Шаолиньцюань – Базовые движения

шаолинь

Мастерство становится естественным через тысячу дней

китайская поговорка

Обучающее видео по базовой технике Шаолиньцюань, которое включает в себя подробный разбор всех основных стоек, ударной техники рук и ног, передвижений, подскоков и.т.д. Все упражнения исполнены учениками шаолиньского монаха Ши Децяня – школа Чжень цзун Шаолиньцюань (если кому-то что-то это может сказать).

Но на самом деле 30 коротеньких видеороликов по базовой технике Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников. То есть именно этот обучающий фильм в отличие от разнообразных комплексов и позволяет наиболее подробно и точно познакомиться непосредственно с техникой Шаолиньцюань.

Итак, базовая техника Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников.

Вступление – о методе многократных повторений и принципиальном требовании разучивания техники Шаолиньцюань – выполнении каждого базового движения не менее чем пятьдесят раз за одну тренировку.

Бусин – основные стойки

МаБу – как и в каратэ – “кибадачи, так же “стойка всадника” еще тоже в Шаолиньцюань рекомендуют выполнять – сидеть в этой стойке максимально возможное количество времени (Упражнение называется в Шаолиньцюань – “Каменный пояс” – стоять в стойке мабу три раза в день по пять минут, а еще лучше по десять, потом на двух столбах, а потом уже и с отягощением на бедрах)- вроде как именно эта стойка наиболее эффективно способствует укреплению ног для наиболее эффективной практики Шаолиньцюань.

 

ГунБу – передняя стойка – практически выпад вперед. Не знаю где, на самом деле, возможно перемещаться в подобных стойках. Поэтому некая театральность всегда видится в этом Шаолиньцюань – подобная стойка скорее для каких то гимнастических упражнений нежели для реальных условий. (Засмеют)

 

ПуБу – задняя широкая стойка. (Чисто гимнастическая стойка – только для растяжки задней части бедра.)

 

СюйБу – задняя узкая стойка. В каратэ “кошачья стойка”. Тоже на самом деле довольно вычурно для реальных условий.

 

ДинБу – промежуточная стойка.

 

БаньМабу – задняя стока. Так же используется как промежуточная стойка при при переходе в ГунБу. (Бу – наверное обозначает “позиция”)

 

БуФа – передвижения в стойках

Передвижения в стойках – переходы из МаБу в ГунБу,  из ГунБу в МаБу, в ПуБу – с использованием  промежуточных стоек БиньМаБу, ДиньБу. Такой очень тяжеловесный, на самом деле, очень медленный и неустойчивый метод передвижений. Но вот древний – и находятся люди которые пытаются его повторять. Такая вот современная романтика монастыря Шаолинь.

 

Шоуфа – техника работы руками

ЧуньЦюань – прямой удар кулаком. Так же как в каратэ – от бедра – только еще и скручивание корпуса  -что в каратэ является грубейшей ошибкой. (Что и действительно так и есть – такой удар может быть нанесен сколько нибудь эффективно только с реверсом в конечной его точке. (Если присмотреться – Алексей Маслов довольно странно сжимает кулак, очень странно.)

 

ТуйЧжан – прямой удар ладонью. Тоже с разворотом корпуса. Но повернутая наружу задняя часть ладони – не совсем удачная ударная поверхность. Что ей можно ударить – по носу только что, еще может по губам. Неудобный удар. (Даже не изучая – инстинктивно наверное можно найти более удачную форму.) Это скорее защитное движение – отбив изнутри-наружу.

 

ЧженьЦюань  – прямой удар “вертикальным” кулаком.Тоже довольно своеобразный способ удара.

 

ХоуЦюань – удар тыльной стороной кулака. (Соответственно “Цюань” – кулак, а “Чжан” – ладонь.) В каратэ этот удар называется – Уракен. Но в Шаолиньцюань – и данный удар выполняется с разворотом и даже наклоном корпусом вперед.

 

ФаньЧжан – удар тыльной стороной ладони. Предыдущий удар только выполняемый зачем-то тыльной стороной ладони. Тоже совершенно неудобный способ нанесения удара. Это движение наверное так же лучше использовать в качестве отбива.

 

ШанГоуЦюань – удар кулаком снизу-вверх. Такой своеобразный способ выполнения удара снизу. Одновременным движением сразу всей рукой. (В боксе – движение последовательное – и поэтому более удобное и более эффективное.)

 

ДиньЧжан – удар (укол) сомкнутыми пальцами. Обратный удар – только ударная поверхность пальцы руки. И удар так же выполняется одновременным движением рукой.

 

БуФа – передвижения (с ударами руками) Даже и со стороны видно очень неудачные сочетания – очень неудобно выполнять данные движения.

 

ТуйФа – техника работы ногами. (принципы нанесения ударов махом ногой)

 

ЧженТитуй – прямой мах ногой

 

СетиТуй – диагональный мах ногой.

 

ЦетиТуй – боковой мах ногой

 

ДаньПоТуй – одиночный хлопок по ноге.

 

ВайБайТуй – мах ногой наружу.

 

ЛихэТуй – мах ногой вовнутрь.

 

ТаньТуй – хлещущий удар.

 

ДэнТуй – удар пяткой.

 

ЦзиБу – сталкивающий шаг.

 

ТяоБу – шаг с прыжком вертикально вверх

 

Техника подскока.

 

МэйХуаЧжан – передвижения по “соцветиям сливы”. (Потешное передвижение – Чарли Чаплина почему-то напомнило.) Но если серьезно – это вот рудиментарные последствия средневековых увлечений мистикой и алхимией- попытка привязать технику к каким-нибудь общим предметам – придать ей некий природный и естественный характер. Но как можно видеть получилось все ровно наоборот.

 

ЦиСинЛу – передвижения по “семи звездам”. Как и предыдущий – своеобразный способ перемещения – полностью надуманный и искусственный – что и вызывает полный и очевидный отрыв от реальности.

Такие вот базовые техники школы Чжень цзун Шаолиньцюань – которая лично мне показалась очень похожей на какой-то внешний стиль ушу – что-то типа “длинного кулака”, а совсем не на классический, так сказать, Шаолиньцюань. Но это наверное обычное дело боевых искусствах – всегда заявляемая техника, в разы интереснее предлагаемой к обучению. То есть как бы – “три пишем – два в уме”…