Тхэквондо — Пхумсэ (Часть 1) — Тхэгык (Югып пхумсэ)

Обновлено: 6 января 2019, в 18:15

«Tae» – ударить ногой, «Kwon» – ударить рукой, «Do» — путь, искусство.

Дословный перевод слова Taekwon-do

Формальные комплексы Тхэквондо (называемые в Тхэквондо — Пхумсэ — по большому счету такой корейский аналог ката Каратэ) можно разделить на две группы: ученические и мастерские комплексы . Соответственно  включающие в себя 8 и 9 формальных комплексов, при этом ученические формальные комплексы (называемые в корейской транскрипции —  Тхэгык (Югып пхумсэ)) подчиняются довольно любопытной закономерности — выраженной в придании каждому Пхумсэ четко обозначенных свойств — одной из восьми триграмм. (Это конечно придает некий фундаментальный и искусственный характер формальным комплексам Тхэквандо и с каждым следующим годом существования Тхэквандо ограничивая дальнейшее развитие и совершенствование этих комплексов. Но и между тем идея довольно неплохая придать разнообразие формальным комплексам за счет четкого декларирования их сути.)

Содержание

Пумсе — это техника передвижений. Входит в состав формальных упражнений и является, по сути, основой базовой техники.
Говоря иными словами — это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения, выполняемые по определенным траекториям, в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.
Знание Пумсэ и владение им в совершенстве абсолютно необходимо спортсмену.
Пхумсэ является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как средство обучения и дальнейшего совершенствования техники тхэквондо, средство физической и психологической подготовки, средство экспертной оценки подготовленности ученика, а также как вид соревновательной деятельности.
Пхумсэ входит в состав обязательных требований при прохождении спортсменом аттестации на очередной уровень.
Первые восемь пхумсэ необходимо уметь выполнять для аттестационных экзаменов на цветные пояса (Гып — ученическая ступень), Корё и более высокие пхумсэ необходимо знать для получения соответствующего Дана (мастерская степень).

Ученические формальные комплексы Taegeug (Тэгук, Тхэгык).

Тэгук дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пумсе из группы Тэгук соответствует определенная триграмма, а пхумсе символизирует те свойства, которая она выражает.

Базовые принципы исполнения формальных комплексов:

  • четкие перемещения и развороты корпуса
  • сбалансированность движений
  • концентрация в движениях
  • баланс центра тяжести
  • правильное направление взгляда
  • правильное положение рук и ног
  • правильные стойки
  • скоординированное движение корпуса
  • использование веса своего тела
  • гармоничные и правильные по временным интервалам комбинации
  • сохранение ритма движений
  • использование принципов ин и янь
  • правильная концентрация силы
  • поражение воображаемого противника
  • понимание движений
  • правильное дыхание
  • постоянная готовность

 

И соответственно каждому ученическому формальному комплексу придается определенный символ одной из восьми триграмм и какой то корейский символ олицетворяющий какую либо стихию, силу природы, человеческое качество или природный объект — ярко что-то выражающий.

Пхумсэ № 1 Тхэгык Иль чжан (Taegeuk Il Jang)  (8 ГЫП) — Три следующие одна за другой линии означают ясность и активность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, что бы все могло расти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Пхумсе имеет символ КЕОН, который символизирует небо и солнце и олицетворяет начала Земли, силу неба и источник созидания.

Пхумсэ № 2 Тхэгык И чжан (Taegeuk Ee Jang) (7 ГЫП) — Символ триграммы означает радость и веселье. Человек в радостном расположении духа внутренне непоколебим, при встрече он одним своим поведением вселяет в людей отвагу, уверенность в своих силах. Такой человек обладает большой внутренней силой, однако не торопится ее быстро расходовать. Он использует свою силу спокойно, уравновешенно, но энергично. Тэгук И Джян символизирует наряду с хладнокровием и непоколебимостью так же и энергичное проявление приобретенной уверенности ученика. Пхумсе имеет символ ТХЭ-хальвэ и означает силу духа.

Пхумсэ № 3 Тхэгык Сам чжан (Taegeuk Sam Jang) (6 ГЫП)- имеет символ Ли-хальвэ – это Солнце, огонь, свет. Смысл Ли это свет и природный ум.

