руки с открытыми ладонями на вдохе отводятся на уровень груди.

48. На выдохе (ибуки) выполняется двойной блок на верхнем и нижнем уровне – шорей (Опять же интересный

 

сантин_949-50. С шагом правой ногой к левой выполняется возвращение в исходное положение.

Такое вот ката Санчин – опять же чисто по японски – ровно 50 движений не больше не меньше.

(Признаюсь, чем мне так сказать симпатизирует ката Санчин – до того как, лично я столкнулся с этим ката и захотел его изучить – я практиковал подобные (но только “свободные”) комплексы движений с сочетанием переходов физического расслабления и напряжения  – на фоне низкого  (или нижнего) силового дыхания и коротких силовых движений  – поэтому мне наверное и оказалось интересными подобные техники в каратэ)