Система Кадочникова (Часть Пятая) — Афоризмы рукопашного боя школы Кадочникова

….и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить…

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Попалась на «просторах Сети» подборка афоризмов рукопашного боя школы Алексея Кадочникова (45 штук)  и Кодекс оптимального поведения ученика школы Алексея Кадочникова ( 28 штук). Такое, очень своеобразное впечатление осталось и от «афоризмов» и от «наставлений» — на мой взгляд, как сейчас говорят «капитанские советы» причем и составленные по всей видимости «на скорую руку, и на коленке». Некоторые из которые совершенно невозможно и воспринимать сколько нибудь серьезно — такие обыгрывания противоречий. (Ну вот как может быть например даже в шахматах или в картах — «чем проигрышней ситуация, тем она выигрышней» — просто даже и не из разряда — «чем хуже — тем лучше.», Или вот «Каким способом побеждать? Любым!» Надо же кто бы мог подумать что нужно побеждать любым способом — а то так ограничишься и не победишь, без такого совета. ) Но все же наверное лучше каждый прокомментировать «афоризм» — очень уже демагогические, и с претензией на универсальность — как бы подойдут для любых ситуаций.). Просто не для того чтобы посмеяться, но предлагаются идеи — как бы почему бы и не рассмотреть все под некоторым критическим углом — чтобы лучше понять, так сказать людей которые создали систему. Я например что усмотрел — так это претензию на какую-то глобальную мудрость — понимание всего и вся. Причем простыми и очевидными понятиями, типа «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше.» Их особо то и не получится использовать — все эти афоризмы — просто нет никакой конкретики.

