Боевое самбо. серия «Побеждать может каждый» (Фильм в 4-х частях)

Обновлено: 30 ноября 2019, в 22:04

Похожее изображение

-Вы верите в Бога?

-В продаваемого нет.

Автор неизвестен

Серия из четырех обучающих фильмов по боевому самбо от клуба «Русская боевая традиция», хотя и 1997 года выпуска, но до сих пор не потерявший своей актуальности. И на самом деле данный вариант «боевого самбо» базируется на технике «системы Кадочникова» (или даже точнее данная система является продолжением «традиции боевого самбо «Ознобишина-Спиридонова», которая как уверяют авторы данного фильма строится на совершенно иных принципах нежели «традиционное боевое самбо» базирующееся на «традиции Ощепкова».

Александр Байбородин (президент клуба «Русская боевая традиция»)

Денис Никулин (инструктор клуба «Русская боевая традиция»)

Фильм первый «Боевое самбо. Техника Реального Боя» (продолжительность 1 час)

В первом фильме серии «Побеждать может каждый» рассматривается техника рукопашного боя, показаны варианты защиты от ударов ногами, руками, освобождения от захватов и обхватов. Техника и исполнение до боли напоминает систему А. Кадочникова образца начала 90-х. Об этом же говорят и названия по крайней мере двух фильмов серии, прямо взятые из статей об СК. Впрочем, о самой «системе Кадочникова» и о «русском стиле» заговорили лишь в 90-е годы после статьи 1989 г. в «Комсомольской правде». До этого Кадочников называл свою систему боевым самбо, а как создателя указывал В. А. Спиридонова.

Чем же отличается реальный рукопашный бой от спортивной схватки? В спортивной схватке у вас всегда будет один противник, в реальном бою это тоже случается, иногда. Реальный бой скоротечен: атака-контратака. И все бой закончен — 10-15 секунд. Реальный бой жесток по самой своей сути. Если вы получили травму в спортивном поединке — поединок немедленно остановят, пригласят врача, в самом тяжелом случае вас увезут в реанимацию. В реальном же бою ваш противник, скорее всего постарается вас добить. Реальный бой — ассиметричен: боксер на ринге встречает боксера, борец на ковре — борца, каратист на татами — каратиста. Какой техникой обладает ваш противник в реальном бою — известно только ему самому. И для того чтобы побеждать в таких жестких условиях, нужно особое умение, это умение называется — боевое самбо.

Слова «боевое самбо» слышали очень многие, очень немногие, его по настоящему видели. Еще меньше людей знают что сейчас боевое самбо существует в двух традициях:

  • Первое это «традиция Ощепкова». (Который еще до революции получил второй дан Кодокан Дзюдо, и позже в России основал борьбу вольного стиля, которая уже после войны получила новое название — Самбо. Под этим названием борьба существует и сейчас.)
  • Вторая традиция, почти забытая, если бы не героические усилия Алексея Алексеевича Кадочникова, о ней бы сейчас никто и не помнил. Это «традиция Спиридонова-Ознобишина»

В свое время Нил Нилович Ознобишин, ему приходилось тренировать еще царских жандармов, разработал теорию дистанции в рукопашном бою. По его представлениям, каждый кто хочет научиться драться должен иметь арсенал действий для следующих дистанций:

  1. Удары ногами
  2. Удары руками
  3. Захваты
  4. Борьба лежа

Дистанция первая — Ноги

Сейчас в рамках различных стилей и видов единоборств, существует великое множество ударов ногами. Но как показывает статистика в реальном бою применяется всего лишь три удара ногами. Самые простые и эффективные.

На дальней дистанции — прямой удар ногой в пах

На более близкой — боковые удары по различным уровням

И на дистанции захвата — колени

1969 год, сейчас это время уже никто не помнит, а в январе-марте этого года шли ожесточенные бои за остров Даманский, и каждый бой был в сущности рукопашной схваткой. Бои велись в основном силами Уссурийского погранотряда, тяжелого оружия пограничники почти не применяли, в иные дни остров переходил из рук в руки по семь раз. Именно тогда и выяснилось что подготовка на основе дуань-да в китайской армии является массовой. Времени на рукопашную подготовку большого количества солдат уже не было, отдел боевой подготовки Погранвойск КГБ СССР, тогда разработал простой и универсальный принцип ведения рукопашного боя против китайских бойцов. Звучал этот принцип так:  Бьют — хватай, хватают — бей!

