Шаолиньцюань — Базовые движения

шаолинь

Мастерство становится естественным через тысячу дней

китайская поговорка

Обучающее видео по базовой технике Шаолиньцюань, которое включает в себя подробный разбор всех основных стоек, ударной техники рук и ног, передвижений, подскоков и.т.д. Все упражнения исполнены учениками шаолиньского монаха Ши Децяня — школа Чжень цзун Шаолиньцюань (если кому-то что-то это может сказать).

Но на самом деле 30 коротеньких видеороликов по базовой технике Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников. То есть именно этот обучающий фильм в отличие от разнообразных комплексов и позволяет наиболее подробно и точно познакомиться непосредственно с техникой Шаолиньцюань.

Итак, базовая техника Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников.

Вступление — о методе многократных повторений и принципиальном требовании разучивания техники Шаолиньцюань — выполнении каждого базового движения не менее чем пятьдесят раз за одну тренировку.

Бусин — основные стойки

МаБу — как и в каратэ — «кибадачи, так же «стойка всадника» еще тоже в Шаолиньцюань рекомендуют выполнять — сидеть в этой стойке максимально возможное количество времени (Упражнение называется в Шаолиньцюань — «Каменный пояс» — стоять в стойке мабу три раза в день по пять минут, а еще лучше по десять, потом на двух столбах, а потом уже и с отягощением на бедрах)- вроде как именно эта стойка наиболее эффективно способствует укреплению ног для наиболее эффективной практики Шаолиньцюань.

 

ГунБу — передняя стойка — практически выпад вперед. Не знаю где, на самом деле, возможно перемещаться в подобных стойках. Поэтому некая театральность всегда видится в этом Шаолиньцюань — подобная стойка скорее для каких то гимнастических упражнений нежели для реальных условий. (Засмеют)

 

ПуБу — задняя широкая стойка. (Чисто гимнастическая стойка — только для растяжки задней части бедра.)

 

СюйБу — задняя узкая стойка. В каратэ «кошачья стойка». Тоже на самом деле довольно вычурно для реальных условий.

 

ДинБу — промежуточная стойка.

 

БаньМабу — задняя стока. Так же используется как промежуточная стойка при при переходе в ГунБу. (Бу — наверное обозначает «позиция»)

 

БуФа — передвижения в стойках

Передвижения в стойках — переходы из МаБу в ГунБу,  из ГунБу в МаБу, в ПуБу — с использованием  промежуточных стоек БиньМаБу, ДиньБу. Такой очень тяжеловесный, на самом деле, очень медленный и неустойчивый метод передвижений. Но вот древний — и находятся люди которые пытаются его повторять. Такая вот современная романтика монастыря Шаолинь.

 

Шоуфа — техника работы руками

ЧуньЦюань — прямой удар кулаком. Так же как в каратэ — от бедра — только еще и скручивание корпуса  -что в каратэ является грубейшей ошибкой. (Что и действительно так и есть — такой удар может быть нанесен сколько нибудь эффективно только с реверсом в конечной его точке. (Если присмотреться — Алексей Маслов довольно странно сжимает кулак, очень странно.)

 

ТуйЧжан — прямой удар ладонью. Тоже с разворотом корпуса. Но повернутая наружу задняя часть ладони — не совсем удачная ударная поверхность. Что ей можно ударить — по носу только что, еще может по губам. Неудобный удар. (Даже не изучая — инстинктивно наверное можно найти более удачную форму.) Это скорее защитное движение — отбив изнутри-наружу.

 

ЧженьЦюань  — прямой удар «вертикальным» кулаком.Тоже довольно своеобразный способ удара.

 

ХоуЦюань — удар тыльной стороной кулака. (Соответственно «Цюань» — кулак, а «Чжан» — ладонь.) В каратэ этот удар называется — Уракен. Но в Шаолиньцюань — и данный удар выполняется с разворотом и даже наклоном корпусом вперед.

 

ФаньЧжан — удар тыльной стороной ладони. Предыдущий удар только выполняемый зачем-то тыльной стороной ладони. Тоже совершенно неудобный способ нанесения удара. Это движение наверное так же лучше использовать в качестве отбива.

 

ШанГоуЦюань — удар кулаком снизу-вверх. Такой своеобразный способ выполнения удара снизу. Одновременным движением сразу всей рукой. (В боксе — движение последовательное — и поэтому более удобное и более эффективное.)

 

ДиньЧжан — удар (укол) сомкнутыми пальцами. Обратный удар — только ударная поверхность пальцы руки. И удар так же выполняется одновременным движением рукой.

 

БуФа — передвижения (с ударами руками) Даже и со стороны видно очень неудачные сочетания — очень неудобно выполнять данные движения.

 

ТуйФа — техника работы ногами. (принципы нанесения ударов махом ногой)

 

ЧженТитуй — прямой мах ногой

 

СетиТуй — диагональный мах ногой.

 

ЦетиТуй — боковой мах ногой

 

ДаньПоТуй — одиночный хлопок по ноге.

 

ВайБайТуй — мах ногой наружу.

 

ЛихэТуй — мах ногой вовнутрь.

 

ТаньТуй — хлещущий удар.

 

ДэнТуй — удар пяткой.

 

ЦзиБу — сталкивающий шаг.

 

ТяоБу — шаг с прыжком вертикально вверх

 

Техника подскока.

 

МэйХуаЧжан — передвижения по «соцветиям сливы». (Потешное передвижение — Чарли Чаплина почему-то напомнило.) Но если серьезно — это вот рудиментарные последствия средневековых увлечений мистикой и алхимией- попытка привязать технику к каким-нибудь общим предметам — придать ей некий природный и естественный характер. Но как можно видеть получилось все ровно наоборот.

 

ЦиСинЛу — передвижения по «семи звездам». Как и предыдущий — своеобразный способ перемещения — полностью надуманный и искусственный — что и вызывает полный и очевидный отрыв от реальности.

Такие вот базовые техники школы Чжень цзун Шаолиньцюань — которая лично мне показалась очень похожей на какой-то внешний стиль ушу — что-то типа «длинного кулака», а совсем не на классический, так сказать, Шаолиньцюань. Но это наверное обычное дело боевых искусствах — всегда заявляемая техника, в разы интереснее предлагаемой к обучению. То есть как бы — «три пишем — два в уме»…