Словарь японских терминов в каратэ

Если будешь отдавать свое сердце утонченному и изящному, то уподобишься женщине. Рожденный в доме самурая должен думать только о том, как взять короткий и длинный мечи и умереть.

Като Киемаса

Полный список японских названий и терминов в каратэ – каждому занимающемуся любым стилем каратэ они не только знакомы, но и зачастую наверное вызывают какие-то трогательные воспоминания и ощущения. До сих пор помню первые изученные мною японские слова – “гедан барай”, дзенкуцу дачи”, “аге уке”, “маваши гери”, и самые крутые приемы “ура маваши” и “ура маваши” в прыжке – тем более тогда не было не то что интернета но и даже сколько нибудь информативных книжек было не найти. Поэтому и эти слова произносились как какие-то своеобразные заклинания, что-ли. А там (в методологии каратэ) в итоге оказалась довольно стройная и логичная терминология – которую очень просто и легко запомнить.

(Интересно а тренер, помню был был такой плотный дядька-таксист (в конце 80-х крутая, кстати, профессия) очень похожий на героя Тадеуша Касьянова из “Пиратов ХХ века”. И преподавал в Доме Культуры совсем на окраине города – совершенно бесплатно для подростков. Повторять все заставлял техники, смотрел так тщательно чтобы получалось – и все эти “японские слова” выкрикивал – на свой манер.)

Вот эти таинственные слова каратэ и их перевод на русский язык:

Номенклатура

  • Кохай – младший;
  • Сэмпай – старший (старший ученик, инструктор);
  • Сэнсэй – учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях – также 1-2 даны);
  • Шихан – мастер с 5-7 даном, руководитель школы;
  • Ханси – мастер с 8-9 даном;
  • Кантё (Канчо) – мастер-наставник всей организации;
  • Сосай – шеф, директор всей организации.

Цвета поясов

  • широ оби – белый
  • ао оби – синий
  • кииро оби – жёлтый
  • мидори оби – зелёный
  • ча оби – коричневый
  • куро оби – чёрный

Общие термины

  • Кумитэ – «встреча рук», спарринг;
  • Иппон-кумитэ – учебный спарринг на один шаг;
  • Санбон-кумитэ – учебный спарринг на три шага;
  • Додзё – «место, где ищется путь», тренировочный зал;
  • Ката – «форма», технический комплекс;
  • Киай – крик, сопровождающий сконцентрированный удар;
  • Кихон – базовая техника;
  • Ос – слово, сопровождающее все поклоны, а так же подтверждающее готовность к бою;
  • Оби – пояс;
  • Рэй – поклон;
  • До – путь;
  • Будо – путь воина (общее название боевых искусств);
  • Идо-гейко – основы перемещений;
  • Кайтэн – перемещение вращением;
  • Кимэ – концентрация, максимальное усилие;
  • Кихон – тренировка без партнёра. Базовая техника, основы боевого искусства;
  • Ренраку – комбинации (боевые и учебные);
  • Ката – форма, комплекс (бой с несколькими воображаемыми противниками, по заранее обусловленной схеме);
  • Кумитэ – спарринг, поединок;
  • Дзию кумитэ – свободный спарринг;
  • Якусоку иппон кумитэ – условный учебный спарринг на один шаг;
  • Санбон кумитэ – условный учебный спарринг на три шага;
  • Тамеши-вари – разбивание твёрдых предметов различными частями тела;
  • Шушин – рефери на соревнованиях;
  • Кокю хо – дыхание;
  • Ибуки – силовое дыхание;
  • Ногарэ – мягкое дыхание;
  • Осу – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия, готовности и уважения;
  • Кю – ученическая степень;
  • Дан – мастерская степень;
  • Доги – униформа, кимоно (одежда для тренировок);
  • Оби – пояс;
  • Макивара – снаряд для обработки ударов;
  • Сайонара – «до свиданья».