Дистанция вторая — Руки

Из всех видов ударов в реальной схватке, наиболее часто применяются удары руками, из них более половины, это прямой удар в голову. Далее идут боковые удары и удары снизу в подбородок и корпус. Все остальные виды ударов применяются крайне редко.

Сочетание Боевое Самбо — довольно странное. В свое время Виктор Афанасьевич Спиридонов ввел термин «самозащита без оружия», для обозначения дисциплины именно «боевой», «прикладной», в которой никакие соревнования — не предусмотрены. Сам Спиридонов считал что основой победы в бою, является движение, маневр. Именно поэтому очень большое внимание в этом фильме уделено захватам. Если человек не умеет «работать» против человека который применяет захваты и броски, в реальном бою такой человек обречен на поражение. Все дело в том что захват сковывает движение, ограничивает маневренность. В бою против группы противников, любой захват примененный противником, простой, и тем более сложный — ведет к проигрышу. В реальном бою это означает гибель.

Дистанция третья — Захваты

Основная особенность «работы» против захватов — их проще не допускать чем из них вырываться. Реализация принципа Хватают — Бей, позволяет это делать с максимальной эффективностью, поскольку противник настроенный на захват психологически не готов к ударной контратаке. Но захвата удается избежать не всегда, поэтому следует стараться освобождаться сразу же ,пока противник не успеет принять удобного положения для броска, удушения или болевого приема.

В реальной боевой практике, наиболее часто встречаются два захвата:

— Захват спереди за одежду

— Захват за шею

Захват «за грудки» встречается чаще всего, но именно от него легче всего защищаться, кроме того он обычно применяется людьми не имеющими специальной подготовки.

 

Фильм Второй «С ножом и без него»

Описание: Во втором фильме серии Побеждать может каждый речь пойдёт о ноже, как и сказано в названии, будут показаны техники боя с ножом и без него, вернее против него. Большую часть фильма демонстрируются техники противодействия различным ударам и угрозам ножом.

Прежде чем начать учиться «работать» с ножом, а тем более — без него, попытаемся представить чем же он опасен?

Даже голой рукой человек может развить энергию удара равной энергии пули пистолета ТТ, это означает что хороший нож в хороших руках может пробить бронежилет второго класса защиты. Это не шутка, каждый кто одевал кевларовый жилет знает что острая заточка в умелых руках гораздо опаснее тупой пистолетной пули. В этом и состоит сила ножа.

Но сила ножа таит в себе и его слабость: как правило слабо тренированный человек который не владеет ножом как собственными руками, больше полагается на оружие, чем на себя — забывая что работает не оружие, а человек. Неглубокая рана может быть смертельной, но для этого наносящий удар должен точно знать — где у противника находится сердце, печень, почки, крупные артерии и нервные узлы.

Можно выделить следующие основные техники «работы с ножом»

Приставка ножом — в реальном бою приставка ножом — маловероятна. Прежде чем противник приставит вам нож может произойти достаточно много событий. Но как тренировочное упражнение, работа против приставок — необходима. Она позволяет понять на себе, что нож режет и колет не всеми своими частями.

Выбивание ножа — в реальном бою возможность выбить нож предоставляется далеко не всегда. Опытный противник применяет нож не для угроз, а для действий и по возможности старается укрыть нож и по возможности старается укрыть клинок от взгляда атакуемого им человека.

При этом даже при безупречном исполнении выбить нож удается далеко не всегда, просто потому что это может оказаться нож-кастет, или нож со специальным темляком плотно охватывающим пальцы, который в горячке боя трудно заметить. Еще хуже если защищающемуся удастся выбить нож, но при этом хорошо сбалансированный клинок нанесет ему травму.

