«Руки» Альбрехта Дюрера

Обновлено: 24 марта 2019, в 21:35

Правда бывает удивительней вымысла, зато вымысел правдивее.

Фредерик Рафейэл

Недавно наткнулся в Сети на довольно душещипательную историю создания знаменитой картины Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». Действительно история довольно впечатляющая, как впрочем и многие подобные истории, предназначенные для массового читателя, и нацеленные на то чтобы поразить воображение его воображение. Рисунок «Руки молящегося» выглядит вот так и выполнен кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге и является штудией к центральной части «Алтаря Геллера»

А трогательная история из интернета в кратце такова:

«В семье Дюреров было 18 детей. И их отцу, который был ювелиром приходилось работать по 18 часов в день чтобы прокормить свою семью. А двум братьям, соответственно Альбрехту и Альбертам Дюрерам, очень хотелось стать художниками. Причем по возможности — художниками знаменитыми. Но они конечно понимали, что их отец не сможет скорее всего отправить на учебу вообще никого. И тогда они придумали следующий план. Когда они подрастут, они бросят монетку и тот из братьев кону повезет, отправится учиться а другой кому не повезет, пойдет работать на шахту, чтобы обучать более везучего брата. После того как один из братьев выучится — по такой же схеме отправится учиться другой брат. Как можно догадаться повезло Альбрехту Дюреру. И повзрослев он отправился учиться в город Нюрнберг — в художественную академию. А Альберт отправился работать на шахту на долгие четыре года обучения брата.

Альбрехт Дюрер, в итоге отучившись в художественной академии, и начав к окончанию учебы, благодаря своему таланту хорошо зарабатывать, приехал в итоге домой. Устроив праздничный ужин, Альрехт конечно же поблагодарил своего брата Альберта, и сказал что теперь его очередь оплачивать художественное образование брата. На что брат ответил, что это уже к сожалению невозможно — руки его теперь обезображены тяжелым трудом в течение четырех лет в шахте и навряд-ли сгодятся для профессии художника.

Альбрехт Дюрер был настолько поражен самоотверженным поступком своего брата, что в порыве вдохновения и нарисовал этот рисунок, на котором изображены руки брата, сложенные в молитве, которыми он и помог Альбрехту Дюреру стать художником. Под очень простым названием — «Руки». А люди уже потом под общим впечатлением от этой истории назвали эти картину «Руки молящегося».

История конечно очень красивая и трогательная, и более того с очень глубоким смыслом. Но на самом деле все было конечно же не так, о чем можно понять опираясь на свой здравый смысл и узнав факты из биографии самого Альбрехта Дюрера.

Во первых сразу же в этой истории бросается в глаза, отправление брата на работу именно в шахту — а зачем, возможно быть там больше и много платили. Но отец Альбрехта Дюрера, был ювелирных дел мастером, не менее уважаемая и оплачиваемая во все времена профессия, нежели шахтер. Но при этом менее опасная, и более все же творческая профессия.

Во вторых в биографии Альбрехта Дюрера (хотя бы из Википедии — см статью Альбрехт Дюрер), никаких сведений об этой трогательной истории не указывается. (Вообще никаких — будто ее и не было никогда.)

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

Все, Альбрехт Дюрер сам рассказал как все было. И как можно заметить у Старшего Дюрера, было сожаление лишь, о потраченном на обучение сына времени, но никак не о деньгах на обучение. Отец Альбрехта Дюрера справился с обучением сына вполне самостоятельно. Больше того

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre), во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.

То есть ни в какой родной городок к брату он не приезжал, а продолжил свое обучение. Такая вот история обучения Альбрехта Дюрера оказалась на самом деле. Совершенно обыденная и не трогательная. Захотел учиться, поехал учиться. И особых пожертвований тоже не наблюдается. Отец по всей видимости неплохо зарабатывал, и профессия художника в те далекие времена была наверное довольно прибыльным делом. Что согласился, чтобы его сын не продолжил учиться, на ювелира, а поехал — на художника. (И заработал ведь денег сынуля, и прославился в веках — тоже ведь отца не подвел.)

И для понимания уровня художественного творчества и мастерства Альбрехта Дюрера, наиболее известные его произведения. (Такой, как можно заметить, довольно концептуальный был художник, даже и для нашего времени — вполне все понятно. И «Руки молящегося» не далеко не вершина его творчества, а не более чем рисунок )

Автопортреты Альбрехта Дюрера

Гравюры Альбрехта Дюрера

DUMONTDUERER KAT045

 

 

Живопись Альбрехта Дюрера

 

Наброски Альбрехта Дюрера