Рукопашный бой спецназа: Программа боевых искусств Морской пехоты США

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство.

Джордж Вашингтон

Любопытная статья о «Программе боевых искусств Корпуса морской пехоты США» — предшественнице современной MCMAP — Marine Corps Martial Arts Program (Программа подготовки морских пехотинцев по боевым искусствам) опубликованная в восьмом выпуске журнала «Зарубежное военное обозрение» за 2008 г. То есть по большому счету получается что программа MCMAP — Marine Corps Martial Arts Program — это не какое то революционное открытие (или изобретение) американских военных специалистов по рукопашному бою, а скорее просто следующий этап эволюционного развития прикладной системы рукопашного боя для специальных подразделений.

Итак,

Программа боевых искусств Морской пехоты США

Б. Богдан, кандидат технических наук

Программа учебно-боевой подготовки морских пехотинцев, в том числе только что призванных на военную службу новобранцев, традиционно включала в прошлом веке и предусматривает в настоящее время обучение штыковому и рукопашному бою. Ей придавалось большое значение в плане воспитания необходимых боевых качеств бойца: выносливости, бесстрашия, агрессивности, реакции, ловкости и т. д. Со временем этого оказалось недостаточно, и командование МП пришло к выводу о необходимости дальнейшего развития и расширения этой программы.

В 1999 году комендант морской пехоты США генерал Д. Джоунс дал указание разработать, а в 2001-м внедрить в процесс обучения новобранцев программу боевых искусств морской пехоты (ПБИМП; The Marine Corps Martial Arts Program — MCMAP). Идею создания такой программы комендант МП позаимствовал у корейских морских пехотинцев, с которыми вместе воевал во Вьетнаме, будучи лейтенантом. Он видел их поведение в бою и их тренировки после боя. Все азиатские боевые искусства кроме арсенала боевых приемов базируются на определенных философских знаниях и моральных устоях, которыми также необходимо овладеть, чтобы перейти на более высокую ступень мастерства.

Программа боевых искусств морской пехоты США состоит из трех дисциплин: интеллектуальной подготовки, воспитания бойцовских качеств и непосредственно физической подготовки к ведению боя. У восточных боевых искусств была заимствована и система цветных поясов, определяющая и стимулирующая мастерство воина.

В отличие от восточных искусств, где действуют архаичным оружием, физическая готовность морских пехотинцев предполагает овладение приемами с ножом, подручными предметами, резиновой дубинкой, винтовкой со штыком и голыми руками. Все эти приемы сопровождаются психоэмоциональной, тактической и боевой подготовкой. Огневая подготовка, так же как и многие военные дисциплины, тоже считается боевым искусством, но в ПБИМП не была включена.

Командование морской пехоты США воспользовалось огромной популярностью восточных боевых искусств среди молодых людей, которые не могут овладеть ими по причине отсутствия свободного времени или финансового положения. ПБИМП позволяет служить в престижных десантных войсках, быть финансово обеспеченным и изучать современную систему боевых искусств, являющуюся необходимостью и гарантирующую продвижение по службе.

Внедрение этой программы началось в 2001 году. Заранее на базе МП Квонтико (штат Виргиния) был организован центр совершенствования боевых искусств МП. Он подготовил всю руководящую и методическую литературу, а также инструкторов боевых искусств из сержантов МП, владеющих приемами карате, дзюдо, самбо, айкидо, вольной борьбы и прочих боевых искусств. К 2001 году в центре было оборудовано 150 тренировочных мест и подготовлено 700 сертифицированных инструкторов, а в 2002-м их число соответственно удвоилось.

Под тренировочным местом понимается площадка, оснащенная всем необходимым для обучения взвода инвентарем. Инвентарь включает: боксерские мешки, перчатки, .лапы, капы, раковины, макеты оружия, а также борцовский котлован диаметром не менее 10 м с опилками или песком, обложенный по брустверу мешками с песком. Штатный взвод МП состоит из 45 человек, а в учебном центре во взводе более 70 человек.