И хотя совсем без выбиваний обойтись нельзя, все таки следует предпочитать техники более простые и более надежные.

Отдел боевой подготовки погранвойск КГБ СССР (который уже упоминался в предыдущем фильме) в свое время анализ ранений полученных пограничниками в рукопашных боях в Афганистане, показал что 80 % всех ранений приходится в левую нижнюю часть живота, поэтому в данном фильме наибольшее внимание уделено прямым и восходящим ударам в живот и в бок, как наиболее часто встречающимся и наиболее опасным.

В общем случае ранение в живот не смертельно, но оно очень сильно ограничивает подвижность атакованного таким образом человека и может полностью подавить его волю к сопротивлению.

При «работе» против ножа следует помнить три правила:

  1. Дистанция, она должна быть достаточно велика, чтобы атакующий не смог достать защищающегося неожиданно. Удар кулаком еще можно позволить себе пропустить, удар ножом — никогда.
  2. Как только появилась возможность контратаковать — нужно контратаковать немедленно. Нельзя упускать свой шанс — другого уже может и не быть.
  3. Не выбитое оружие — забирается. Даже смертельно раненый, но вооруженный противник  — опасен.

И чего делать нельзя в бою с противником вооруженным ножом:

Атаку нельзя блокировать, от атаки нужно уходить. Жесткий блок хорош против прямолинейно и жестко атакующего противника, но увы, чаше всего такие противники встречаются лишь в кинофильмах. Приверженцы пластичных школ просто обтекут блок, как вода обтекает неподвижный камень.

Условно техники «работы» против ножа можно разделить на следующие группы:

1. На основе болевых воздействий

2. На основе бросков и ударов

3. На основе перехвата контроля за оружием

Конечно можно эти техники комбинировать.

Но самое главное помнить: Против вас «работает» не оружие, а человек.

Далее в фильме показывается защита от ударов ножом сверху и режущих ударов.

(По мнению ведущего — удар сверху, в первую очередь хорош для снятия часовых, а в схватке лицом к лицу, его используют люди либо совсем не имеющие понятия как пользоваться ножом, либо люди очень уверенные в себе. Режущий удар, опят же по мнению ведущего, применяют либо неврастеники, либо люди напуганные, которые стремятся не столько убить человека, сколько не подпустить к себе. Разумеется это не отменяет опасности ударов — нож остается ножом в любых руках.)

Удар сверху

Для нанесения удара сверху необходима очень короткая дистанция, на этой дистанции противник уже доступен для контратаки как руками, так и ногами. Кроме того, от этого удара достаточно легко уйти в сторону, и при этом этот удар может быть опасен и для самого нападающего.

Режущий удар

Режущий боковой удар, особенно опасен на дальней дистанции, когда он наносится на уровне шеи или паха. Иногда его используют в качестве вспомогательного удара для атаки вытянутой вперед руки. Но зона поражения при этом ударе — невелика, поэтому из нее достаточно легко выйти, удаляясь от противника, или наоборот приближаясь и контратакуя.

Тренировочные методы и техника безопасности

На тренировках «следует работать», настоящим оружием и при этом остро заточенным — просто настоящий нож, научит человека уважать себя лучше чем любой макет, как бы грозно он ни выглядел — различные мелкие порезы, которых избежать нельзя — отшлифуют технику лучше любого тренера.

Во время освоения,  движения должны быть не просто медленными а сверх-медленными, в этом случае оно станет ваши навсегда и в реальной ситуации будет срабатывать быстрее вашего сознания.

При тренировках с настоящим оружием, травмы не просто возможны, а неизбежны, это приучит вас терпеть боль и не паниковать перед ножом, но чтобы тренировка не превратилась в похороны, следует обязательно изучить правила первой медицинской помощи при травмах и кровотечениях и всегда носите с собой аптечку.

(Внимание! Следует учитывать что данные советы это не более чем частное мнение авторов данного фильма, поэтому думаю что следовать советам об использовании на тренировках настоящих ножей совершенно не стоит.)