Афоризмы рукопашного боя школы Кадочникова:
1. Понимание процесса выше знания как такового. (Это без сомнений «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» Гельвеций, но суть немного другая получается и не ко всему применимая.)
2. Настойчивость — ключ к тайнам мастерства. (Вполне возможно — но это и так все знают: «Терпение и труд — все перетрут», но наверное все же «один из ключей.)
3. Для победы в схватке одной силы мало, необходимы знания, умения, навыки и сообразительность. (Понятно и очевидно и можно каждое подставить — получится то же самое.)
4. Если враг застал тебя врасплох, и ты еще жив — он в твоих руках. (Не всегда, ох как не всегда — очень уж самонадеянно. А даже вот если попадутся два таких последователя — кто будет так думать, кто-то ведь точно ошибется. И опять какая-то нелепица — если враг застал врасплох, то он в твоих руках — как так может быть вообще? Парадоксальные довольно такие высказывания получились у Алексея Кадочникова — и главное никому не смешно. Вот ведь — пиши что хочешь  — всем пофигу.)
5. Чем проигрышней ситуация, тем она выигрышнее. (Еще такие же «чем холоднее — тем горячее», «чем слабее — тем сильнее»,  и даже — «чем глупее тем умнее», «чем злее — тем добрее». Какой то есть такой прием в демагогии — перекручивать все наоборот. А в итоге тогда получается — «проигрыш это выигрыш», если чем проигрышнее тем выигрышнее, абсолютный проигрыш — это абсолютный выигрыш.)
6. Уступай, чтобы ослабить сопротивление. (Как это ? Тоже как-то взаимоисключающее. Но если прямо прочитать — «отступи чтобы стать слабее?»)
7. Не стремись быть сильнее соперника, а ищи, где соперник слабее
тебя. (Ну это да — найти слабости противника, это само собой разумеется. Ну а почему не нужно стремиться стать сильнее противника, все стремятся — на одних слабостях далеко не уедешь. Все главное стремятся — начиная от государств, и заканчивая отдельными людьми. А тут не стремись.)
8. Все выполняй с минимальными затратами усилий. Слишком много силы приводит к обратному результату. (Оптимизируй  свои действия — это да, и вполне для каждого очевидно с детства. Но почему слишком много силы приводит к обратному результату  -в смысле к поражению. Почему должны привести — все только и стараются использовать силы побольше против слабости. Причем везде и всегда.  Какой то такой маргинальный совет на самом деле  — совершенно лишенный здравого смысла. Но как лозунг  — вполне себе подойдет)
9. Помни сокровенную, мудрость: «Отдай, чтобы достичь». (Ни хрена не помогает эта мудрость — сто раз проверял. Так заезженная красивая фраза. Некоторые и не отдают ничего — а достигают, потому что приобретают. Ну а так то понятно — нужно вкладывать в развитие, может это имеется ввиду — но никак не отдавать. И зачем отдавать, кому отдавать, что отдавать и сколько отдавать. А если нету что отдавать то и не достигнешь? Получается. Опять очень )
10. Ускользнуть, не теряя контакта — цель твоей борьбы. (Это хорошая идея — но зачем тогда контакт, если ускользнул уже. А еще лучше «победить и остаться непобежденным». «Быть богатым и здоровым, а не бедным и больным» — такого разряда советы.)
11. На занятиях не бойся показаться смешным и неуклюжим. (Ну в общем-то да, но все таки нужно и контролировать себя)
12. Страх и злость уместны и необходимы. Страх не должен полностью исчезать. (Как то неуместно злиться, и страх победил свой весь, а он не должен был полностью исчезать.)
13. Расслабляйся, постарайся расслабляться максимально. (Расслабляться нужно время от времени  -здесь, я с Алексеем Кадочниковым полностью согласен. Циклически все должно быть. Такой, режим труда и отдыха, как говорится. Но тоже даже и в максимальном расслаблении нужно знать меру, даже если сейчас Новый год.)
14. Все должно выполняться осознанно. (Ну здесь даже не знаю что и сказать — «Нужно понимать что делаешь», действительно очень космический совет.
15. Запрещенных приемов в самозащите не бывает. (Действительно так и есть, но кто-бы и сомневался. )
16. Каким способом побеждать? Любым! (Спасибо Капитан Очевидность! «Как сварить борщ! Как сможешь!» и так на любой случай жизни можно приспособить этот афоризм. (Вот даже интересно — товарищ Сталин: «Товарищи, ваши предложения какими способами нам победить фашистов?. Товарищ Кадочников: Любыми! товарищ Сталин. товарищ Сталин: «Вот товарищи поучитесь мудрости жизненной у товарища Кадочникова — этож надо, Любым! Так и будем делать! Вот что значит мудрость.)
17. Без защиты нет нападения. (Как это понять, прежде нужно защититься, или нужно уметь защищаться, прежде чем нападать. А так конечно есть нападение и без защиты — это же очевидно.)
18. Ни в коем случае не вступай в схватку, если есть другие варианты развития событий. (Это такая армейская прикладная система рукопашного боя. А какие могут быть варианты, для обычного бойца — договориться с фашистами.)
19. В схватке не стремись к эффекту, стремись к эффективности. (Ну в общем и целом правильно — тут уж не поспоришь)