Интеллектуальная подготовка включает два предмета: тактическую подготовку и профессиональное военное самообразование. Тактическая подготовка предполагает изучение истории военного искусства, приемов и способов действий в бою подразделений, соответствующих званию и должности обучаемого военнослужащего, развитие навыков брать на себя командование, принимать решения в стрессовых ситуациях боевой обстановки, а также во время досуга и отдыха. ПБИМП охватывает военнослужащих от рядового до полковника, и в МП США работает лозунг «Каждый капрал — стратег». Самообразование сводится к изучению военной профессиональной литературы, мемуаров, историй жизни выдающихся военных ВС США и других стран, художественной литературы по спискам, составленным командованием МП.

Дисциплина «Воспитание характера воина-защитника» также включает два раздела: основные моральные и духовные ценности МП США; воспитание лидера коллектива. Она нацелена на формирование нравственного облика морского пехотинца, создание самодисциплинированного и уверенного в себе воина-защитника, верного заветам морской пехоты США: честь, мужество, надежность.

Вместе с интеллектуальной подготовкой эта дисциплина способствует принятию правильных решений как в бою, так и в мирное время (например, при нахождении в отпуске).

Командование МП исходит из того, что любой рядовой после нескольких месяцев службы окажется в ситуации, когда его назначат младшим командиром менее опытных военнослужащих. Программа «Воспитание лидера» предполагает изучение основных принципов управления коллективом, и в первую очередь такого — «делай, как я, а не как я говорю».

Дисциплина «Физическая готовность» включает три слагаемых: приемы нападения и самозащиты, боевая физическая подготовка, боевые виды спорта. Приемы нападения и самозащиты, в свою очередь, подразделяются на четыре темы: штыковой бой, владение ножом, применение подручных предметов, бой без оружия.

Все три дисциплины поделены на блоки, и их изучают на соответствующем уровне цветного пояса. Но в арсенале любого пояса присутствуют приемы из всех четырех тем.

Система цветных поясов включает пять уровней: начальный — желто-коричневый, затем идут серый, зеленый, коричневый и черный. У черного пояса шесть степеней. Цвета поясов отличаются от принятых в традиционных боевых искусствах и определяются требованиями наставления по камуфляжу полевого обмундирования, Сам пояс имеет черную пряжку с эмблемой МП США и носится как брючный ремень боевой полевой формы.

Тренировки по ПБИМП новобранцы начинают в учебном центре, и выйти из него морскими пехотинцами они смогут, когда сдадут экзамены на право получения Желто-коричневого пояса. Под руководством инструктора по боевым искусствам новобранцы должны изучить соответствующую программу, состоящую из основ и 32 приемов, за 27,5 ч и еще 7 ч посвятить закреплению полученных навыков.

Основные требования на этом этапе сводятся к умению показать стойку и передвижения в стиле бокса, продемонстрировать свои ударные поверхности на руках и ногах, указать точки поражения на теле противника, продемонстрировать упражнения на растяжку, а также упражнения по укреплению мышц тела (обмен ударами в грудь, живот, по рукам и ногам с партнером).

В комплекс для получения желто-коричневого пояса включены: все удары в стиле бокса; падения и кувырки; все удары штыком и прикладом; участие в штыковых боях с боксерской палкой, имитирующей винтовку со штыком, один на один, один против двоих, двое против двоих; удары ладонями, кулаками и локтями в стиле карате; удары ногами и коленями, приемы удушения; бросок подножкой; защита: от ударов ногой и рукой, от удушения сзади, от захвата головы или поверх рук, от захвата винтовки, когда боец стоит в оцеплении; болевые приемы на руку и кисть; удары ножом, применение подручных предметов в бою.

Далее следуют 14 тем, по которым проводятся теоретические занятия. В список тем входят: «Распознание и предотвращение самоубийства сослуживца», «Основы науки управления», «Предотвращение и последствия сексуальных приставаний» (немедленное увольнение из ВС, то же и на гражданской работе), «Борьба с употреблением наркотиков», «МП за равные возможности для всех», «Личная боевая готовность и боевая готовность членов семьи», «Братские взаимоотношения между военнослужащими», «Сексуальная ответственность». У кандидатов на получение желто-коричневого пояса есть послабление: отсутствует дисциплина «Интеллектуальная подготовка» — она заменена общением с сержантами-инструкторами.