Пхумсэ № 4 Тхэгык Са чжан  (Taegeuk Sa Jang) (5 ГЫП) -Пумсэ имеет символ Чин – гром и сила. Это значит, что эти действия должны производится, даже если есть какая-то опасность или страх. Гром нечто возбуждающее, гром и молния нагоняют на человека страх. С другой стороны, гром означает силу, власть. Это упражнение говорит о том, что опасность нужно встречать спокойно, хладнокровно и внутренне копить силы для ее преодоления. Пхумсе выражает спокойствие и мужество перед лицом опасности.

Пхумсэ № 5 Тхэгык O чжан (Taegeuk Oh Jang)  (4 ГЫП) — Пхумсе имеет символ Сан-хальвэ – ветер, олицетворяет сильный и гибкий ум. Ветер так же мягкость, нежность. Штормы бури и ураганы опасны, мягкие же ветра приносят семена, опыляют растения, разгоняют тучи. Так как штормы бывают редко, то природа ветра преимущественно мягкая и добрая. Однако для ветра характерно не только созидание, но и разрушение. Соответственно природе ветра, приемы Тэгук О Джян спокойны и мощны. Пхумсе очень ритмично и сдержано. Спокойствие и ритмичность нарушаются в некоторых позициях демонстрацией внешней силы, что подчеркивает природу ветра.

Пхумсэ № 6 Тхэгык Юк чжан (Taegeuk Yook Jang) (3 ГЫП) — Пхумсе имеет символ КАМ–хальвэ, олицетворяет воду – символ движения и преданности. Движение производится в едином потоке. Без воды мы не можем жить. Вода несет в себе созидающее начало, течет всегда сверху вниз и обходит препятствия, если нет возможности их преодолеть. Однако текущая по поверхности Земли спокойная вода так же опасна, как ливни и водопады.

Пхумсэ № 7 Тхэгык Чхиль чжан (Taegeuk Chil Jang) (2 ГЫП) Пумсе имеет символ КАН-хальвэ, символизирует горы и олицетворяет уединение и спокойствие. Большая спокойная гора означает устойчивость и наивысшую точку достижения. Гора стоит непоколебимо, и человек желает укрепить свою твердость тем, что он идет, если ему нужно и останавливается, если это необходимо.

Пхумсэ № 8 Тхэгык Пхаль чжан (Taegeuk Pal Jang (1ГЫП) — Пумсе имеет символ КОН-хальвэ, символизирует Землю и олицетворяет силу, твердость и мощь. Тэгук Паль Джян посвящено росту и созреванию.   Земля получает благословение неба и порождает жизнь, следит за плодородием, а так же за воспроизведением и развитием порожденной ею жизни.

Пхумсэ № 1 — Тхэгык Иль чжан (Taegeuk Il Jang) — 8 ГЫП

Три следующих одна за другой линии (в триграмме) означают ясность и актив­ность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, чтобы все могло рас­ти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Выбор этого символа для пхумсе тэгук-иль-джян означает, таким образом, начало созидания. В тэгук-иль-джян формируется понимание тхэквондо для тренирующегося, кото­рый через изучение первых основных элементов начинает собственное развитие. Таким образом, создается база для раскрытия личных способностей.

 Тэгук-иль-джян разработано для начинающих во вполне доступной форме, как в плане понимания, так и исполнения. Особое внимание уделяется здесь комп­лексности, причём наиболее важные приёмы защиты во всех трёх положениях те­ла, а так же удары кулаком являются главными элементами. Большое внимание в этом пумсэ уделено также новому соединению высокой и низкой позиций в передних стой­ках и прямому удару ногой.

После того как раздастся команда «Чарёт!» («Становись!»), спортсмен смыкает ноги и становится в позу «моа-соги» лицом к судьям или в указанную ему сторону. Затем по приказу «Кённе!» («Марш!») он исполняет приветствие, направленное гипотетическому противнику. После приветствия он приступает к выполнению самого пхумсэ.