20. Не щади противника, если он реально угрожает твоему здоровью и жизни. (А то начнут некоторые щадить, а они угрожают и угрожают — надо от этого избавляться потихоньку)
21. В схватке никогда не надейся на один единственный удар или действие. (А каратисты — дураки)
22. Не бойся мелких травм, старайся избегать крупных. (Но и помни что из мелких травм могут развиться крупные, а из крупных наоборот мелкие, поэтому не бойся ни тех ни тех.)
23. Будь всегда готов к неожиданному захвату или нападению. (А то мало ли что может случиться. Да и вообще лучше всего — «Будь всегда готов!» Так будет еще более мудрым решением в жизни в целом. И еще «Будь хорошим!»)
24. Повторяя движения — повторяй его по-новому. (Как это понять? Какие движения — нужно повторять по новому)
25. Медленный повтор дает возможность аналитической деятельности, которая связана с тем, что ты хочешь получить и твоим желанием расширить кругозор. (Вот как — и по ученому все изложено и мудрость какая присутствует)
26. Дух системы — дух победы, вне зависимости от вида оружия, так как побеждать можно любым способом. (И опять «Жить хорошо — а хорошо жить еще лучше»)
27. В рукопашной схватке состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке, и в повседневной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. (Не забывай об этом когда будешь в рукопашной схватке — помни каждую минуту: «целеустремлен, но спокоен». Успехов в схватке
28. Познание смысла системы во всей ее широте дает возможность видеть применение системы во всех областях жизни человека. (Вот еще и по научному и мудрость — во всех областях можно применить. )
29. У тебя не должно быть любимого оружия или приема. Не копируй других, действуй по ситуации. (А почему нет, а что будет как начнешь копировать других, что в этом плохого то? И не действовать по ситуции — а делать что-то свое?)
30. Свой личный стиль можно иметь только тогда, когда ты знаешь оптимум стилей. (А до этого — ни-ни»
31. Тренировка — часть твоей жизни, укрепляющая твой дух.
32. Трудно понять себя, не имея представления о других. ( … и не читая книг)
33. Периодически отстраняйся от двигательной задачи в пространстве и времени, это позволит увидеть ее в другом масштабе и воспринять целостно. Ряд логических шагов при этом сплавляется и позволяет совершить скачок в решении. (Вот тоже ученый и мудрейший афоризм — «Ряд логических шагов при этом сплавляется..» как это? И как это «скачок в решении» — я сделал сегодня скачок в решении не пить с Нового года. О как.)
34. Меняй цену, значение отдельных элементов двигательной задачи. Изменение ценностных критериев трансформирует логический анализ и позволяет построить иную цепь рассуждений. (Во как научно получилось — «изменение ценностных критериев трансформирует логический анализ». Ну вот как можно трансформировать логический анализ изменением ценностных критериев ? Это что-то умное было — не для всех. )
35. Недопустимы любые оправдания твоей пассивности и лени. (Просто ленись и не парься — а то так максимально не сможешь расслабиться. Не оправдывайся, короче говоря.)
36. Наберись терпения, если продвигаешься вперед слишком медленно. Кончилась проторенная дорога, проложенная другими. Теперь ты — первопроходец, а горная дорога — это не шоссе. Системы, подобной преподаваемой тобой, раньше не было. (Это про что? А если сбился с дороги, и продираешься в чаще, сомнений никаких не возникает? все равно первопроходец? И если не туда пошел? Все по дороге значит идут)
37. Положительно относись к необходимости принимать решения в ситуации неопределенности. Там, где есть определенность, там нет места для творчества. (Решения в ситуации определенности…)
38. Система учит творчеству, легкости, «удобности», красоте. Если мы не творим на занятиях, мы не учим. (Очень это конечно приятно слышать)
39. Имей острый глаз и крепкую руку. Ты один на один с учеником, мниего, шлифуй, оттачивай грани таланта, словом создай его и как человека, и как личность. (Будь богатым и счастливым — вот это вот еще лучше будет. )
40. Не жди легкой победы. Как правило, такая победа завоевана
другими… (А то ждут всякие легких побед — надеются. А вот не жди — мудро же как)
41. Будь крылатым и в помыслах, и в действиях. Мала цель, мал
результат. (Большая цель — большой результат. Всегда так было, есть и будет. А то дураки всякие малые цели загадывают. А надо сразу большие.)
42. При проверке на прочность цепь разрывается в самом слабом месте. Техника, тактика, физическая и психологическая подготовка стоят в одном ряду. Выпадение из ряда хотя бы одного из этих компонентов приведет к разрыву цепи, т.е. к поражению…
43. Поражение убивает слабого, а мужественному прибавляет силы.Поражение помогает сильному раскрыть запасные кладовые духа и проводить анализ прожитого. (Не будь слабаком, короче. А то жизни совсем не знаешь.)
44. Нельзя требовать от ученика того, что ты ему не дал. (Это да.  А то не дадут, а требуют)
45. За отсутствие врагов надо платить отсутствием успехов. (И соответственно у тебя будет тем больше успехов, чем больше у тебя врагов? А если не будет врагов, то не будет и успехов? Нормальная такая логика.)