 

Советы юридического характера

Если вы не имеете лицензии на ношение холодного оружия, то для тренировок лучше использовать обычный кухонный нож, тем более что сейчас в магазинах продают ножи, которые ни качеством стали ни формой, ни размерами не уступают иному боевому клинку.

Если вы не хотите вступать в конфликт с законом вам лучше посоветоваться с каким-нибудь юристом, в каких случаях следует применять нож для самозащиты, или по крайней мере сходить в библиотеку и почитать новую редакцию закона «Об оружии», и новый «Уголовный кодекс», раздел «Необходимая оборона», собрание актов законодательства есть в любой библиотеке, кроме детских.

И последнее:

Не бойтесь ножа, и не надейтесь на нож побеждает не оружие…

Фильм третий «Против лома нет приема»

Описание: В третьем фильме серии Побеждать может каждый речь пойдёт о защите от различного дреколья. Будет показана защита от длинного шеста, милицейской дубинки, сапёрной лопатки и короткой палки, цепи и нунчак, ну и конечно лома. Способы защиты от всех этих предметов приблизительно одинаковы, и если вы научитесь защищаться от одного, то сможете защищаться и от другого. Лишь защита от нунчак и цепей имеет некоторые особенности, но они не очень велики и будут показаны в фильме.

Александр Байбородин: «Честно говоря не понимаю ажиотажа вызываемого поговоркой: «Против лома нет приема», потому что не понимаю — чем уж так лом отличается от обычной палки, разве что тем что он длинный, тяжелый, и им гораздо труднее управлять. Существуют и более опасные виды оружия, и в этом фильме вы увидите: длинный шест, милицейскую дубинку, саперную лопатку и короткую палку, цепь и нунчаки, ну и конечно — лом. Способы защиты от всего этого приблизительно одинаковые. И если вы сможете защищаться от одного, то сможете защищаться и от другого, лишь защита от нунчак и цепей имеют некоторые особенности, но они тоже не очень велики.

Первая часть фильма рассказывает о защите от длинной палки, это может быть кол, лом, длинный шест, да хоть оглобля. Характерной особенностью этого оружия — им управляют двумя руками. Героев которые могут махать ломом одной рукой не так уж и много. Всеобщее заблуждение о том что от лома трудно защищаться, держится на том что подавляющее большинство людей представляет эту защиту в виде жесткого блока, между тем гораздо легче защищаться — выходом из плоскости удара, или сближением с противником. Удар любой палки наиболее опасен на свободном, бьющем конце. Чем ближе человек оказывается к противнику в момент удара, тем слабее будет его поражающее действие, даже если удар заденет человека. Если вы сумели сблизиться с противником, то длинная палка в его руках, станет для него не только бесполезной, но даже вредной. Потому что подавляющее большинство людей получив в руки оружие, больше полагаются на него, чем на свою способность действовать, а для работы длинной палкой в бою — требуется немалое умение. Которым обладают очень немногие.

Удар палкой сверху — применяется чаще всего, но от него довольно легко уйти — простым движением в сторону. Если же вы стоите близко от противника — контратакуйте его, на его замахе.

Так же длинной палкой можно наносить следующие виды ударов:

Горизонтальный удар

Удар по ногам

Из всех ударов длинной палкой — опаснее всего, увернуться от него достаточно трудно, хотя и возможно. Но этот удар имеет ярко выраженный замах, хотя опытный противник может бить и без замаха. Но лучше конечно не выяснять насколько опытен противник, и собирается ли он замахиваться. Если вы оказались в опасной зоне — контратакуйте немедленно, не дожидаясь замаха.

Штыковой и толчковый удары — от штыкового удара легко уйти в сторону, а от толчкового — сближаться с противником, поскольку длина палки в этом случае не используется.