Команды

  • Сэйза – опуститься на колени (принять позу для сидячей медитации);
  • Анза – позиция сидя. скрестив ноги (по-турецки);
  • Мокусо – закрыть глаза;
  • Мокусо ямэ – открыть глаза;
  • Рэй – поклон;
  • Шинзен ни рэй – поклон символической святыне школы, алтарю. Если в зале нет алтаря используется команда Шомен ни рэй;
  • Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй – поклон учителю (старшему);
  • Отагай ни рэй – поклон всем, друг другу;
  • Аригато – спасибо;
  • Тате кудасай – встаньте пожалуйста;
  • Йой – приготовиться;
  • Хаджимэ – начать, начало, идти;
  • Ямэ – закончить;
  • Торимасен – «не оценивается»;
  • Хикиваке – ничья по итогу боя;
  • Чуй – предупреждение за нарушение правил;
  • Сикаку – дисквалификация;
  • Тори – атакующий;
  • Уке – защищающийся;
  • Маватэ – повернуться;
  • Хантай – смена, например, сменить стойку левую на правую или наоборот;
  • Наорэ – вернуться в исходное положение;
  • Ясумэ – расслабиться;
  • Мугорэ – самостоятельно (в практике ката);
  • Ура – обратная сторона, в практике ката или идо гейко означает шаги не прямо (омотэ), а с предварительным разворотом через спину.

Счет

  • Ичи – один;
  • Ни – два;
  • Сан – три;
  • Ши (ён) – четыре;
  • Го – пять;
  • Року – шесть;
  • Сичи – семь;
  • Хачи – восемь;
  • Ку – девять;
  • Дзю – десять.

Стойки

Ожидания и готовности:

  • Хэйсоку дачи – ступни вместе;
  • Мусуби дачи – пятки вместе, носки развёрнуты на 90°;
  • Хэйко дачи – ступни параллельно на ширине плеч;
  • Шизен дачи – пятки на ширине плеч, носки развёрнуты;
  • Учи хатидзи дачи – стойка «голубя» (пятки шире плеч, носки внутрь).

Основные:

  • Зенкуцу дачи – передняя стойка Кокуцу дачи – задняя стойка;
  • Санчин дачи – стойка «крепости» или «песочные часы»;
  • Киба дачи – стойка всадника, стопы параллельны Шико дачи – стойка «борца сумо», ступни на 45°.

Переходные:

  • Некоаши дачи – стойка «кота» подобна кокуцу дачи, но значительно короче;
  • Цуроаши дачи – стойка «цапли», стойка на одной ноге;
  • Какэ аши дачи – «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
  • Мороаши дачи – ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд.

Боевая:

  • Джиу камаетэ дачи или кумитэ дачи – стандартная боевая стойка.

Уровни атаки и защиты

  • Джодан – верхний уровень (голова, шея);
  • Агама – голова;
  • Are – подбородок;
  • Гаммен – лицо;
  • Нодо – горло;
  • Чудан – средний уровень (корпус) – от шеи до пояса;
  • Муне – грудь;
  • Мизо-учи – солнечное сплетение;
  • Сакотцу – ключица;
  • Хара – живот (энергетический центр человека на ладонь ниже пупка);
  • Хизо – рёбра;
  • Гедан – нижний (ниже пояса);
  • Коши – бёдра.

Взаимное расположение конечностей

  • Ой – одноимённое;
  • Гяку – разноимённое (противоположное).

Стороны

  • Хидарн – левая;
  • Миги – правая.

Направления

  • Аге – вверх;
  • Ёко – в сторону;
  • Уширо – назад;
  • Мае – вперёд;
  • Маваши – круговое;
  • Сото – внутрь;
  • Учи – изнутри;
  • Ороши – вниз;
  • Шомэн (мае) – движение (направление) вперёд;
  • Сагари (уширо) – движение (направление) назад.

Ударные части тела

Руки:

  • Сэйкэн – кулак (передняя часть);
  • Уракэн – перевёрнутый кулак (тыльная часть);
  • Тэтсуи – «кулак-молот», основание кулака со стороны мизинца;
  • Шуто – «рука-нож», ребро ладони – со стороны мизинца;
  • Хайто – внутреннее ребро ладони – со стороны большого пальца;
  • Шотей – «пятка» ладони;
  • Кокэн – запястье;
  • Кумадэ – «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами;
  • Ёхон нукитэ – «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
  • Нихон нукитэ – рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
  • Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
  • Ояюби иппонкэн – кулак с полусогнутым большим пальцем;
  • Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта;
  • Рютокэн – кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника в суставах;
  • Хайсю – тыльная сторона ладони;
  • Тохо – «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем;
  • Кейко – «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
  • Котэ – предплечье;
  • Хиджи – локоть.