КОДЕКС ОПТИМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКА РУКОПАШНОГО
БОЯ СТИЛЯ А.А.КАДОЧНИКОВА
1. Чтобы предвидеть опасность, нужно сначала досконально познать себя, а через себя — других людей и общие законы развития мира. (Во как! А не предвидел, сам дурак не познал досконально себя, а через себя — других людей, и общие законы развития мира.)
2. Предусмотрительность, основанная на твердых знаниях, и особая чувствительность, развитая на тренировочных занятиях по самозащите, позволят быть в нужном месте в нужное время. (А вот как это оказывается делается — оказаться в нужном месте и в нужное время.)
3. Чтобы предупредить (предвидеть) опасность, научись обуздывать свои эмоции разумом, развивай навыки и умения. Если этого нет, то нормальной реакцией на опасность будет напряженность. Если ты хозяин своих эмоций, то реакция на опасность — расслабленность и спокойствие. (Реакция на опасность — расслабленность и спокойствие? )
4. Если нет возможности избежать опасности — действуй. Знание законов развития мира, техники и тактики самозащиты даст тебе уверенность в своих силах и в победе. ( Знание законов развития мира — даст тебе уверенность в своих силах. Особенно изучай физику за 8 класс средней школы — там уже есть все что надо. Просто надо все осознать.)
5. На систематических занятиях совершенствуй тело и разум — для отражения возможной опасности. Элементы физической и
психологической самозащиты соединяют в себе огромные возможности тела и духа. (Мудрено, но вполне себе понятно и очевидно. Но с другой стороны, вот без этого совета, что бы еще люди делали на тренировках по самозащите — на тренировках по самозащите отрабатывай приемы самозащиты. Это уже начинает немного надоедать.)
6. Сосредоточься полностью на своей цели и действиях, не позволяй разуму отклониться от намеченного. (А какая цель то?)
7. Расширяй свой кругозор — необходимые тебе идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далеких от строгих научных подходов к явлениям мира. (А какие сферы далекие от строгих научных подходов к явлениям мира?)
8. Не всегда можно победить, но всегда можно сделать себя
непобежденным. Победа зависит от противника, непобедимость — от тебя самого. (Вот какие-то афоризмы уж очень казенные получаются. Вот придумай такой — и не получится ведь, сказать на полной серьезности.)
9. Не пугайся проклятий, не стремись к восхвалениям, ничего нового они тебе не принесут. (С чего бы это проклятия? Могли появиться — только за распространение таких вот афоризмов, с важным видом)
10. Не торопи события, позволь процессу развернуться самому. (Вот еще — не торопи события.)
11. Познай свои собственные глубины, и ты сможешь разговаривать с глубинами другого. (Поумней и ты сможешь разговаривать с умными)
12. Знай, где ты стоишь, и знай, за что ты стоишь. Это твоя основа. (На чем ты стоишь?)
13. Проясни свою цель, тогда ты сможешь достичь ее без суеты. Если знаешь свою цель, то удачи и неудачи равно продвигают тебя вперед. (А то у некоторых цели неясные — и удачи и неудачи не будут равно продвигать вперед. А так прояснил и удачи и неудачи будут продвигать)
14. Учись быть ведомым — для того, чтобы научиться вести других.
15. Навыки и умения, приобретенные на занятиях по системе,
предназначены для того, чтобы стать слугами твоих намерений.
Используй их (свое оружие) осмотрительно, применяя лишь в меру
необходимости.
16. Направленность внимания, абсолютный покой сознания, уверенность и доброжелательность — черты, характерные для состояния в работе партнером.
17. При выполнении каких-либо приемов сохраняй центр тяжести так низко, как это возможно в каждом из них. (хорошие советы но очевидные сами по себе.)
18. При осуществлении какого-либо движения сохраняй свое тело
расслабленным, прилагая усилия в самую последнюю секунду.
19. Не сосредоточивай свою силу в плечах или в верхней части
туловища, выполняя какое-либо действие. (А где сосредоточивать?)
20. Используй каждое свободное мгновение, чтобы обогатить свои
знания и совершенствовать умения и навыки. (И точно — теперь всегда так буду делать. Ешь здоровую пищу, дыши свежим воздухом. Спи по 8 часов в день. И да не забывай по утрам чистить зубы и умываться)
21. Цель занятия — не запомнить несколько-действенных приемов, а раскрыть особенности твоего ума и тела. (Раскрыл особенности ума и тела — что дальше?)
22. Внуши себе, что не можешь жить без постоянной тренировки ума и тела. (Внушил — не могу, что делать дальше?)
23. Главная и основная ошибка человека в поведении с другими — это
личностный подход в общении. Личность — это представление другого, но мир не является таким, каким он представляется нам. Каждый из нас — часть мира, следовательно, каждый из нас явно не тот, каким он видится другим. Всегда играй свою игру, не позволяй вовлекать себя в личностные отношения. (А вот в этом что-то определенно есть. Наверное действительно самая умная мысль Алексея Кадочникова — и ради нее стоило прочитать все эти афоризмы. Но ее надо осмыслить. Потому что именно эта мысль выведена, по всей видимости на собственном опыте Алексея Кадочникова)
24. Отступив, ты продвигаешься вперед, а твой оппонент, бравирующий своей силой, остается на месте. («Отступив ты продвигаешься вперед» — надо же? Отступив продвигаешься вперед — афоризмы Алексея Кадочникова.)
25. Тот, кто настроен против тебя враждебно, в действительности упирается не в тебя, а в себя. (Сами дураки-ии. Поняли? А я весь в белом. Дуракиии.)
26. Человек с достаточно гибкой психикой может воспринимать новые
идеи и перестраиваться, сохраняясь адекватно изменяющейся среде. Он отдает себе отчет в том, что мир меняется, и он должен меняться вместе с ним — нет вечных и неизменяемых позиций, они определяются и координируются жизнью. Постоянно происходит переоценка ценностей и упорядочение иерархии идеалов. (Тоже получилось мудро и учено. А человек без гибкой психики — дебил на это не способный. (И упорядочения иерархии идеалов у него не происходит) Хорошо что у меня гибкая психика. Наверное. Ну по крайней мере я сам так думаю.)
27. В бою критерием является жизнь и правил нет, рефери не остановит и никто не поможет. (Критерием чего является жизнь? Ну а так в общем и целом правильно. Но видно человек придумал который не понимает научных терминов, но очень перед ними благоговеет.  «Критерием является жизнь» — этож надо. Как красиво получилось.)
28. Учись на своих ошибках — не погружайся в них. (И не тупи.)

