Словарь японских терминов в каратэ

Rate this post

Если будешь отдавать свое сердце утонченному и изящному, то уподобишься женщине. Рожденный в доме самурая должен думать только о том, как взять короткий и длинный мечи и умереть.

Като Киемаса

Полный список японских названий и терминов в каратэ — каждому занимающемуся любым стилем каратэ они не только знакомы, но и зачастую наверное вызывают какие-то трогательные воспоминания и ощущения. До сих пор помню первые изученные мною японские слова — «гедан барай», дзенкуцу дачи", «аге уке», «маваши гери», и самые крутые приемы «ура маваши» и «ура маваши» в прыжке — тем более тогда не было не то что интернета но и даже сколько нибудь информативных книжек было не найти. Поэтому и эти слова произносились как какие-то своеобразные заклинания, что-ли. А там (в методологии каратэ) в итоге оказалась довольно стройная и логичная терминология — которую очень просто и легко запомнить.

(Интересно а тренер, помню был был такой плотный дядька-таксист (в конце 80-х крутая, кстати, профессия) очень похожий на героя Тадеуша Касьянова из «Пиратов ХХ века». И преподавал в Доме Культуры совсем на окраине города — совершенно бесплатно для подростков. Повторять все заставлял техники, смотрел так тщательно чтобы получалось — и все эти «японские слова» выкрикивал — на свой манер.)

Вот эти таинственные слова каратэ и их перевод на русский язык:

Номенклатура

  • Кохай — младший;
  • Сэмпай — старший (старший ученик, инструктор);
  • Сэнсэй — учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях — также 1-2 даны);
  • Шихан — мастер с 5-7 даном, руководитель школы;
  • Ханси — мастер с 8-9 даном;
  • Кантё (Канчо) — мастер-наставник всей организации;
  • Сосай — шеф, директор всей организации.

Цвета поясов

  • широ оби — белый
  • ао оби — синий
  • кииро оби — жёлтый
  • мидори оби — зелёный
  • ча оби — коричневый
  • куро оби — чёрный

Общие термины

  • Кумитэ — «встреча рук», спарринг;
  • Иппон-кумитэ — учебный спарринг на один шаг;
  • Санбон-кумитэ — учебный спарринг на три шага;
  • Додзё — «место, где ищется путь», тренировочный зал;
  • Ката — «форма», технический комплекс;
  • Киай — крик, сопровождающий сконцентрированный удар;
  • Кихон — базовая техника;
  • Ос — слово, сопровождающее все поклоны, а так же подтверждающее готовность к бою;
  • Оби — пояс;
  • Рэй — поклон;
  • До — путь;
  • Будо — путь воина (общее название боевых искусств);
  • Идо-гейко — основы перемещений;
  • Кайтэн — перемещение вращением;
  • Кимэ — концентрация, максимальное усилие;
  • Кихон — тренировка без партнёра. Базовая техника, основы боевого искусства;
  • Ренраку — комбинации (боевые и учебные);
  • Ката — форма, комплекс (бой с несколькими воображаемыми противниками, по заранее обусловленной схеме);
  • Кумитэ — спарринг, поединок;
  • Дзию кумитэ — свободный спарринг;
  • Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг;
  • Санбон кумитэ — условный учебный спарринг на три шага;
  • Тамеши-вари — разбивание твёрдых предметов различными частями тела;
  • Шушин — рефери на соревнованиях;
  • Кокю хо — дыхание;
  • Ибуки — силовое дыхание;
  • Ногарэ — мягкое дыхание;
  • Осу — традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия, готовности и уважения;
  • Кю — ученическая степень;
  • Дан — мастерская степень;
  • Доги — униформа, кимоно (одежда для тренировок);
  • Оби — пояс;
  • Макивара — снаряд для обработки ударов;
  • Сайонара — «до свиданья».

