Шаолиньцюань – Базовые движения
Мастерство становится естественным через тысячу дней
китайская поговорка
Обучающее видео по базовой технике Шаолиньцюань, которое включает в себя подробный разбор всех основных стоек, ударной техники рук и ног, передвижений, подскоков и.т.д. Все упражнения исполнены учениками шаолиньского монаха Ши Децяня – школа Чжень цзун Шаолиньцюань (если кому-то что-то это может сказать).
Но на самом деле 30 коротеньких видеороликов по базовой технике Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников. То есть именно этот обучающий фильм в отличие от разнообразных комплексов и позволяет наиболее подробно и точно познакомиться непосредственно с техникой Шаолиньцюань.
Итак, базовая техника Шаолиньцюань в исполнении Алексея Маслова и его учеников.
Вступление – о методе многократных повторений и принципиальном требовании разучивания техники Шаолиньцюань – выполнении каждого базового движения не менее чем пятьдесят раз за одну тренировку.
Бусин – основные стойки
МаБу – как и в каратэ – “кибадачи, так же “стойка всадника” еще тоже в Шаолиньцюань рекомендуют выполнять – сидеть в этой стойке максимально возможное количество времени (Упражнение называется в Шаолиньцюань – “Каменный пояс” – стоять в стойке мабу три раза в день по пять минут, а еще лучше по десять, потом на двух столбах, а потом уже и с отягощением на бедрах)- вроде как именно эта стойка наиболее эффективно способствует укреплению ног для наиболее эффективной практики Шаолиньцюань.
ГунБу – передняя стойка – практически выпад вперед. Не знаю где, на самом деле, возможно перемещаться в подобных стойках. Поэтому некая театральность всегда видится в этом Шаолиньцюань – подобная стойка скорее для каких то гимнастических упражнений нежели для реальных условий. (Засмеют)
ПуБу – задняя широкая стойка. (Чисто гимнастическая стойка – только для растяжки задней части бедра.)
СюйБу – задняя узкая стойка. В каратэ “кошачья стойка”. Тоже на самом деле довольно вычурно для реальных условий.
ДинБу – промежуточная стойка.
БаньМабу – задняя стока. Так же используется как промежуточная стойка при при переходе в ГунБу. (Бу – наверное обозначает “позиция”)
БуФа – передвижения в стойках
Передвижения в стойках – переходы из МаБу в ГунБу, из ГунБу в МаБу, в ПуБу – с использованием промежуточных стоек БиньМаБу, ДиньБу. Такой очень тяжеловесный, на самом деле, очень медленный и неустойчивый метод передвижений. Но вот древний – и находятся люди которые пытаются его повторять. Такая вот современная романтика монастыря Шаолинь.
Шоуфа – техника работы руками
ЧуньЦюань – прямой удар кулаком. Так же как в каратэ – от бедра – только еще и скручивание корпуса -что в каратэ является грубейшей ошибкой. (Что и действительно так и есть – такой удар может быть нанесен сколько нибудь эффективно только с реверсом в конечной его точке. (Если присмотреться – Алексей Маслов довольно странно сжимает кулак, очень странно.)
ТуйЧжан – прямой удар ладонью. Тоже с разворотом корпуса. Но повернутая наружу задняя часть ладони – не совсем удачная ударная поверхность. Что ей можно ударить – по носу только что, еще может по губам. Неудобный удар. (Даже не изучая – инстинктивно наверное можно найти более удачную форму.) Это скорее защитное движение – отбив изнутри-наружу.
ЧженьЦюань – прямой удар “вертикальным” кулаком.Тоже довольно своеобразный способ удара.
ХоуЦюань – удар тыльной стороной кулака. (Соответственно “Цюань” – кулак, а “Чжан” – ладонь.) В каратэ этот удар называется – Уракен. Но в Шаолиньцюань – и данный удар выполняется с разворотом и даже наклоном корпусом вперед.
ФаньЧжан – удар тыльной стороной ладони. Предыдущий удар только выполняемый зачем-то тыльной стороной ладони. Тоже совершенно неудобный способ нанесения удара. Это движение наверное так же лучше использовать в качестве отбива.
ШанГоуЦюань – удар кулаком снизу-вверх. Такой своеобразный способ выполнения удара снизу. Одновременным движением сразу всей рукой. (В боксе – движение последовательное – и поэтому более удобное и более эффективное.)
ДиньЧжан – удар (укол) сомкнутыми пальцами. Обратный удар – только ударная поверхность пальцы руки. И удар так же выполняется одновременным движением рукой.
БуФа – передвижения (с ударами руками) Даже и со стороны видно очень неудачные сочетания – очень неудобно выполнять данные движения.
ТуйФа – техника работы ногами. (принципы нанесения ударов махом ногой)
ЧженТитуй – прямой мах ногой
СетиТуй – диагональный мах ногой.
ЦетиТуй – боковой мах ногой
ДаньПоТуй – одиночный хлопок по ноге.
ВайБайТуй – мах ногой наружу.
ЛихэТуй – мах ногой вовнутрь.
ТаньТуй – хлещущий удар.
