Секрет успеха Брюса Ли

Непревзойденный успех ждет человека, который пришел к жизненно важному осознанию огромных духовных сил в себе и начал использовать их в науке, бизнесе и жизни.

Брюс Ли

На протяжении уже почти 50 лет, Брюс Ли является не то что кумиром многих и многих поколений любителей боевых искусств, но о Брюсле Ли до сих пор все помнят и знают и как одного из величайших мастеров боевых искусств, и как одного из популярнейших актеров современности. В чем причина такой популярности?Чем именно Брюс Ли смог вызвать к себе такой неутихающий вот уже почти 50 лет пристальный интерес, со стороны как обычных людей так и любителей боевых искусств? Основные направления в которых был популярен Брюс Ли это восточные боевые искусства, внешность и кинематограф. Думаю что на них и следует остановиться поподробнее…

Боевые искусства — на самом деле в боевых искусствах, Брюс Ли не представлял из себя ничего особенного. И мастера и были и есть на порядки лучше Брюса Ли, и бойцы имеющие гораздо больший опыт реальных боев. В боевых искусствах Брюс Ли известен лишь созданием собственного, хотя и довольно оригинального боевого искусства — Джит Кун До («Путь Опережающего Кулака»), основывающегося на техниках китайского Вин Чун и классического английского бокса.  (Подробнее в рубрике — Джит Кун-До / Вин Чун). Которое со смертью Брюса Ли практически перестало хоть как-то развиваться, и совершенно незаслуженно забыто любителями боевых искусств.

И на самом деле Брюс Ли, и не обладал никаким «секретными восточными техниками», и по всей видимости, у серьезных восточных мастеров боевых искусств, тоже к сожалению не занимался. Больше того, как оказалось «современный символ восточных единоборств», впервые познакомился с этими самыми «восточными единоборствами», не в монастырях или закрытых школах кунг-фу, а в самой обычной спортивной школе г. Лос Анджелеса, который находится в США, под одноименным названием «Физкультурный центр христианской молодежи города Лос-Анджелеса», такой вот парадокс в боевых искусствах получается. (см. статью — От чего умер Брюс Ли ? (Часть 2)) А позже — у самого обычного преподавателя одного из видов китайских боевых искусств под названием Вин Чун, которые благодаря невероятной популярности Брюса Ли так же получили и свою долю популярности. Сомневаюсь чтобы кто-то услышал и о Ип Мане и о Вин Чун, не будь Брюс Ли таким популярным.

Брюс Ли никогда не участвовал ни в каких соревнованиях в качестве бойца, и тем более никогда не соревновался с другими мастерами боевых искусств используя Вин Чун или свою разработку Джит Кун До. Знания боевых искусств использовал исключительно для постановки красивых и зрелищных сцен в своих кинофильмах и не более того. И очень спорный момент — насколько техника Брюса Ли может быть эффективной в реальных условиях. И ведь следует учитывать что и Джит Кун До утратив поддержку основателя — прекратило развитие и ушло в забытье. Да и достижения в области развития Джит Кун До у Брюса Ли оказались довольно скромные — первая книжка о Джит Кун До была  выпущена лишь после его смерти.

Учеников тоже у Брюса Ли было совсем мало, и они не могли стать основой распространения популярности Брюса Ли.

Список учеников Брюса Ли:

(Небольшое отступление: В творчестве, и в частности у гениев такое встречается довольно часто подобные парадоксы развития, когда какой-то недостаток является . Как говорится «Был слеп Гомер, и глух Бетховен«* и им это не помешало подняться над зрячими и слышащими, и войти в историю человечества. Так и с Брюсом Ли, совершенно не важно где начал и у кого обучался боевым искусствам Брюс Ли, если у него был талант. И если вспомнить сколько таких талантов у человечества было — люди совершенно не обладали какими либо возможностями в выбранной ими области, но благодаря именно отсутствию этих возможностей и смогли достичь там необычайного успеха.)