Александр Байбородин: Поговорка вынесенная в название фильма звучит достаточно угрожающе, но на самом деле длинный и тяжелый лом гораздо менее опасен чем скажем монтировка, отрезок водопроводной трубы или арматурный прут. Просто потому что этими короткими и относительно легкими предметами можно действовать одной рукой и значит более разнообразно. К этому же классу оружия можно отнести и милицейскую дубинку, саперную лопатку, или просто любую короткую палку. Короткая палка опаснее длинной в ближнем бою, поскольку ее можно использовать для разного рода толчковых, тычковых ударов, использовать для разного рода захватов и зацепов. Конечно специалистов профессионально владеющих короткой палкой тоже не так уж и много. Но все же встретить такого противника гораздо больше чем владеющего длинным шестом. Способы защиты от ударов короткой палкой практически не отличаются от ударов палкой длинной. Разница лишь в том что короткую палку держат одной рукой и часто это облегчает сближение и противодействие.

Короткая палка

При короткой палке лучше всего «работать на руки противника, чем на оружие что мы делаем при палке длинной. Причем «работать» можно как на вооруженную руку, так и на свободную.

Александр Байбородин: Палка, дубинка, лом или саперная лопатка, ничем в сущности не отличаются друг от друга. Это просто «мертвые предметы», которые не опасны для вас. Опасен противник. Если хотите научиться драться всерьез: изобретайте и моделируйте разные ситуации. Помните — оружие всего лишь продолжение ваших рук. Не стремитесь повторить прием точно так как его делаем мы. Помните лишь основной рисунок, принципы действия и приспосабливайте его под себя.

Нунчаки и цепь

Александр Байбородин: Большинство людей считают что гибкое оружие: нунчаки или цепь гораздо опаснее жесткого, как-то забывая при этом что гибкое оружие требует долгих тренировок и великолепного изощренного умения управлять им. Люди посвятившие себя таким тренировкам, не ходят проверять свои умения «на улицу». Но если уж вы увидели в руках  у своего противника нунчаки или цепь, то это значит что он считает себя достаточно крутым чтобы владеть ими и уже поэтому — опасен!

В ближнем бою гибкое оружие, еще более уязвимо чем длинная палка. Для нанесения по настоящему эффективного удара требуется достаточно большая дистанция, для хорошего удара цепь или ударную часть нунчак нужно разогнать до очень хорошей скорости. Если вы сумели прорваться к своему противнику вплотную, эти условия становятся невыполнимы.

При «работе» против гибкого оружия важно помнить, что управлять им гораздо труднее чем жесткой палкой. Если удар начался, то изменить его траекторию практически невозможно, поэтому у гибкого оружия существует достаточно много «мертвых зон», которые можно использовать для сближения с противником.

Сложное вращение нунчаками красиво выглядит в кино, но боевого значения практически не имеют. Они пригодны лишь для того чтобы отпугивать противника. Гораздо опаснее прямолинейный, концентрированный удар, выполненный из статичного положения.

(Данные техники, показываются для людей уже имеющим практический тренировочный опыт, новичкам же рекомендуется обратиться к опытному инструктору, так как данная техника сложна тем что сближаясь с противником вооруженным нунчаками. вы должны уходить от возможной траектории движения оружия, что является достаточно сложным действием, и работа здесь идет на опережение действий противника.)

Александр Байбородин: Люди говорящие что техники «работы» против гибкого оружия очень сложны, несколько преувеличивают — сложны их личные техники. Можно «работать» и проще, больше полагаясь на силовой контроль над противником, чем на ловкость и точность.

Конечно эти варианты менее надежны, но если вы сумели «сломать» движение противника в самом начале, то пропущенный удар не принесет вам большого вреда.