  1. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
  2. Шаг вперёд, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги.
  3. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
  4. Шаг вперёд, левая ап-соги, слева момтон-бандэ-чириги.
  5. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки и справа момтон-паро-чириги.
  6. Поворот направо 90°, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
  7. Шаг вперёд левая ап-соги, справа момтон-паро-чириги.
  8. Поворот налево 180°, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
  9. Шаг вперёд правая ап-соги, слева момтон-паро-чириги.
  10. Поворот направо 90°, правая ап-куби, справа арэ-макки и слева момтон-паро-чириги.
  11. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева ольгуль-макки.
  12. Ап-чаги правой, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги.
  13. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа ольгуль-макки.
  14. Ап-чаги левой, левая ап-соги, слева момтон-бандэ-чириги.
  15. Поворот направо 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки.
  16. Шаг вперёд, правая ап-куби, справа момтон-бандэ-чириги и кихап.

После выполнения пхумсэ спортсмен вновь салютует воображаемому противнику, после чего остаётся в позе «моа-соги» до команды «Паро!» («Вольно!»)

 

 Приветствие в начале и в конце выступления предназначено воображаемым противникам.

    По команде «чарёт» исполняющий становится, сомкнув ноги, в позицию моа-соги лицом к судьям, экзаменаторам и государственному органу или в ука­занном направлении. В этом же направлении после команды «кённэ* он выполня­ет приветствие. При отсутствии команды его исполняют     самостоятельно.

    Если же после выполнения приветствия звучит команда «чарёт», «кённэ*, испол­няющий остаётся в позе моа-соги и ждет разрешения удалиться. Если вместо «ча­рёт, кённэ» звучит команда «паро», то можно принять свободную позу например, наранхи-соги, пока не последует команда удалиться.

 

Пхумсэ № 2 — Тхэгык И чжан (Taegeuk Ee Jang)- 7 ГЫП

Символ диаграммы тэгук-и-джян означает радость и веселье. Человек в радост­ном расположении духа (не надо путать с шутником) внутренне непоколебим, при встрече он одним своим поведением вселяет в людей отвагу, уверенность в своих силах. Такой человек обладает большой внутренней силой, однако не торо­пится её быстро расходовать. Он использует свою силу спокойно, уравновешен­но, но энергично. Тэгук-и-джян символизирует наряду с хладнокровием и непо­колебимостью также и энергичное проявление приобретённой уверенности уче­ника. Прогресс в упражнениях даёт возможность тренирующемуся обрести уве­ренную манеру поведения, полную радости и достоинства.

    Соответственно критериям уравновешенности и энергичности подобраны и формы движения. В тэгук-и-джян усиленно используются, прежде всего, комби­нированные приёмы, такие как ап-чаги, ольгуль-чумок-чириги или ап-чаги и момтон-чириги. При этом гибкость проявляется особенно в следующих друг за другом защитных комбинациях ольгуль-макки и момтон-макки.

Последовательность выполнения.

      1.  Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
2.  Шаг вперёд, правая ап-куби, справа момтон-бандэ-чириги.
3.  Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
4.  Шаг вперёд, левая ап-куби, слева момтон-бандэ-чириги.
5.  Поворот налево 90°, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
6.  Шаг вперед, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
7. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
8. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, справа ольгуль-бандэ-чириги.
9. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
10. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, слева ольгуль-бандэ-чириги.
    11. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева ольгуль-макки.
    12. Шаг вперёд, правая ап-соги, справа ольгуль-макки.
    13. Поворот налево 270°, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
    14. Поворот направо 180°, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
    15. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
    16. Ап-чаги правой ногой, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги.
    17. Ап-чаги левой ногой, левая ап-соги, слева момтон-бандэ-чириги.
    18. Ап-чаги правой ногой, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги и кихап.

   Конец выполнения.

    Основой всех комбинаций с самого начала является концентрация. Поэтому не надо слишком быстро принимать позу «чумби». Эта поза должна быть принята медленно, чтобы успеть сконцентрироваться на следующей комбинации. Выпол­нение хтумсэ начинается после команды «сиджак».

    Первое движение, в зависимости от выполняемой комбинации пумсэ, может быть быстрым или медленным, но для наблюдающего оно должно быть в любом случае неожиданным. Если первое движение быстрое, то в этом случае не может быть места медленному замаху, здесь должен быть взрыв движения. И лишь при плавно протекающем движении возможен медленный замах. Медленное первое движение в своей основе очень похоже на понятие чумби, последняя треть кото­рого выполняется с максимальной силой: однако, форма концентрации свиде­тельствует о том, что этот приём может выполняться и в быстром темпе.