ДэнТуй – удар пяткой.
ЦзиБу – сталкивающий шаг.
ТяоБу – шаг с прыжком вертикально вверх
Техника подскока.
МэйХуаЧжан – передвижения по “соцветиям сливы”. (Потешное передвижение – Чарли Чаплина почему-то напомнило.) Но если серьезно – это вот рудиментарные последствия средневековых увлечений мистикой и алхимией- попытка привязать технику к каким-нибудь общим предметам – придать ей некий природный и естественный характер. Но как можно видеть получилось все ровно наоборот.
ЦиСинЛу – передвижения по “семи звездам”. Как и предыдущий – своеобразный способ перемещения – полностью надуманный и искусственный – что и вызывает полный и очевидный отрыв от реальности.
Такие вот базовые техники школы Чжень цзун Шаолиньцюань – которая лично мне показалась очень похожей на какой-то внешний стиль ушу – что-то типа “длинного кулака”, а совсем не на классический, так сказать, Шаолиньцюань. Но это наверное обычное дело боевых искусствах – всегда заявляемая техника, в разы интереснее предлагаемой к обучению. То есть как бы – “три пишем – два в уме”…
Прежде описывать приемы, надо позаниматься годик хотя бы. Есть высказывание китайского философа Лао – цзы : Знающий не говорит, говорящий не знает. Последняя фраза насчет Чжень Цзун Шаолиньцюань, которая является истинной школе монастыря Шаолинь. А “Длинный кулак” (Чанцюань) родился около 50 лет тому назад и собрал движение ведущих северных традиционных школ ушу, в том числе и “шаолиньцюнь”. На данный момент этот стиль (Чанцюань) можно считать гимнастикой с элементами боевых искусств. Насчет соревнований.. На Чемпионате “Шаолиньский тигр” рукопашники и муай-тай даже не попали в тройку призовых. Просто бить по груше – это спорт, а боевые искусства – это надо посвятить всю жизнь!!!!
“На Чемпионате «Шаолиньский тигр» рукопашники и муай-тай даже не попали в тройку призовых.” – очень интересно, никогда не слышал о таком Чемпионате – обязательно поинтересуюсь.
Я говорил вам о чемпионате “Шаолиньский Тигр” – международный турнир по ушу-саньда в Калуге. Этот чемпионат проходил почти 10 лет назад.Но таких примеров можно показать очень много. Ушу-саньда для традиционных школ ушу можно соотносить с 1-3 классом средней школы. А вот традиционная “саньда”, где все применяется в таких стойках и ударах, о которых со смехом рассказали тут, но этой техники надо посвятить лет 15-20. Вот тогда и будет Гунфу – мастерство!! Настоящий поединок длится максимум 0,5-1 мин, а не несколько раундов.
Странно – но совершенно никакой информации в сети, кроме всего лишь нескольких упоминаний. Одно только видео нашлось
https://youtu.be/zKPZT0EbvVk
И одно упоминание в газете
https://regnum.ru/news/sport/758366.html
Да, в этом зале проходили соревнования команд России, Украины и Дагестана. В газете рассказано о 3 чемпионате, а я говорил о 4-ом. Зал тот же, но это съемка до соревнований. В моих словах о том. что рукопашники не заняли призовых мест, я не имел ввиду слабость этого вида единоборств. Бывали случаи, что и побеждали и проигрывали и ушу-саньда, и муай-тай, и рукопашники. Но для меня они (я имею ввиду также и ушу-саньда) спортивные единоборства. Боевые искусства (я имею ввиду Чжень Цзун Шаолиньцюань) начали создавать 1500 лет назад, и естественно не для соревнований, а для кровавых нападений на этот монастырь. И конечно если бы стойки Гунбу или Пубу не подошли в этих поединках, то их забыли бы.
С другой стороны – жизнь не стоит на месте. Устаревает все, в том числе и техники боевых искусств. Зачем изучать 15 – 20 лет, если в обычной секции бокса – можно обучиться значительно быстрей.
Есть у монахов Шаолиня такой философский термин – “Чоу би нан” -“Зловонный коженый мешок”. Это говорит об их постоянных тренировках. Они искали в своих тренировках просветления. Так сказать “от внешнего к внутреннему”. Бокс может дать только внешнее, да и то не в таких изобилиях, как в китайских боевых искусствах. Кстати, китайские спецназ проходят часть обучения в монастыре Шаолинь. Есть притча из монастыря Шаолинь, в которой четко показано только доскональное изучение внутреннего и внешнего. В монастырь приехал желающий обучиться самым сильным премом за один день. Старый монах посмотрел на него и сказал: Я могу тебя за один день научить свистком собирать тигров.
Вот именно – нужно вначале “внешнее” освоить – хорошо, а потом уже браться за “внутреннее” – такое мое мнение, и не важно что это будет, главное чтобы было действительно что-то серьезное. А конкретно техника китайского бокса – слишком мало на самом деле последовательной информации я встречал. И на практике конечно же пробовал – очень уступает боксу, не знаю может быть делал что-то не так. (Про свисток конечно глубоко.)
Странно как то