 

Фильм четвертый «Падение не поражение»

Описание: Четвёртый фильм серии Побеждать может каждый предназначен для тех, кто не понимает смысла поговорки «Лежачего не бьют»… Представленный фильм посвящён, как понятно из названия, рукопашному бою из нижнего уровня и отвечает на вопрос – что делать, если вы в ходе боя оказались на земле. Иными словами, рассматривается позиция не боя в партере, а именно ситуации когда вы упали, а ваш противник ещё нет. В фильме представлены: техника правильного падения, кувырков, перекатов (причём не страховочных и не тренировочных, которые мы все знаем ещё с уроков школьной физкультуры, а именно боевых), способы перехода из нижнего уровня в средний и верхний (как правильно подняться с земли). Рассматриваются подготовительные упражнения, основные принципы защиты и нападения из положения лёжа и сидя на земле. Представлены защиты от добивания и ударов ногами. Представленный раздел рукопашного боя – самый что не есть «уличный и прикладной». По подходу к бою с земли можно чётко разграничить спортивные и прикладные направления рукопашного боя. Так, в большинстве традиционных школ БИ указанный раздел просто-напросто отсутствует. Ведь там запрещены добивания и удары по упавшему. В данном фильме не рассматривается бой в партере (когда ОБА противника находятся на земле). В прикладных системах задерживаться внизу не принято. Техника проста (если применять предложенные принципы) и эффективна. Наслаждайтесь. И стойте на ногах крепко!!!

 

Александр Байбородин: В подавляющем большинстве видов единоборств о падении просто не упоминают. Исключение составляют: дзюдо, дзюдзютсу, спортивное самбо и вообще различные виды борьбы, все остальные считают что если вы упали, то вы уже потерпели поражение. Упасть в бою легко. Вы можете оступиться или поскользнуться, вас может уронить противник или вы можете захотеть упасть сами, для того чтобы выйти из неудобного положения или сделать какой нибудь прием. Во всех этих ситуациях в первую очередь необходимо умение падать без травм. Техники падения, которым обучают в различных видах спортивной борьбы мало пригодны для реальной схватки. В основном потому, что обучение происходит на мягких матах или татами. Техники падения которым обучают в футболе или волейболе, более реалистичны — там «соломки не подстелишь».

В реальной схватке, вам не придется выбирать где упасть.

Падения

Цель падения — сохранить и обезопасить организм при сильном и резком соприкосновении с землей. Самое главное в падениях, научиться правильно смягчать удар о землю — сгибанием рук. А лучше всего начинать разучивать падения из положения «стоя на коленях».

Тренировать падения следует в различных направлениях: вперед, назад, в стороны.

Есть еще один принцип падения: Не лежи там, где упал. При ударе о землю следует не биться телом, а скручиваться. Следует стараться изменить поступательное «движение падения» во вращательное «движение переката» с выходом в стойку.

Кувырки

Виды кувырков для освоения техники падений

1. Кувырок вперед из положения стоя на корточках — подводящее упражнение к разучиванию кувырков «скрут плечевого пояса»

2. Кувырок вперед из стойки — осваивается после освоения кувырка вперед с корточек

3. Кувырок назад с корточек

4. Кувырок назад из стойки

5. Кувырок вперед с толчком партнером в спину — упражнение уже для более подготовленных учеников.

Перекаты

1. Перекат верхний удар

2. Перекат верхний удар из стойки

3. Перемещение на нижнем уровне, при помощи перекатов и кувырков

4. Упражнение «тяни-толкай» — в нем один из партнеров толкает, тянет другого, который должен перекатом, кувырком перевести поступательное движение в вращательное.

5. Защита перекатами и кувырками от ударов ногами

Александр Байбородин: В первом фильме я уже говорил что про техники партера мы решили снять отдельный фильм. Пока же я порекомендую вам книгу Давида Рудмана «Пятьсот приемов борьбы лежа», на самом деле их там — тысяча. Пятьсот приемов нападения и пятьсот приемов защиты (На самом деле такая книга неизвестна Интернету, я тоже ее никогда не встречал, есть известнейшая книга Давида Рудмана, и действительно очень и очень интересная «Техника борьбы лежа» в двух томах (подробнее в статье — Д. Л. Рудман «Техника борьбы лежа» том 1 «Нападение» и том 2 «Защита») И соответственно этот фильм оказывается не совсем обещанный фильм о бое в партере — который по всей видимости, к сожалению так и остался в замыслах авторов серии фильмов «Побеждать может каждый») В этом же фильме мы решили уделить особое внимание — техникам вставания и техникам противодействия лежа, против атакующего, стоящего противника. И вот почему — ни в одном спортивном единоборстве, подобная ситуация, кода вы лежите, а вас атакует стоящий противник просто не предусматривается. Даже на»восьмиугольнике боев без правил», судья не даст запинать лежачего. Таковы правила.