Были люди, которые учились и через его фильмы, даже и серьезные профессионалы мира боевых искусств, они то уж точно чувствовали, есть что-то такое очень заманчивое в этом парне по имени — Брюс Ли.

… Человек, повлиявший на
меня, не был боксером. Меня
всегда восхищали кошачьи рефлексы и мастерство Брюса Ли, и я хотел бы достичь в боксе того, чего он достиг в своем искусстве Ли был Мастером и, подобно ему, я стараюсь выйти за рамки основ моего спорта.
Рэй Леонард «Сахарный», чемпион мира по боксу среди профессионалов.

 

Картинки по запросу bruce leeВнешность — Брюс Ли по своему харизматичен и довольно внешне симпатичен, при этом за счет постоянных тренировок, Брюс Ли еще имел и отличное телосложение. Если не знать что это Брюс Ли — вполне себе обычная внешность и ничего такого особенного.

Очевидно совсем не герой-любовник. Есть актеры и посимпатичнее, и как показала история, основная аудитория поклонников Брюса Ли все таки это не девушки, а любители боевых искусств и молодежь. То есть самая что ни на есть обыкновенная внешность была у Брюса Ли, что даже и став популярным он не приобрел особой популярносли у поклонниц женского пола, они просто не обратили внимания на Брюса Ли, возможно просто потому что женщины все-так не являются потребителями фильмов жанра боевых искусств.

Тоже явно не из-за красоты Брюса Ли — его обожали поклонники. Перед началом карьеры в фильмах жанра боевых искусств Брюс Ли, ведь снимался в фильмах других жанров, например первая небольшая его роль в телесериале «Зеленый Шершень» или небольшая роль в кинофильме «Марлоу» (см. статью — Все сцены драк из фильмов с Брюсом Ли (Часть 1) — драки в фильме «Марлоу» (1969)) — не сделали его сколько нибудь популярным, они просто прошли незамеченными — Брюса Ли вообще никто не заметил, и никто на него никакого внимания не обратил, и эти роли помнят лишь, очень большие фанаты Брюса Ли.

То есть дело не в внешности и совсем не в актерском даровании Брюса Ли, больше того даже не в его харизме.

Картинки по запросу bruce lee star hollywoodКинематограф — Если посмотреть фильмы с Брюсом Ли (см. статью — Пять лучших фильмов с Брюсом Ли)

) с точки зрения актерской игры ничего такого особенно в фильмах Брюса Ли нет. На самом ведь деле фильмы в которых он снимался это более чем второсортные азиатские фильмы жанра боевых искусств, с довольно прямолинейным сюжетом и примитивной актерской игрой. И сложно представить чтобы серьезный ценитель киноискусства восхитился игрой и режиссурой Брюса Ли. Между тем , как известно, Брюс Ли получил таки свою звезду на аллее славы Голливуда — за огромный вклад в развитие киноиндустрии. Получает сама эта звезда на аллее славы и является признанием уже задним числом достигнутого Брюсом Ли успеха. К 1993 году Брюс Ли стал фактически легендой кинематографа, и наверное в Голливуде и посчитали, как это легенда кинематографа и без собственной звезды на аллее славы Голливуда.

Считается что если бы не смерть Брюса Ли, он был бы на данный момент самым богатым актером и режиссером Голливуда. Жалко конечно что Брюс Ли умер — сколько интересного потеряли со его смертью и кинематограф и боевые искусства, и его фанаты. Если бы Брюс Ли продолжил бы так же развиваться, фильмы о боевых искусствах, скорее всего были подняты на небывалую высоту, превративших из второсортных боевиков в настоящие произведения искусства. Он бы продолжил развивать и свое Джит Кун До — не сомневаюсь. И с такими базовыми принципами, заложенными в это боевое искусство изначально, оно легко смогло бы стать одним из лучших прикладных направлений боевых искусств на планете. Задумай например Брюс Ли вкладывать в его развитие серьезные деньги. Но возможно что ничего бы и не было в любом случае, Брюс Ли как и самый обычный человек достигнув определенного материального успеха, увлекся в итоге роскошью и развлечениями и свои заработки вкладывал именно в это направление своей жизни. (см. статью — От чего умер Брюс Ли ? (Часть 2))