 

Пхумсэ № 3 — Тхэгык Сам чжанг (Taegeuk Sam Jang) — 6 ГЫП

Знак тэгук-сам-джян — пламя. В результате развития цивилизации человеку удалось укротить огонь. Он светит людям в темноте и прогоняет страх, даёт теп­ло и чувство безопасности. Когда солнце светит на безоблачном небе, в нас про­буждается вера и надежда. Разрушающая же страсть вырывающегося из бушующе­го вулкана огня вселяет в нас ужас и страх.

    Таким образом, выбранный знак символизирует стремление тэгук-сам-джян направить страсть на плодотворную стезю. Глубоко сокрытый в каждом из нас огонь должен быть подконтролен разуму и воле, служить им, а не бессмысленно­му разрушению.

    Тхэгук-сам-джян, соответственно символу, очень подвижно и разнообразно. Это упражнение усиливается за счёт тройных приёмов, таких как ап-чаги с ту- бон-чириги и ап-чаги с арэ-макки и паро-чириги. Приёмы, выполняемые реб­ром ладони сонналь-мокчиги и хансонналь-макки, напоминают нам об опасно­сти, таящейся в пламени, символе тэгук-сам-джян.

     

Последовательность выполнения.

1. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
2. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
3. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
4. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
5. Поворот налево 90°, левая ап-соги, справа сонналь-мокчиги (удар по шее).
6. Шаг вперед, правая ап-соги, слева сонналь-мокчиги.
7. Поворот налево 90°, левая ти-куби, слева хансонналь-момтон-макки.
8. Скольжение вперёд, левая ап-куби, справа момтон-паро-чириги.
9. Поворот направо 180°, правая ти-куби, справа хансонналь-момтон-макки.
10. Скольжение вперёд, правая ап-куби, слева момтон-паро-чириги.
11. Поворот налево 90’, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
12. Шаг вперёд, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
13. Поворот налево 270°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
14. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, момтон-тубон-чириги.
15. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
16. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
17. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки и момтон-паро-чириги.
18. Шаг вперёд, правая ап-соги, справа арэ-макки, и слева момтон-паро-чириги.
19. Ап-чаги левой ногой, левая ап-соги, арэ-макки, момтон-паро-чириги.
20. Ап-чаги правой ногой, правая ап-соги, арэ-макки, момтон-паро-чириги с кихап.

    Конец исполнения.

    Истоки конечной цели заложены в начале пумсэ — круг должен быть замкнут. Фазы концентрации в начале и конце пумсэ одинаковы. Они полностью совпада­ют. Последнее движение, также как и первое, является предвестником новой ком­бинации.

    По окончании последнего приема исполнитель (или исполнительница) нахо­дится в течение трёх секунд в абсолютной неподвижности, что свидетельствует о завершении комплекса. После этого исполнитель становится в джумби. Фаза кон­центрации в конце движения соответствует всей комбинации пумсэ вцелом. За­тем идёт приветствие, во время которого выступающий с достоинством, без спеш­ки принимает позу моа-соги, уже без концентрации, необходимой во время ис­полнения комбинации.

 

Пхумсэ № 4 — Тхэгык Са чжанг (Taegeuk Sa Jang) 5 ГЫП

Тэгук-са-джян символизирует гром, нечто возбуждающее. Гром и молния наго­няют на человека страх. С другой стороны гром означает силу, власть. Это пумсэ говорит нам о том, что опасность нужно встречать спокойно, хладнокровно и внутренне копить силы для её преодоления.

   

 В этом плане тэгук-са-джян буквально изобилует сильными «целевыми» и рит­мичными движениями. Пумсэ выражает спокойствие и мужество перед лицом опасности.

 Поэтому в тэгук-са-джян преобладают мощные приёмы — сила и спокойствие выражаются, прежде всего, через сонналь-макки и йоп-чаги. Владение телом тре­бует паккат-пхальмок-момтон-макки и джебипум-мокчиги. Это упражнение требует внутреннего и внешнего равновесия.

   

 Последовательность выполнения.