Такие вот афоризмы — что и не верится, что написал их взрослый человек в здравом уме. (На мой взгляд, такая мания мудрого поучения других и низкий кругозор. Салдофонский подход — в чистом виде. И не более того.)

Что то мне, это в конце концов напомнило другие афоризмы — но вся разница что выше рассмотренные афоризмы излагаются с полной серьезностью. В отличие от этих — иронических и юмористических «армейских афоризмов» способных развеселить всякого:

— А вдруг война или какое другое мероприятие?

— А здесь ток идет, идет и превращается в напряжение.

— Товарищ курсант ! Если Вы дебил, то так и скажите, и нечего пистолет ломать.

— Если вместо головы у вас задница и вы ничего не помните, заведите себе блокнот, как это сделал я.

— А вам нужно еще один институт кончить, чтобы понять, зачем солдату надо знать размер своего одеяла!

— Полковники не бегают, так как в мирное время это вызывает смех, а в военное — панику.

— Рулевое управление служит для поворота направо, налево и в другие стороны.

— Возьмите уставы и перепишите все наизусть.

— В армии дураки не нужны. Вот поэтому я здесь.

— Опять сапоги не чищены ? Сапоги надо чистить с вечера, чтобы утром надевать на свежую голову.

Сам себя не обманешь, тебя никто не обманет.

Сколько раз я вам говорил, чтобы вы не читали на лекциях! Я вот до майора дослужился и ни одной книги не прочитал, и ничего, как видите, не помер.

Каждый курсант должен быть либо поощрен, либо наказан.

Что такое решетка? Решетка — это металлический лист с прорубленными в нем отверстиями.

Когда вас возьмут в плен, вас будут долго бить, а вы даже сказать ничего не сможете. И не потому, что вы такой стойкий, просто вы ничего не знаете.

Не ройте другому яму, чтобы он не использовал ее как окоп. 

Товарищ курсант, если вы хотите что-то сказать, то лучше промолчите!

Чем глубже вы закопаетесь, тем меньше вас убьют.

Чем нет денег, тем лучше.

Такого вот разряда «афоризмы» оказались, если присмотреться, на самом деле, у системы рукопашного боя Кадочникова — но вот странно, сколько времени прошло, а над ними, так никто и не посмеялся почему-то. (Мне кажется их просто никто не читал — ну есть и есть. А серьезные люди, просто и не обратили внимание на подобное «творчество» — глянув одним глазом, поняв что к чему и отвернувшись. Никакой мудрости на самом деле  -вот просто для сравнения — цитаты Карлоса Кастанеды. Вот небо и земля ведь. А все потому что особо ума нет — а человек пытается поучать, а чтобы поучать, и выдумал быстренько свои афоризмы.) Но и это было бы еще ничего, самый главный вопрос конечно, что могут придумать люди придумывающие «афоризмы» такого вот уровня. Даже и в боевых искусствах — вот наверное не зря «Систему Кадочникова» критикуют очень и очень многие — если сами принципы на которых должна строиться система такие, то какова тогда сама система?