Шаолиньцюань — Базовые движения
Мастерство становится естественным через тысячу дней
китайская поговорка
Обучающее видео по базовой технике Шаолиньцюань, которое включает в себя подробный разбор всех основных стоек, ударной техники рук и ног, передвижений, подскоков и.т.д. Все упражнения исполнены учениками шаолиньского монаха Ши Децяня — школа Чжень цзун Шаолиньцюань (если кому-то что-то это может сказать).
Но на самом деле 30 коротеньких видеороликов по базовой технике Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников. То есть именно этот обучающий фильм в отличие от разнообразных комплексов и позволяет наиболее подробно и точно познакомиться непосредственно с техникой Шаолиньцюань.
Итак, базовая техника Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников.
Вступление — о методе многократных повторений и принципиальном требовании разучивания техники Шаолиньцюань — выполнении каждого базового движения не менее чем пятьдесят раз за одну тренировку.
Бусин — основные стойки
МаБу — как и в каратэ — «кибадачи, так же «стойка всадника» еще тоже в Шаолиньцюань рекомендуют выполнять — сидеть в этой стойке максимально возможное количество времени (Упражнение называется в Шаолиньцюань — «Каменный пояс» — стоять в стойке мабу три раза в день по пять минут, а еще лучше по десять, потом на двух столбах, а потом уже и с отягощением на бедрах)- вроде как именно эта стойка наиболее эффективно способствует укреплению ног для наиболее эффективной практики Шаолиньцюань.
ГунБу — передняя стойка — практически выпад вперед. Не знаю где, на самом деле, возможно перемещаться в подобных стойках. Поэтому некая театральность всегда видится в этом Шаолиньцюань — подобная стойка скорее для каких то гимнастических упражнений нежели для реальных условий. (Засмеют)
ПуБу — задняя широкая стойка. (Чисто гимнастическая стойка — только для растяжки задней части бедра.)
СюйБу — задняя узкая стойка. В каратэ «кошачья стойка». Тоже на самом деле довольно вычурно для реальных условий.
ДинБу — промежуточная стойка.
БаньМабу — задняя стока. Так же используется как промежуточная стойка при при переходе в ГунБу. (Бу — наверное обозначает «позиция»)
БуФа — передвижения в стойках
Передвижения в стойках — переходы из МаБу в ГунБу, из ГунБу в МаБу, в ПуБу — с использованием промежуточных стоек БиньМаБу, ДиньБу. Такой очень тяжеловесный, на самом деле, очень медленный и неустойчивый метод передвижений. Но вот древний — и находятся люди которые пытаются его повторять. Такая вот современная романтика монастыря Шаолинь.
Шоуфа — техника работы руками
ЧуньЦюань — прямой удар кулаком. Так же как в каратэ — от бедра — только еще и скручивание корпуса -что в каратэ является грубейшей ошибкой. (Что и действительно так и есть — такой удар может быть нанесен сколько нибудь эффективно только с реверсом в конечной его точке. (Если присмотреться — Алексей Маслов довольно странно сжимает кулак, очень странно.)
ТуйЧжан — прямой удар ладонью. Тоже с разворотом корпуса. Но повернутая наружу задняя часть ладони — не совсем удачная ударная поверхность. Что ей можно ударить — по носу только что, еще может по губам. Неудобный удар. (Даже не изучая — инстинктивно наверное можно найти более удачную форму.) Это скорее защитное движение — отбив изнутри-наружу.
ЧженьЦюань — прямой удар «вертикальным» кулаком.Тоже довольно своеобразный способ удара.
ХоуЦюань — удар тыльной стороной кулака. (Соответственно «Цюань» — кулак, а «Чжан» — ладонь.) В каратэ этот удар называется — Уракен. Но в Шаолиньцюань — и данный удар выполняется с разворотом и даже наклоном корпусом вперед.
ФаньЧжан — удар тыльной стороной ладони. Предыдущий удар только выполняемый зачем-то тыльной стороной ладони. Тоже совершенно неудобный способ нанесения удара. Это движение наверное так же лучше использовать в качестве отбива.
ШанГоуЦюань — удар кулаком снизу-вверх. Такой своеобразный способ выполнения удара снизу. Одновременным движением сразу всей рукой. (В боксе — движение последовательное — и поэтому более удобное и более эффективное.)
ДиньЧжан — удар (укол) сомкнутыми пальцами. Обратный удар — только ударная поверхность пальцы руки. И удар так же выполняется одновременным движением рукой.
БуФа — передвижения (с ударами руками) Даже и со стороны видно очень неудачные сочетания — очень неудобно выполнять данные движения.
ТуйФа — техника работы ногами. (принципы нанесения ударов махом ногой)
ЧженТитуй — прямой мах ногой
СетиТуй — диагональный мах ногой.
ЦетиТуй — боковой мах ногой
ДаньПоТуй — одиночный хлопок по ноге.
ВайБайТуй — мах ногой наружу.
ЛихэТуй — мах ногой вовнутрь.
ТаньТуй — хлещущий удар.
ДэнТуй — удар пяткой.