Ноги:

  • Тюсоку – подушечка под пальцами стопы;
  • Сокуто – «нога-нож», внешнее ребро стопы;
  • Тэйсоку – внутренняя выемка стопы;
  • Хэйсоку – подъём стопы;
  • Аши – подошва;
  • Какато – пятка;
  • Сунэ – голень;
  • Хидза – колено.

Удары руками

Толчковые удары:

  • Сэйкэн (чудан, джодан, гедан) цуки – прямой удар кулаком (на разных уровнях);
  • Татэ-цуки – удар кулаком, расположенным вертикально;
  • Лго-цуки – удар крюком снизу вверх (в подбородок);
  • Сэйкэн аго-учи – прямой скоростной секущий удар кулаком в голову;
  • Шита-цуки – удар в корпус перевернутым кулаком;
  • Моротэ-цуки – удар двумя руками;
  • Яма-цуки – удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
  • Дзюн(Юн)-цуки – удар в сторону.

Толчковые производные:

  • Шотэй-учи (джодан, чудан, гедан) – удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
  • Ёхон нукитэ – удар «копьём» (в горло, в сплетение).

Секущие:

  • Тетсуи коми ками-учи – удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
  • Тетсуи ороши гаммен-учи – удар «молотом» сверху по голове;
  • Тетсуи хизо-учи – удар «молотом» снаружи по рёбрам;
  • Тетсуи ёко-учи (джодан, чудан, гедан) – удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
  • Уракэн шомен-учи – удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо;
  • Уракэн саю-учи – удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо;
  • Уракэн хизо-учи – удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам;
  • Уракэн маваши-учи – круговой удар перевёрнутым кулаком в голову;
  • Шуто йоко гаммен-учи – удар ребром ладони снаружи вперёд по голове;
  • Шуто сакоцу-учи – удар ребром ладони сверху, по ключице;
  • Шуто сакоцу-учи коми – прямой (режущий) удар ребром ладони в ключицу;
  • Шуто джодан учи-учи – удар ребром ладони изнутри вперёд в голову, по шее;
  • Шуто хизо-учи – удар ребром ладони снаружи по рёбрам;
  • Сейкен маваши-учи – удар крюком сбоку (в голову, в корпус).

Локтём:

  • Мае хиджи атэ (джодан, чудан) – вперёд сбоку (в корпус, голову);
  • Аге хиджи атэ (джодан) или хиджи аго-учи – вперёд снизу в подбородок;
  • Аге хиджи атэ (чудан) – вперёд снизу в корпус;
  • Ороши хиджи атэ – сверху вниз;
  • Ёко хиджи атэ – в сторону (с помощью другой руки);
  • Уширо хиджи атэ – назад (с помощью другой руки), в том числе и при исполнении с разворота.

Блоки

Руками:

  • Сэйкэн джодан-укэ – верхний блок предплечьем (кулак сжат);
  • Сэйкэн чудан сото-укэ – блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн чудан учи-укэ – блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн мая гедан-барай – нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
  • Маваши гедан-барай – нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке);
  • Моротэ-укэ – блок в положении учи-укэ, усиленный второй рукой;
  • Моротэ чудан учи-укэ – двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
  • Чудан учи-укэ/гедан-барай – двойной блок предплечьями на среднем и нижних уровнях;
  • Шуто маваши-укэ – круговой блок двумя руками в позиции Шуто;
  • Сэйкэн джуджи-укэ (джодан, гедан) – верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
  • Шотэй-укэ (джодан, чудан, гедан) – блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
  • Шуто чудан Сото-укэ – аналогично базовому блоку в позиции Сэйкэн, но ребром ладони (шуто чудан учи-укэ, шуто джодан-укэ, шуто мае гедан-барай – то же);
  • Осаи-укэ – блок-накладка ладонью.

Ногами

  • Сунэ-укэ – блок голенью;
  • Хидза-укэ – блок коленом;

И японские термины каратэ из знаменитейшей книги Альбрехта Пфлюгера “Шотокан Каратэ До. 27 ката в схемах и рисунках для аттестации и соревнований”

Пфлюгер-японские-термины-каратэ Пфлюгер-японские-термины-каратэ

А из фильма “Пираты ХХ” века почему то больше всего запомнилась вот эта сцена – одно дело быть крутым когда движение и везет, и совсем другое когда не везет и все пытается застыть.