      1. Поворот налево 90°, левая ти-куби, слева сонналь-макки.
2. Шаг вперён, правая ап-куби, слева патансон-нулло-макки, справа сонкыт-чириги.
3. Поворот 180°, правая ти-куби, справа сонналь-макки.
4. Шаг вперёд, левая ап-куби, справа патансон-нулло-макки, слева сонкыт-чириги.
5. Поворот 90° налево, левая ап-куби, джебипум-сонналь-мокчиги.
6. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, слева паро-чириги.
7. Йоп-чаги левой ногой, левая ап-куби.
8. Йоп-чаги правой ногой, левая ти-куби, справа сонналь-макки.
9. Поворот 270°, левая ти-куби, слева паккат-пхальмок-момтон-макки.
    10. Ап-чаги правой ногой, левая ти-куби, справа момтон-ан-макки.
    11. Поворот 180°, правая ти-куби, справа паккат-пхальмок-момтон-макки.
    12. Ап-чаги левой ногой, правая ти-куби, слева момтон-ан-макки.
    13. Поворот налево 90°, левая ап-куби, джебипум-сонналь-мокчиги.
    14. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, справа дын-чумок-апечиги.
    15. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева момтон-ан-макки и справа мом-тон-паро-чириги.
    16. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа момтон-ан-макки и слева мом-тон-паро-чириги.
    17. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева момтон-ан-макки и момтон-ту-бон-чириги.
    18. Шаг вперёд, правая ап-куби, справа момтон-ан-макки и момтон-тубон-чи-риги с кихап.

    Конец выполнения.

 

Пхумсэ № 5 — Тхэгык O чжан (Taegeuk Oh Jang) — 4 ГЫП

Символ тэгук-о-джян — ветер, но так же и мягкость, нежность. Штормы, бури, ураганы опасны, мягкие же ветра приносят семена, опыляют растения, разгоняют тучи. Так как штормы бывают редко, то природа ветра преимущественно мягкая и добрая. Однако для ветра характерно не только созидание, но и разрушение.

    Соответственно природе ветра приёмы тэгук-о-джян спокойны и мощны. Пум- сэ очень ритмично и сдержанно. Спокойствие и ритмичность нарушаются всё же в некоторых позициях демонстрацией внешней силы, что подчёркивает природу ветра. Соответственно заложенной программе тэгук-о-джян частично стреми­тельно и быстро. Здесь акцентированы как комбинационные приёмы ап-чаги, дын-чумок-чириги, момтон-ан-макки, так и ме-чумок-чиги и пхальгуп-чиги.

    Последовательность выполнения.

         1. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки.
2. Левую ногу назад, ап-соги, слева ме-джумок-чиги.
3. Поворот направо 180°, правая ап-куби, справа арэ-макки.
4. Правую ногу назад, ап-соги, справа ме-джумок-чиги.
5. Поворот налево 90°, левая ап-соги, сначала слева, затем справа мом­тон-ан-макки.
6. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, справа дын-чумок-чириги, затем сле­ва момтон-ан-макки.
7. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, слева дын-чумок-чириги, затем справа момтон-ан-макки.
8. Шаг вперёд, правая ап-куби, дын-чумок-чириги.
9. Поворот налево 270°, левая ти-куби, слева хансонналь-макки.
10. Шаг вперёд, правая ап-куби, справа пхальгуп-чириги.
11. Поворот направо 180°, правая ти-куби, справа хансонналь-макки.
12. Шаг вперёд, левая ап-куби, слева пальгуп-чириги.
13. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки, справа момтон-ан-макки.
14. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, слева арэ-макки, справа мом­тон-ан-макки.
15. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева ольгуль-макки.
16. Йоп-чаги правой ногой, правая ап-куби, слева пхальгуп-чириги.
17. Поворот направо 180°, правая ап-куби, справа ольгуль-макки.
18. Йоп-чаги левой ногой, левая ап-куби, справа пхальгуп-чириги.
19. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки, справа момтон-ан-макки.
20. Ап-чаги правой ногой, прыжок, правая коа-соги, справа дын-чумок-чириги и кихап.

    Выполнение комплексов.

    Для точного выполнения комплекса необходимо его понимание. Это значит, что исполнитель прежде всего должен научиться понимать, что значат отдельные движения, какой кроется в них смысл, почему нужно выполнять именно этот, а не другой контрудар. И лишь когда он всё это осознает, только тогда сможет довести выполнение движений до автоматизма и тренироваться машинально, механиче­ски. В этом случае может наступить полная гармония дыхания, ритма и скорости.