Команды

  • Сэйза — опуститься на колени (принять позу для сидячей медитации);
  • Анза — позиция сидя. скрестив ноги (по-турецки);
  • Мокусо — закрыть глаза;
  • Мокусо ямэ — открыть глаза;
  • Рэй — поклон;
  • Шинзен ни рэй — поклон символической святыне школы, алтарю. Если в зале нет алтаря используется команда Шомен ни рэй;
  • Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему);
  • Отагай ни рэй — поклон всем, друг другу;
  • Аригато — спасибо;
  • Тате кудасай — встаньте пожалуйста;
  • Йой — приготовиться;
  • Хаджимэ — начать, начало, идти;
  • Ямэ — закончить;
  • Торимасен — «не оценивается»;
  • Хикиваке — ничья по итогу боя;
  • Чуй — предупреждение за нарушение правил;
  • Сикаку — дисквалификация;
  • Тори — атакующий;
  • Уке — защищающийся;
  • Маватэ — повернуться;
  • Хантай — смена, например, сменить стойку левую на правую или наоборот;
  • Наорэ — вернуться в исходное положение;
  • Ясумэ — расслабиться;
  • Мугорэ — самостоятельно (в практике ката);
  • Ура — обратная сторона, в практике ката или идо гейко означает шаги не прямо (омотэ), а с предварительным разворотом через спину.

Счет

  • Ичи — один;
  • Ни — два;
  • Сан — три;
  • Ши (ён) — четыре;
  • Го — пять;
  • Року — шесть;
  • Сичи — семь;
  • Хачи — восемь;
  • Ку — девять;
  • Дзю — десять.

Стойки

Ожидания и готовности:

  • Хэйсоку дачи — ступни вместе;
  • Мусуби дачи — пятки вместе, носки развёрнуты на 90°;
  • Хэйко дачи — ступни параллельно на ширине плеч;
  • Шизен дачи — пятки на ширине плеч, носки развёрнуты;
  • Учи хатидзи дачи — стойка «голубя» (пятки шире плеч, носки внутрь).

Основные:

  • Зенкуцу дачи — передняя стойка Кокуцу дачи — задняя стойка;
  • Санчин дачи — стойка «крепости» или «песочные часы»;
  • Киба дачи — стойка всадника, стопы параллельны Шико дачи — стойка «борца сумо», ступни на 45°.

Переходные:

  • Некоаши дачи — стойка «кота» подобна кокуцу дачи, но значительно короче;
  • Цуроаши дачи — стойка «цапли», стойка на одной ноге;
  • Какэ аши дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
  • Мороаши дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд.

Боевая:

  • Джиу камаетэ дачи или кумитэ дачи — стандартная боевая стойка.

Уровни атаки и защиты

  • Джодан — верхний уровень (голова, шея);
  • Агама — голова;
  • Are — подбородок;
  • Гаммен — лицо;
  • Нодо — горло;
  • Чудан — средний уровень (корпус) — от шеи до пояса;
  • Муне — грудь;
  • Мизо-учи — солнечное сплетение;
  • Сакотцу — ключица;
  • Хара — живот (энергетический центр человека на ладонь ниже пупка);
  • Хизо — рёбра;
  • Гедан — нижний (ниже пояса);
  • Коши — бёдра.

Взаимное расположение конечностей

  • Ой — одноимённое;
  • Гяку — разноимённое (противоположное).

Стороны

  • Хидарн — левая;
  • Миги — правая.

Направления

  • Аге — вверх;
  • Ёко — в сторону;
  • Уширо — назад;
  • Мае — вперёд;
  • Маваши — круговое;
  • Сото — внутрь;
  • Учи — изнутри;
  • Ороши — вниз;
  • Шомэн (мае) — движение (направление) вперёд;
  • Сагари (уширо) — движение (направление) назад.

Ударные части тела

Руки:

  • Сэйкэн — кулак (передняя часть);
  • Уракэн — перевёрнутый кулак (тыльная часть);
  • Тэтсуи — «кулак-молот», основание кулака со стороны мизинца;
  • Шуто — «рука-нож», ребро ладони — со стороны мизинца;
  • Хайто — внутреннее ребро ладони — со стороны большого пальца;
  • Шотей — «пятка» ладони;
  • Кокэн — запястье;
  • Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами;
  • Ёхон нукитэ — «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
  • Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
  • Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
  • Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем;
  • Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта;
  • Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника в суставах;
  • Хайсю — тыльная сторона ладони;
  • Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем;
  • Кейко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
  • Котэ — предплечье;
  • Хиджи — локоть.