Серый пояс (29+14 ч) морские пехотинцы должны получить во время обучения военно-учетной специальности (ВУС) в учебных батальонах. Для этого потребуется 29 ч плюс 14 ч на повторение приемов желто-коричневого пояса и совершенствование. Для авиационных специалистов и представителей тыловых служб (музыканты, повара и т. д.) достаточно такого пояса. Но никто не запретит морскому пехотинцу продолжать совершенствоваться по ПБИМП дальше, так как наличие пояса высокого ранга способствует продвижению по службе.

Зеленый пояс (30+21 ч) необходим танкистам, артиллеристам, связистам, саперам — всем, кроме пехотинцев. Он обеспечивает получение звания младшего капрала в тыловых подразделениях.

Коричневый пояс (35+28 ч) — это минимум, который требуется в пехоте и разведке. Командование МП считает, что разведчик не всегда обязан вступать в ближний бой с противником, а пехотинец «должен сблизиться с противником и уничтожить его в рукопашном бою». В других родах войск, кроме пехоты, такой пояс является основанием для получения звания капрала.

Обладатель Черного пояса 1-й степени (34,5+35 ч) может претендовать на звание сержанта. Все носители черных поясов должны принимать участие в соревнованиях по боевым искусствам, проводимых гражданскими спортсменами. 2-ю степень можно получить через год, 3-ю и 4-ю — через три, а 5-ю и 6-ю — через пять лет. Звание лейтенант соответствует черному поясу 2-й степени, капитан — 3-й степени, майор — 4-й степени, подполковник и выше — 5-й и 6-й степеням. Соответственно распределяются звания сержантского состава. Кроме того, для получения 5-й и 6-й степеней надо иметь разряд по карате, дзюдо, самбо, айкидо или другим бросковым и ударным видам спорта.

Тренировки проводятся в основном в боевой форме, включающей: шлем, бронежилет, разгрузочные ремни, две фляги в чехлах, два подсумка для шести магазинов к винтовке М16А2 или для магазинов к пистолету М9, чехол с перевязочным пакетом. Защитное снаряжение (капы, раковины, очки, щитки) надевается обязательно.

Еженедельно на физическую подготовку отводится от 3 ч в тыловых подразделениях до 5 ч в боевых, а на занятия по ПБИМП — 2 ч. Комендант МП в своем приказе отмечал, что морские пехотинцы должны также самостоятельно тренироваться во время перерыва на обед, после службы (с 16.00 у всех, кто не в наряде — в свободное время) и в выходные дни. Тренировки проводятся под руководством инструкторов боевых искусств. Ими могут стать младшие командиры, начиная с младшего капрала, имеющие зеленый пояс. Принято, что обладатель пояса более высокой степени может быть инструктором для тех военнослужащих, кто имеет пояс низшей степени. Инструкторами становятся после 40 ч обучения и получения сертификата, считающегося действительным в течение трех лет. Минимальное количество часов тренировок в год, которые должен провести инструктор, 30. Иначе его лишают лицензии. Черные пояса могут быть сертифицированы на инструкторов боевых искусств.

Проведение занятий по ПБИМП регламентируется несколькими наставлениями. Наиболее сложное занятие — это преодоление боевого курса, длина которого 12 км. На курс выходят по две команды, которые соревнуются между собой в том, кто быстрее пройдет тропу и при этом наберет меньше штрафных очков. У каждой команды своя дорожка с препятствиями. Боевой курс начинается с ускоренного спуска с вышки по канату. После этого половина команды надевает лапы, другие перчатки и выполняет 10 всех видов ударов каждой рукой. Затем члены команды меняются ролями.

Закончив упражнение, группа ускоренным ходом направляется к следующему учебному месту. В пути по заданию инструктора она выполняет перестроения, преодолевает проволочные заграждения ползком на четвереньках. Открытые участки местности, дороги пересекаются, как в боевой обстановке. Таким образом осуществляются все перемещения между учебными местами.

Следующее упражнение — зачистка дома с применением боевых гранат. Дом (несколько комнат без крыши) сделан из старых автомобильных покрышек. Для обстрела помещений применяются холостые патроны.

