ЛЕГЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ ИЛИ «ПОСЛЕДНЯЯ» ТЕХНИКА

обложка

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование самого себя.

Дэйв Лори.

Глава из книги «Система реального рукопашного боя. Часть 1 Основы. Техника»

Немного истории. Или скорее рассмотрение нескольких легендарных систем, определивших на многие годы направление развития мира боевых искусств.

Знаменитое Карате, по легенде было создано простыми и малограмотными крестьянами с острова Окинава по необходимости — из-за оккупации острова Японией. И они уж точно не имели никакого доступа к знаниям, и даже вроде бы отрабатывали свои приемы боя ночью — на рисовых полях. И придумали: свои орудия труда и даже тело — использовать как смертоносное оружие — это кстати можно в своем роде назвать достижением – придумать систему боя, когда таких систем не вообще не существовало и хоть как то систематизировать знания в этой области. А потом применить эту систему против людей не знакомых вообще ни с какими способами ведения рукопашного боя – для них это, наверное был прорыв на новый уровень и такие люди вполне могли считаться всемогущими и великими мастерами. (Здесь следует отметить что на самом деле современное каратэ – это система разработанная одним из его мастеров для чисто коммерческого использования, причем для использования массового – изобретатель современного карате, в принципе изобретатель некоего конвейера по производству «черных поясов», а история создания Каратэ, это не более чем красивая и романтичная легенда, так же, наверное придуманная для привлечения новых последователей.)

Джиу-Джитсу – идея заключается в том, чтобы научиться хитроумными приемами воздействия на суставы повергать более сильного человека на землю, не обладая при этом, сколько ни будь значительными физическими данными, это смахивает на идею о возможности достижения могущества, некими простыми и легкими, а главное общеизвестными приемами, которым кто-то еще и готов быстро обучить.

Дзюдо вроде бы было создано как продолжение Джиу-Джитсу для спортивной арены, но идея при этом осталась прежней: победа слабого над сильным, за счет неких хитроумных приемов – которые уже можно проверить в схватке с реальным противником.

Самбо – это результат сбора и классификации разнообразных национальных приемов борьбы, когда на первое место выходит возможность применить какой либо неизвестный для противника прием — практически из любого положения.

Айкидо – здесь идея и вовсе, не в том чтобы обмануть вероятного противника, а обмануть непосредственно занимающегося этим «боевым искусством» – построив систему на общеизвестных христианских идеях «о непротивлении злу насилием». Намекнув при этом на некие таинственные способы бесконтактного ведения боя которые станут доступны потом – при достижении более высоких уровней мастерства, и которые наконец то позволят побеждать хулиганов не прилагая вообще никаких усилий.

Системы рукопашного боя спецподразделений – широко разрекламированные (в кинофильмах), но секретные и поэтому никому не известные системы рукопашного боя — хотя очевидно, что хоть какой-нибудь бывший сотрудник спецслужб вполне мог воспользоваться своими знаниями для заработка и первым раскрыть всем любителям боевых искусств эти долгожданные секреты.

С другой стороны:

«Шаолиньские» боевые искусства – это некие высокоэффективные тренировки в каком-нибудь восточном монастыре, способные сделать из простого человека искусного мастера, еще при жизни.

Системы рукопашного боя с учителем – то есть системы где знания передаются непосредственно от некоего учителя-мастера – ученику. (интересно отметить — данная система обучения была широко распространена в средневековом мире: мастер какого либо ремесла прямо передает свои знания подмастерьям.) Мне кажется найти такого мастера, который все умеет и всему научит наилучшим образом и есть заветная мечта очень многих любителей боевых искусств. А еще лучше конечно найти такой монастырь, где соответственно таких мастеров будет еще больше.

То есть можно сказать, что вся концепция боевых искусств заключается в следующем:

— с одной стороны создатели систем рукопашного боя, как правило, старались использовать в качестве основного элемента – неожиданность для противника, каких либо технических или тактических способов ведения рукопашного боя и поэтому никогда по сути не доходили до предела, когда техника оставалась бы эффективной независимо то известности ее для противника. (справедливости ради, здесь следует отметить бокс — это наверное и есть единственная система рукопашного боя, нацеленная на такое использование. Бокс (и это действительно подтверждено историческими фактами) и был создан как результат ограничения правилами соревнований по реальному рукопашному бою, (и по всей видимости, это были довольно жестокие соревнования)  но теперь это чисто спортивное единоборство, которое в принципе не может развиваться в направлении реального использования).

— а с другой (и это, наверное, и есть самое захватывающее в мире боевых искусств) мечтали о существовании некоей супер техники рукопашного боя способной дать возможность не только эффективно противостоять противнику, практически при любых его преимуществах, но и стать цельной личностью – мастером, избавившимся от возможности делать ошибки или совершать какие либо глупые поступки.

И в заключение любопытное видео — таолу на территории Школы легендарного Ип Мана — вроде ничего особенного — а почему то выполнение завораживает.