    Машинальное выполнение комбинации вызывает чувство неестественности в том случае, если, несмотря на всю техничность и безупречность, каждый приём выполняется сам по себе, оторван от комбинации в целом, или же если приёмы выполняются в максимально быстром темпе и без остановок, характерных для живого боя.

 

Пхумсэ № 6 — Тхэгык Юк чжан (Taegeuk Yook Jang)- 3 ГЫП

 В тэгук-юк-джян заключается символ воды. Без воды мы не можем жить. Вода несёт в себе созидающее начало, течёт всегда сверху вниз и обходит препятствия, если нет возможности их преодолеть. Однако текущая по поверхности земли спо­койная вода так же опасна, как ливни и водопады.

    Плавные и податливые движения тэгук-юк-джян прерываются ударами ног. Они свидетельствуют о спокойной уверенности закалённого человека, который не меняет своей сути, как и вода, а спокойно противостоит трудностям.

    

Уклончивые движения и повороты характерны для тэгук-юк-джян. Особенно четко это проявляется в джебепум-макки и дольо-чаги. Ещё одним характерным признаком является паккат-макки, кроме обоих патансон-момтон-макки, все за­щитные приёмы выполняются изнутри наружу.

    Последовательность выполнения.

      1. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки.
2. Ап-чаги правой, левая ти-куби, слева паккат-пхальмок-момтон-макки.
3. Поворот направо 180°, правая ап-куби, справа арэ-макки.
4. Ап-чаги левой, правая ти-куби, справа паккат-пхальмок-момтон-макки.
5. Поворот налево 90°, левая ап-куби, справа джебипум-хансонналь-оль- гуль-макки.
6. Дольо-чаги правой, чучум-соги.
7. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева паккат-пхальмок-ольгуль-макки, справа момтон-паро-чириги.
8. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, слева паро-чириги.
9. Поворот направо 180°, правая ап-куби, справа паккат-пхальмок-ольгуль-мак- ки, слева момтон-паро-чириги.
10. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, справа паро-чириги.
11. Поворот налево 90°, пьонхи-соги, арэ-хэчьо-макки.
12. Шаг вперёд, правая ап-куби, слева джебипум-хансонналь-ольгуль-макки.
13. Дольо-чаги левой ногой с кихап, чучум-соги.
14. Поворот направо 270°, правая ап-куби, справа арэ-макки.
15. Ап-чаги левой, правая ти-куби, справа паккат-пхальмок-момтон-макки.
16. Поворот направо 180°, левая ап-куби, слева арэ-макки.
17. Ап-чаги правой, левая ти-куби, слева паккат-пхальмок-момтон-макки.
18. Поворот налево 90°, левая ти-куби, сонналь-макки.
19. Шаг назад, правая ти-куби, сонналь-макки.
20. Шаг назад, левая ап-куби, слева патансон-момтон-макки, справа момтон-па­ро-чириги.
21. Шаг назад, правая ап-куби, справа патансон-момтон-макки, слева мом­тон-паро-чириги.

    Конец выполнения.

Пхумсэ № 7 — Тхэгык Чхиль чжан (Taegeuk Chil Jang) — 2 ГЫП

Символом тэгук-чиль-джян является большая спокойная гора. Это означает ус­тойчивость и наивысшую точку достижения. Гора стоит непоколебимо, и человек желает укрепить свою твёрдость тем, что он идёт, если ему нужно; и останавлива­ется, если это необходимо.

    

Последовательность выполнения.