Памятник Брюсу Ли в Гонконге — больше того Брюсу Ли, фактически единственному мастеру боевых искусств и относительно молодому человеку, в Гонконге установлен еще и памятник. Что-то не припомню никого из мастеров боевых искусств да и наверное актеров кому бы в 32 года памятник поставили — в знак уважения к таланту. Из мастеров различных видов боевых искусств подобного не удостоился ни один. По крайней мере если такие памятники и есть, они не являются такими общеизвестными — как памятник Брюсу Ли.

Такой вот на самом деле очень серьезный уровень популярности, дошедший в конечном итоге до того что само имя Брюса Ли стало нарицательным. А сам Брюс Ли образом современного мастера боевых искусств. Понятно что основная масса людей считает Брюса Ли и легендарным мастером боевых искусств просто по инерции, зачастую совершенно ничего и не зная о его жизни. и конечно же основную роль сыграла и маркетинговая стратегия при выпуске в прокат первых фильмов жанра боевых искусств с участием Брюса Ли.

Но и все же что именно послужило отправной точкой такого головокружительного успеха и популярности Брюса Ли, продолжающейся и по сей день. Почему людям так понравился Брюс Ли?  Почему они посчитали его крутым мастером боевых искусств? Почему именно он вошел на аллею славы. (Из актеров фильмов жанра боевых искусств такой чести удостоился лишь Джекки Чан.) Если харизма, знания боевых искусств, внешность, кинематограф оказались лишь дополнительными факторами успеха. В чем тогда секрет популярности Брюса Ли?

Думаю что секрет кроется в самой идее образа создаваемого на экране Брюсом Ли. Это ведь очень яркий и очевидный образ абсолютного воина (см. статью — Образ Абсолютного Воина в кинематографе)

В 70-80 гг. по всей видимости не только в СССР, были популярны такие шайки хулиганов, которые ходили по городам и нападали на людей, забирали вещи и деньги, людей унижали и избивали. И это было одним из факторов начала увлечения молодежи боевыми искусствами. Каждый хотел уметь бороться со страхом и давать отпор уличным хулиганам.

А в Китае и Гонконге видимо, китайцев били еще и японцы, владевшие каратэ.

И тут представляете появляется «абсолютный воин», который не только не испытывает никакого страха перед хулиганами, но и сам обладает такой харизмой и силой воли что хулиганы сами его начинают бояться, больше того этот «абсолютный воин» в совершенстве владеет какими-то необычными и завораживающими способами ведения уличной драки. Короче вдруг появляется «герой улиц», самый обычный и одновременно крутой парень, способный постоять не только за себя а и за других. Не дать в обиду никого — разве это не круто и не привлекательно для молодежи? Для людей которых когда либо обижали на улице хулиганы. Кто бы не хотел стать таким крутым парнем как герои Брюса Ли.

Невиданный ранее образ «Уличного Супермена» — расправляющегося со своими обидчиками, буквально голыми руками.

Первая сцена боя Брюса Ли с хулиганами-мафиозниками, которых побаиваются в любом городе мира, но только не герои Брюса Ли. (Представьте себе 72 год, Гонконг вы сидите мальчишкой в кинотеатре, знаете про хулиганов Гонконга и вдруг такая вдохновляющая сцена. И единственное желание — я хочу уметь так же. И быть таким же крутым. Ведь в этой сцене герою Брюса Ли, в отличие от других персонажей просто неведом страх — мы видим и чувствуем настоящую «безупречность воина». И именно это и нравится нам в образах созданных Брюсом Ли — «безупречность воина» и его мастерство. Думаю это и есть секрет популярности и успеха Брюса Ли — этот образ «абсолютного и безупречного воина», которому неведомы эмоции страха, неудачи и отчаяния. Настоящий Воин борется до конца.