(По всей видимости, речь здесь идет о первых чемпионатах UFC, как раз бывших очень популярными и очень естественными в период создания данного фильма. Подробнее в рубрике — UFC (Ultimate Fighting Championship))

Между тем на асфальте чаще всего происходит именно это. Это может показаться странным, но ваша главная задача вовсе не вести бой лежа. Ваша главная задача — как можно быстрее встать. Иначе, не имея возможности быстро маневрировать, вы рано или поздно пропустите один или два удара в голову. И этого окажется достаточным. Но а поскольку вставать вы будете не в комфортабельных условиях пляжа. То кроме умения вставать, вам еще потребуется умение противодействовать противнику (или противникам) которые будут атаковать вас ударами ног…

Далее рассматриваются следующие упражнения и техники для ведения боя лежа против стоящего противника:

1. Игра «забеги за голову» — задача одного из играющих, забежать за голову лежащего на спине противника и задеть ее. Задача лежащего на спине — не допустить этого.

2. Вставания — техника вставаний из положения лежа — сугубо индивидуальна, и зависит от конституции отдельного человека. Вставания (и это очевидно) следует тренировать из различных положений. Причем большее внимание следует уделить самым простым и при этом надежным вставаниям. (с опорой на руку, или с толчком обеими руками.) Не нужно гнаться за сложной техникой, а лучше найти свою, наиболее подходящую именно для конкретного человека.

3. Принцип: «Не лежи где упал» — упали, немедленно откатитесь или кувыркнитесь в любую сторону — избежите многих неприятностей.

4. Контратаки из положения лежа — в атаках ногами следует стараться использовать вес своего тела, как бы раскачивая маятник.

5. Атаки ногами на нижнем уровне — выполняется из положения на корточках.

6. Атаки руками и ногами из положения лежа

7. Атаки из положения на корточках

8. Контратаки опорной ноги из различных положений

9. Контратаки атакующей ноги из различных положений лежа— представлен довольно обширный и оригинальный арсенал, атакующих техник, основанных на ударных атаках руками и ногами области паха противника.

10. Контратаки атакующей ноги из положения на четвереньках

11. Контратаки из положения лежа одновременно двух атакующих

И в конце представлен анонс серии фильмов «Побеждать может каждый!-2», в этой серии должны были быть сняты следующие фильмы:

1. «Место встречи предсказать нельзя» — о способах боя в различных условиях.

2. «Бой продолжался на земле» — о работе в партере

3. «Пиф-паф, и не только…» — о защите от огнестрельного оружия

4. «Ответы на вопросы»

Но эта серия, так и осталась по каким-то причинам так и не была выпущена. Скорее всего авторы посчитали непродуктивной продолжение работы над этой серией, или что вероятнее всего — нашли для себе более интересные занятия.

В общем и целом, довольно неплохой фильм, о «пластичных» техниках рукопашного боя. Насколько понял, такой более жесткий, и более приближенный к реальности вариант системы Кадочникова, но к сожалению, не совсем Боевое Самбо в обычном понимании этого слова, хотя может быть действительно просто другая ветвь системы Боевого Самбо, которая пошла, действительно своим оригинальным путем.

И на самом деле, показаны достаточно перспективные техники, на основе которых вполне можно было бы создать, некий вариант «российской Крав-маги», но почему-то эта система  не получила какой либо популярности среди любителей боевых искусств (по сравнению даже с теми-же «Шквалом» Александра Лаврова и системой Кадочникова, хотя в данной системе используется и подход и техники более реалистичные — например, широко используются болевые воздействия на шейные позвонки и удары в пах.)

 

И напоследок, современная русская народная песня «Родным богам» группы «Симаргл»