     1. Поворот налево 90°, левая пом-соги, справа патансон-момтон-макки.
2. Ап-чаги правой ногой, левая пом-соги, слева момтон-макки.
3. Поворот направо 180°, правая пом-соги, слева патансон-момтон-макки.
4. Ап-чаги правой ногой, левая пом-соги, слева момтон-макки.
5. Поворот налево 90°, левая ти-куби, сонналь-арэ-макки.
6. Шаг вперёд, правая ти-куби, сонналь-арэ-макки.
7. Поворот налево 90°, левая пом-соги, справа патансон-момтон-макки, дын-чумок-апе-чиги.
8. Поворот направо 180°, правая пом-соги, слева патансон-момтон-макки, дын-чумок-апе-чиги.
9. Левую стопу подтянуть к правой, моа-соги, бо-чумок.
10. Шаг вперёд, левая ап-куби, бандэ-макки, затем паро-кави-макки.
11. Шаг вперёд, правая ап-куби, бандэ-макки, затем паро-кави-макки.
12. Поворот налево 270°, левая ап-куби, момтон-хэчьо-макки.
13.Муруп-чиги правой ногой, правая коа-соги, ду-чумок-момтон-джочьо-чириги.
14. Скольжение назад, правая ап-куби, отгоро-арэ-макки.
15. Поворот направо 180°, правая ап-куби, момтон-хэчьо-макки.
16. Муруп-чиги левой ногой, левая коа-соги, ду-чумок-момтон-джочьо-чириги.
17. Скольжение назад, левая ап-куби, отгоро-арэ-макки.
18. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева дын-чумок-ольгуль-паккат-чиги.
19. Пьоджок-чаги правой ногой, чучум соги, справа пхальгуп-пьоджок-чиги.
20. Подтянуть левую ногу, правая ап-соги, дын-чумок-ольгуль-паккат-чиги.
21. Пьоджок-чаги левой ногой, чучум-соги, слева пхальгуп-пьоджок-чиги.
22. На месте, слева хансонналь-момтон-йоп-макки.
23. Шаг вперёд, чучум-соги, чумок-йоп-чириги с кихап.

    Конец выполнения.

 

Пхумсэ № 8 — Тхэгык Пхаль чжан (Taegeuk Pal Jang) 1 ГЫП

 Тэгук-пумсэ заканчивается восьмой, и последней триграммой, которая символи­зирует землю. Она получает благословение неба и порождает жизнь, следит за пло­дородием, а так же за воспроизведением и развитием порожденной ей жизнью.

  

  Тэгук-паль-джян посвящено росту и созреванию. Это последняя ступень учени­чества на пути к обладанию степени дан. Здесь становятся очевидными плоды предшествующей работы.

    В соответствии с символом в тэгук-паль-джян демонстрируют зрелость и скры­тую силу. Особенно явственно это ощущается в обоих туё-ап-чаги. Гармония про­является в медленных пассах с чумок-даньо-чириги, а растущая зрелость — в вы­текающих одна за другой комбинациях.

    Последовательность выполнения.

      1. Шаг вперёд, левая ти-куби, слева паккат-пальмок-годыро-макки, затем спра­ва момтон-паро-чириги с переходом в левую ап-куби.
2. Прыжок вперёд с левым тубальдан-сонап-чаги с кихап, левая ап-куби, слева. Момтон-ан-макки, момтон-тубон-чириги.
3. Шаг вперёд, правая ап-куби, справа момтон-бандэ-чириги.
4. Поворот налево 270°, правая ап-куби, осантыль-макки.
5. Поворот на месте, левая ап-куби, справа-чумок-даньо-ток-чириги.
6. Перекрёстный шаг, левая ап-куби, осантыль-макки.
7. Поворот на месте, правая ап-куби, слева-чумок-даньо-ток-чириги.
8. Поворот налево 270°, левая ти-куби, сонналь-макки, затем справа момтон-па­ро-чириги со скольжением в левую ап-куби.
      9. Ап-чаги правой ногой, шаг назад правая пом-соги, справа патансон-момтон-макки.
    10. Поворот налево 90°, левая пом-соги, сонналь-макки.
    11. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, справа момтон-паро-чириги.
    12. Подтянуть левую стопу, левая пом-соги, слева патансон-момтон-макки.
    13. Поворот направо 180°, правая пом-соги, сонналь-макки.
    14. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, слева момтон-паро-чириги.
    15. Подтянуть правую стопу, правая пом-соги, справа патансон-момтон-макки.
    16. Поворот вправо 90°, правая ти-куби, годыро-арэ-макки.
    17. Ап-чаги левой ногой, сразу же, подпрыгнув, туё-ап-чаги с кихап, правая ап-куби, справа момтон-ан-макки, момтон-тюбон-чириги.
    18. Поворот налево 270°, левая ти-куби, слева хансонналь-макки.
    19. Скольжение вперёд, левая ап-куби, справа пхальгуп-чиги, дын-чумок-оль- гуль-апе-чиги, момтон-бандэ-чириги.
    20. Поворот направо 180°, правая ти-куби, справа хансонналь-макки.
    21. Скольжение вперёд, правая ап-куби, слева пхальгуп-чиги, дын-чумок-оль- гуль-апе-чиги, момтон-бандэ-чириги.