Первая сцена боя Брюса Ли с японскими каратистами из фильма «Яростный Кулак». (Видимо здесь какие-то комплексы китайские были, что японских каратистов победить было нельзя китайцу. А герой Брюса Ли выходит драться не с одним, а сразу с целой школой Каратэ и с учителем этой школы. Разве не круто для китайского мальчишки?

Почему тогда у других не получилось, получался этот образ и не раз. (см. статью — Образ Абсолютного Воина в кинематографе) Просто не всем удавалось так ярко и доступно для обычного человека выразить этот образ как Брюсу Ли. Это вот как раз и был такой талант у Брюса Ли — очень жизненно и достоверно играть «Абсолютного Воина», без страха и упрека и самое главное давать надежду что достижение этого состояния вполне возможно для каждого человека. У Брюса Ли это получилось лучше всех в мире — думаю что это и явилось секретом его успеха и такой необычайно стойкой популярности.

Может быть у Брюса Ли «Мын» был, а у других актеров его не было — этим наверное можно объяснить, почему Брюса Ли помнят и будут помнить поколения любителей боевых искусств, а многие и многие мастера и актеры будут постепенно забыты.

Небольшая притча — о том что такое «мын», и где его взять.

Про мын

Эту историю рассказали мне старые аксакалы на одном кочевье, и я часто вспоминаю ее с тех пор и рассказываю молодежи.

Значит, всемирный фестиваль и конкурс традиционной кочурской музыки в столице Кочуристана. Выступает молодой, но очень энергичный кильмандарчи. Уж и так он умеет, и сяк, и в учумском стиле, и в кочумайском, и танцы такие, и баллады сякие… Отыграл, сидит в первом ряду довольный.

Тут на сцену поднимается старик – то ли поддатый, то ли всегда такой, кильмандар потертый, царапаный даже, струна одна из бараньих жил, другая вроде как от мандолины, да и не строит малость… Посидел молча, потом поиграл немного, потом еще немного посидел. Да и ушел.

И надо же – дают ему первое место на конкурсе. Наш молодой чуть умом не тронулся, бежит в жюри, спрашивает – как так?

—А так, – говорят ему. – Играешь ты лучше, тут вопросу нет. Но вот, понимаешь, мына у тебя нет. Настоящего мына вот нет. У него мын есть, а у тебя нет.

—Да какой еще такой мын? – тот кричит. – Что он вообще такое? Где его взять?

—Что он такое, и где его взять, мы не знаем, – отвечают аксакалы. – Но только вот у него он есть, а у тебя его нет.

Что такое «мын» в интерпретации Бориса Гребенщикова

«Мын. Это понятие известно лишь посвящённым. В одну из маленьких советских республик приехал мальчик, который родился там и которого из деревни отправили в консерваторию, где он показывал очень большие таланты в игре на местном однострунном инструменте. Собрались старцы в шапках. Он сыграл им Мусоргского на одной струне, потом Баха, Паганини. Они похлопали. Потом он ушёл, и их спрашивают: «Ну как? Здорово?» А старики говорят: «Пальцы бегают, а мына нет». Когда мы записывали «Растаманов из глубинки», то в первой версии не было мына. И вот, помучавшись три часа, мы пришли к тому, что мын появился. А я знал, что он появится, я просто ждал…»

Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова / Сост. Андрей Лебедев, М., «Новое литературное обозрение», 2013 г., с. 260.

Даже вот подражателей у Брюса Ли — сколько было, и любителей и профессиональных актеров (см. статью — Подражатели Брюсу Ли), но Брюс Ли — помнят, а подражателей — нет. Наверное, точно потому что у Брюса Ли «мын» был, а у подражателей нет.

*_______________________________________

Был слеп Гомер, и глух Бетховен,
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень,
Кто к музам, как они, привык?
Так что ж педант, насупясь, пишет,
Что творчество лишь тем дано,
Кто зорко видит, остро слышит,
Умеет говорить красно?
Иль им, не озаренным духом,
Один закон всего знаком —
Творить со слишком тонким слухом
И слишком длинным языком?