Ноги:

  • Тюсоку — подушечка под пальцами стопы;
  • Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы;
  • Тэйсоку — внутренняя выемка стопы;
  • Хэйсоку — подъём стопы;
  • Аши — подошва;
  • Какато — пятка;
  • Сунэ — голень;
  • Хидза — колено.

Удары руками

Толчковые удары:

  • Сэйкэн (чудан, джодан, гедан) цуки — прямой удар кулаком (на разных уровнях);
  • Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально;
  • Лго-цуки — удар крюком снизу вверх (в подбородок);
  • Сэйкэн аго-учи — прямой скоростной секущий удар кулаком в голову;
  • Шита-цуки — удар в корпус перевернутым кулаком;
  • Моротэ-цуки — удар двумя руками;
  • Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
  • Дзюн(Юн) -цуки — удар в сторону.

Толчковые производные:

  • Шотэй-учи (джодан, чудан, гедан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
  • Ёхон нукитэ — удар «копьём» (в горло, в сплетение).

Секущие:

  • Тетсуи коми ками-учи — удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
  • Тетсуи ороши гаммен-учи — удар «молотом» сверху по голове;
  • Тетсуи хизо-учи — удар «молотом» снаружи по рёбрам;
  • Тетсуи ёко-учи (джодан, чудан, гедан) — удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
  • Уракэн шомен-учи — удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо;
  • Уракэн саю-учи — удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо;
  • Уракэн хизо-учи — удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам;
  • Уракэн маваши-учи — круговой удар перевёрнутым кулаком в голову;
  • Шуто йоко гаммен-учи — удар ребром ладони снаружи вперёд по голове;
  • Шуто сакоцу-учи — удар ребром ладони сверху, по ключице;
  • Шуто сакоцу-учи коми — прямой (режущий) удар ребром ладони в ключицу;
  • Шуто джодан учи-учи — удар ребром ладони изнутри вперёд в голову, по шее;
  • Шуто хизо-учи — удар ребром ладони снаружи по рёбрам;
  • Сейкен маваши-учи — удар крюком сбоку (в голову, в корпус).

Локтём:

  • Мае хиджи атэ (джодан, чудан) — вперёд сбоку (в корпус, голову);
  • Аге хиджи атэ (джодан) или хиджи аго-учи — вперёд снизу в подбородок;
  • Аге хиджи атэ (чудан) — вперёд снизу в корпус;
  • Ороши хиджи атэ — сверху вниз;
  • Ёко хиджи атэ — в сторону (с помощью другой руки);
  • Уширо хиджи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе и при исполнении с разворота.

Блоки

Руками:

  • Сэйкэн джодан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат);
  • Сэйкэн чудан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн чудан учи-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн мая гедан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
  • Маваши гедан-барай — нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке);
  • Моротэ-укэ — блок в положении учи-укэ, усиленный второй рукой;
  • Моротэ чудан учи-укэ — двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
  • Чудан учи-укэ/гедан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижних уровнях;
  • Шуто маваши-укэ — круговой блок двумя руками в позиции Шуто;
  • Сэйкэн джуджи-укэ (джодан, гедан) — верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
  • Шотэй-укэ (джодан, чудан, гедан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
  • Шуто чудан Сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции Сэйкэн, но ребром ладони (шуто чудан учи-укэ, шуто джодан-укэ, шуто мае гедан-барай — то же);
  • Осаи-укэ — блок-накладка ладонью.

Ногами

  • Сунэ-укэ — блок голенью;
  • Хидза-укэ — блок коленом;

И японские термины каратэ из знаменитейшей книги Альбрехта Пфлюгера «Шотокан Каратэ До. 27 ката в схемах и рисунках для аттестации и соревнований»

Пфлюгер-японские-термины-каратэ Пфлюгер-японские-термины-каратэ

А из фильма «Пираты ХХ» века почему то больше всего запомнилась вот эта сцена — одно дело быть крутым когда движение и везет, и совсем другое когда не везет и все пытается застыть.