 Кихап.

К дыханию относится и кихап — боевой выкрик. Корейское слово кихап дослов­но переводится как «крик». Этот крик издается одновременно с напряжением брюшного пресса и коротким выдохом. Артикуляция при этом индивидуальна, но ни в коем случае не следует выкрикивать «кихап».

Кихап служит для концентрации всех душевных и физических сил в один мо­мент. В бою и при самообороне кихап пугает противника на какие то доли секун­ды и даёт возможность для целенаправленной атаки с целью поражения.

В первых семи тэгук кихап применяется лишь один раз: в заключительном приё­ме. Исполнение кихап, также как и исполнение приёмов, строго определено, его сле­дует выполнять в сочетании с другими приёмами. Если не хватает одного кихап, или же спортсмен выполнил на один кихап больше, то это засчитывается как ошибка.

Но если присмотреться — очень и очень похожи все эти Пхумсэ по технике и ритму исполнения на ката Каратэ — в общем и целом — ничего такого особенного — может быть только стойки несколько повыше, а так техника одна и та же. Та же база движений — все тоже самое — по сути. Но и между тем Тхэквандо , надо отдать должное — смогло найти свой путь развития — несмотря на все эти Пхумсэ — сосредоточившись на том чего нет ни в одном боевом искусстве — сосредоточившись на технике боя ногами, и не только на совершенствовании этой техники, но и на придании ей исключительно прикладного характера — с вполне себе серьезной проверкой соревновательной практикой. Такой вот по сути отрыв реальности от первичных искусственных построений, основывающихся на средневековой философии.

Техники, уровни и символика 8 ученических пхумсэ Тхэквондо

Название Написание пхумсе Символ Техники уровня Уровень пояса
Taegeuk Il Jang 태극 1장 (Taegeuk Il-jahng) ☰, 天, 건

(gun)
Небеса, небо

  • Свободная позиция
  • Передняя позиция
  • Низкий блок
  • Блок внутрь
  • Высокий блок
  • Средний удар
  • Передний удар
8 ГИП
Taegeuk Ee Jang 태극 2장 (Taegeuk Ee-jahng)
или Taegeuk Yi Jang
☱, 澤, 태

(tae)
Озеро

  • Высокий удар
7 ГИП
Taegeuk Sam Jang 태극 3장 (Taegeuk Sam-jahng)

или Taegeuk Sahm Jang

☲, 火, 이

(yi or ree)
Огонь

  • Задняя позиция
  • Средний блок основанием ладони
  • Удар удар в шею основанием ладони
6 ГИП
Taegeuk Sa Jang 태극 4장 (Taegeuk Sa-jahng)

или Taegeuk Sah Jang

☳, 雷, 진

(jin)
Гром

  • Двойной ножевой блок
  • Вертикальный толчок кончиком пальца (т. Е. Наконечник копья)
  • Удар ножом в форме ласточки
  • Боковой удар
  • Удар в спину
5 ГИП
Taegeuk Oh Jang 태극 5장 (Taegeuk O-jahng)

или Taegeuk O Jang

☴, 風, 손

(son or seon)
Ветер

  • Удар Молота
  • Внутренний удар локтем
  • Удар локтем
4 ГИП
Taegeuk Yook Jang 태극 6장 (Taegeuk Yuk-jahng)

или Taegeuk Yuk Jang

☵, 水, 감

(gam or kam)
Вода

  • Высокий внешний блок
  • Низкий Открывающийся Блок
  • Удар с разворота
3 ГИП
Taegeuk Chil Jang 태극 7장 (Taegeuk Chil-jahng) ☶, 山, 간

(gan or kan)
Гора

  • Стойка тигра
  • Стойка лошади
  • Низкий Двойной Блок основанием ладони
  • Поддерживаемый блок Palmheel
  • Поддерживаемый удар в спину
  • Открытие блока
  • Удар коленом
  • Двойной апперкот
  • Удар ногой сбоку
2 ГИП
Taegeuk Pal Jang 태극 8장 (Taegeuk Pal-jahng)

или Taegeuk Phal Jang

☷, 地, 곤

(gon)
Земля, земля

  • Одиночный Горный Блок
  • Прыжки спереди
1 ГИП

См. так же статью Мастерские Пхумсэ Тхэквондо — Юдан пхумсэ