ЦзиБу — сталкивающий шаг.
ТяоБу — шаг с прыжком вертикально вверх
Техника подскока.
МэйХуаЧжан — передвижения по «соцветиям сливы». (Потешное передвижение — Чарли Чаплина почему-то напомнило.) Но если серьезно — это вот рудиментарные последствия средневековых увлечений мистикой и алхимией- попытка привязать технику к каким-нибудь общим предметам — придать ей некий природный и естественный характер. Но как можно видеть получилось все ровно наоборот.
ЦиСинЛу — передвижения по «семи звездам». Как и предыдущий — своеобразный способ перемещения — полностью надуманный и искусственный — что и вызывает полный и очевидный отрыв от реальности.
Такие вот базовые техники школы Чжень цзун Шаолиньцюань — которая лично мне показалась очень похожей на какой-то внешний стиль ушу — что-то типа «длинного кулака», а совсем не на классический, так сказать, Шаолиньцюань. Но это наверное обычное дело боевых искусствах — всегда заявляемая техника, в разы интереснее предлагаемой к обучению. То есть как бы — «три пишем — два в уме»…
Прежде описывать приемы, надо позаниматься годик хотя бы. Есть высказывание китайского философа Лао — цзы : Знающий не говорит, говорящий не знает. Последняя фраза насчет Чжень Цзун Шаолиньцюань, которая является истинной школе монастыря Шаолинь. А «Длинный кулак» (Чанцюань) родился около 50 лет тому назад и собрал движение ведущих северных традиционных школ ушу, в том числе и «шаолиньцюнь». На данный момент этот стиль (Чанцюань) можно считать гимнастикой с элементами боевых искусств. Насчет соревнований.. На Чемпионате «Шаолиньский тигр» рукопашники и муай-тай даже не попали в тройку призовых. Просто бить по груше — это спорт, а боевые искусства — это надо посвятить всю жизнь!!!!
«На Чемпионате «Шаолиньский тигр» рукопашники и муай-тай даже не попали в тройку призовых.» — очень интересно, никогда не слышал о таком Чемпионате — обязательно поинтересуюсь.
Я говорил вам о чемпионате «Шаолиньский Тигр» — международный турнир по ушу-саньда в Калуге. Этот чемпионат проходил почти 10 лет назад.Но таких примеров можно показать очень много. Ушу-саньда для традиционных школ ушу можно соотносить с 1-3 классом средней школы. А вот традиционная «саньда», где все применяется в таких стойках и ударах, о которых со смехом рассказали тут, но этой техники надо посвятить лет 15-20. Вот тогда и будет Гунфу — мастерство!! Настоящий поединок длится максимум 0,5-1 мин, а не несколько раундов.
Странно — но совершенно никакой информации в сети, кроме всего лишь нескольких упоминаний. Одно только видео нашлось
https://youtu.be/zKPZT0EbvVk
И одно упоминание в газете
https://regnum.ru/news/sport/758366.html
Да, в этом зале проходили соревнования команд России, Украины и Дагестана. В газете рассказано о 3 чемпионате, а я говорил о 4-ом. Зал тот же, но это съемка до соревнований. В моих словах о том. что рукопашники не заняли призовых мест, я не имел ввиду слабость этого вида единоборств. Бывали случаи, что и побеждали и проигрывали и ушу-саньда, и муай-тай, и рукопашники. Но для меня они (я имею ввиду также и ушу-саньда) спортивные единоборства. Боевые искусства (я имею ввиду Чжень Цзун Шаолиньцюань) начали создавать 1500 лет назад, и естественно не для соревнований, а для кровавых нападений на этот монастырь. И конечно если бы стойки Гунбу или Пубу не подошли в этих поединках, то их забыли бы.
С другой стороны — жизнь не стоит на месте. Устаревает все, в том числе и техники боевых искусств. Зачем изучать 15 — 20 лет, если в обычной секции бокса — можно обучиться значительно быстрей.
Есть у монахов Шаолиня такой философский термин — «Чоу би нан» -«Зловонный коженый мешок». Это говорит об их постоянных тренировках. Они искали в своих тренировках просветления. Так сказать «от внешнего к внутреннему». Бокс может дать только внешнее, да и то не в таких изобилиях, как в китайских боевых искусствах. Кстати, китайские спецназ проходят часть обучения в монастыре Шаолинь. Есть притча из монастыря Шаолинь, в которой четко показано только доскональное изучение внутреннего и внешнего. В монастырь приехал желающий обучиться самым сильным премом за один день. Старый монах посмотрел на него и сказал: Я могу тебя за один день научить свистком собирать тигров.
Вот именно — нужно вначале «внешнее» освоить — хорошо, а потом уже браться за «внутреннее» — такое мое мнение, и не важно что это будет, главное чтобы было действительно что-то серьезное. А конкретно техника китайского бокса — слишком мало на самом деле последовательной информации я встречал. И на практике конечно же пробовал — очень уступает боксу, не знаю может быть делал что-то не так. (Про свисток конечно глубоко.)
Странно как то