ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

шаолинь4

Побеждает тот, кто готов умереть.

(Хагакурэ, кодекс Бушидо)

Глава из книги «Система реального рукопашного боя. Часть 1 Основы. Техника»

Казалось бы, что прежде всего, движения техники рукопашного боя должны быть просты и удобны, и быть подобны движениям, используемым в повседневной жизни. Но на самом деле при разгоне до предельных скоростей и приложении значительных сил, движения неизбежно становятся другими – дело в том, что пропорционально увеличению скоростно силовых характеристик движений увеличиваются и силы инерции, стремящиеся лишить человека равновесия, что соответственно и требует изменения самого принципа движений. Поэтому при выполнении движений в рукопашном бою, прежде всего и должно учитываться действие именно сил инерции, требующее использования исключительно уравновешенных движений, которые позволят достигать высоких скоростно-силовых характеристик техники, с достаточным для ведения рукопашного боя уровнем устойчивости. (При этом движения все-таки должны иметь и некий боевой стиль, порождающий боевое настроение и таким образом повышающий психофизические возможности бойца).
Поэтому для использования техники в реальных условиях является необходимым соответствие ее следующим требованиям:
1. Скоростная техника движений:
1.1. кратчайшие траектории движений – очевидно, что движение по прямой самое короткое и соответственно самое быстрое. Но в данном случае речь идет о придании кратчайших траекторий различным дугообразным движениям и использующимся в основном в технике рукопашного боя.
1.2. С другой стороны, за счет использования инерции движений вполне возможно достигать даже более высоких скоростей, чем при прямолинейном движении.
1.3. Защитные движения должны бы короче по траектории, чем атакующие движения – это вполне очевидный принцип – защита складывается как минимум из следующих фаз: реакция на удар, выбор способа защиты, выполнение защитного движения, что соответственно и требует большего времени чем на выполнение атакующего движения.
1.4. Комбинирование техники – это почти одновременное использование нескольких атакующих или защитных приемов, когда за счет использования инерции тела происходит увеличение скоростно-силовых характеристик каждого отдельного движения.

2. Устойчивость и равновесие — в любом случае потеря равновесия это потеря скорости. Но в реальном бою поддержание равновесия и устойчивости это вовсе не статичные и жесткие стойки и фиксированные движения – это скорее их поддержание непосредственно в скоростных или силовых движениях.

3. Силовая техника движений — при проведении в рукопашном бою силовых движений, поддержание равновесия приобретает еще большее значение, так как очевидно, что приложение силы имеет четко определенное направление, а потеря равновесия в рукопашном бою достаточно опасно, чтобы пренебрегать его поддержанием. Поэтому силовые движения для ведения рукопашного боя можно разделить на:
3.1. Скоростно-силовые движения – в данном случае силовыми, движения получаются за счет вложения в них массы тела, либо последовательным либо одновременным включением массивных групп мышц. Причем при одновременном включении мышц, они взаиморасполагаются таким образом, чтобы обеспечить наилучшую устойчивость.
3.2. Координированные силовые движения – здесь принципиальное значение приобретает возможность опоры на сопротивляющегося противника, поэтому включение в силовое движение мышц, как правило выполняется одновременно, при этом за счет опоры на противника, и появляется возможность для наиболее эффективного взаиморасположения мышечных групп.

4. Основа приемов на ключевых движениях – остальные движения или положения при этом являются дополнениями, которые можно легко изменить по ходу действия. То есть техника рукопашного боя должна быть построена по так сказать «кустовому» принципу — некое базовое движение является основой для целого куста приемов, которые можно изменять непосредственно по ходу боя.

5. Техника должна быть пригодна к применению из самого обычного состояния — в любой момент, более того сами движения должны помочь переходу в боевое состояние или даже быть его основой.

6. Техника для реального рукопашного боя должна сработать как минимум при следующих условиях:
6.1. Значительном психофизическом напряжении.
6.2. Скоростных, разнонаправленных движениях, основанных на значительном приложении силы.
6.3. Физико-психологическом преимуществе противника

7. «Направление» — для достижения высоких скоростей, все движения в реальном бою должны иметь так, сказать единое «направление», то есть как бы беспрепятственно «вытекать» одно из другого.

8. Техника боя в партере – основа техники рукопашного боя. То есть все, что может сработать в партере может сработать и в любых других положениях.

9. Построение техники рукопашного боя на основе базовых движений – техника рукопашного боя должна иметь как бы единый стиль, позволяющий выполнять практически любое движение в едином, так сказать, ключе, что соответственно дает возможность придавать даже и простым или импровизированным движениям боевую эффективность.

10. Отказ от точных движений — всякое точное движение это падение общей скорости, поэтому техника строится на так сказать «размытых» движениях, а движения, требующие какой либо точности при выполнении, могут быть использованы лишь для добивания или для атаки, так сказать «отвлеченного» противника.

11. Распределение напряжения мышц – распределение скорости и силы боевого движения определяется соответственно распределением напряжения и расслабления, определенных мышц, что дает возможность довольно эффективно изменять соотношение силы и скорости в зависимости от конкретной боевой ситуации.

12. Техника «двойного назначения» — для эффективного проведения последующей атаки удар должен либо поразить противника, либо вывести его из равновесия, или вообще явиться основой для проведения, например броска, воздействие на сустав должно закончиться либо болевым приемом, либо повреждением этого сустава.

13. Техника в рукопашном бою имеет различную ценность – суть данного требования в том что наиболее ценными движениями в технике рукопашного боя являются именно простые и незаметные движения, и соответственно чем сложнее движение, тем оно должно иметь меньшую ценность для реального применения. (здесь проблема заключается в том что как правило рассмотрению сложных движений именно из за их сложности уделяется больше времени, что и создает некую иллюзию их большей значимости по сравнению с более простыми движениями.)

14. Определение стиля ведения рукопашного боя – четко определенный и закрепленный способ выполнения движений, в реальном рукопашном бою дает возможность для практически мгновенного входа в боевое состояние — только лишь за счет длительной отработки технических приемов, в определенном стиле ведения рукопашного боя.

15. Отработка техники – отработка базовых движений, по большому счету нацелена на закрепление навыка движения и приобретения стиля движения в рукопашном бою, который затем может быть перенесен на практически любые движения и который в конечном итоге является основой для импровизации в рукопашном бою. Поэтому сами по себе приемы рукопашного боя становятся неважны – значение приобретает этот самый отработанный навык движения и позволяющий выполнять практически любые движения непосредственно боевым способом.