Новое учебное место — полоса штыкового боя. У каждой команды своя дорожка, где выставлены мишени — старые покрышки с закрепленной на подвижном шарнире палкой, имитирующей оружие, которое надо отбить, а затем выполнить прием атаки. Пробежав полосу, морской пехотинец возвращается к старту. После того как все члены команды пройдут полосу, все вместе они делают это еще раз «лягушачьими» прыжками.

На новом месте команда снова выполняет по 10 ударов всех видов руками. Далее следует полоса препятствий, между которыми находятся минные поля с минами нажимного и натяжного действия. При» этом натяжные мины надо обойти, а мины, заглубленные в землю, обнаружить с помощью импровизированных щупов. Если учебная мина сработает, то команде начисляют штрафные баллы, а «раненого» надо оттащить в конец полосы препятствий. Между препятствиями установлены доты, которые надо обнаружить и тактически грамотно атаковать, используя холостые патроны и учебные гранаты. В конце полосы препятствий оборудованы котлованы для борьбы. Здесь каждому нужно выполнить все виды бросков (их три) по 10 раз, после чего команда должна взять бревно и отнести его на следующее учебное место.

Далее идет переправа через реку, пруд или озеро на импровизированных плавательных средствах. После выхода из воды предусмотрена схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин, а затем переправа через реку по одному канату методом «сверху». После ее завершения оружие ставится в козлы, морские пехотинцы получают коробки с продуктами и канистры с водой, которые необходимо доставить «беженцам». По дороге «голодные беженцы» нападают с целью отобрать еду и питье. Команде необходимо, используя приемы, не допускающие нанесение телесных повреждений, предотвратить захват продуктов и доставить их на место. Затем предстоит преодолеть еще одну переправу, но уже по двум канатам, после чего каждый пехотинец выполняет шесть раз приемы освобождения от удушающих захватов.

К новому учебному месту команда движется ползком, а затем соревнуется с другой командой в штыковом бою. Далее каждый участник с разбегу прыгает на висящий над канавой вертикальный канат и должен силой инерции перенестись через канаву, влезть на корабельную грузовую сеть и спуститься вниз по водосточной трубе. Здесь команда получает «раненого», которого надо обработать и отнести на носилках в «санитарную» часть. Переместившись на новое учебное место, команды должны будут встретиться в штыковом бою в траншее. Затем необходимо преодолеть без оружия заполненный водой подземный тоннель. При преодолении тоннеля курсант пользуется направляющим канатом. По выходу из него запланирована схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин. Задача — без применения ударов повалить противника на землю. Далее команды ползком преодолевают оборону противника, атакуя доты и другие укрепленные точки с применением учебных гранат и холостых патронов. Надев защитное снаряжение, члены команд, вооружившись импровизированным оружием, встречаются друг с другом в рукопашной схватке. Отсюда тактическим передвижением команды, преодолевая препятствия, направляются на новое учебное место, где им предстоят учебные схватки со штык-ножами один на один.

Следующее учебное место называется «Косово». Это трехверевочный мост через водную преграду. Перед тем как его пересечь, члены команд надевают страховочные пояса и получают по цинковой банке с патронами, которые необходимо доставить на другую сторону. На другой стороне курсанта встречают несколько «сербов», желающих переправиться на «албанскую» сторону. Нужно, применяя приемы с оружием и без оружия, остановить их. Затем каждый член команды получает пару лотков с 81-мм минами, которые необходимо доставить на новое учебное место. Прибыв туда, они надевают защитное снаряжение и вступают в рукопашную схватку с представителями другой команды, применяя при этом «боксерские» палки.

Затем курсантам снова предстоит спуск по канату с высокой башни, после чего — борцовская схватка в течение 1 мин. Далее, преодолевая препятствия, они перемещаются к учебному месту под названием «Ку-Чи». Это система подземных тоннелей и комнат, которые необходимо преодолеть по очереди каждому члену команды. Исторически с данными препятствиями МП столкнулась в 60-70-х годах в Южном Вьетнаме. Конкретно тоннель «Ку-Чи» был проложен под штабом 25-й пехотной дивизии. В тоннеле попадаются мины, ловушки, ставятся газовые и дымовые завесы, создаются шумы. Часть пути надо преодолеть в противогазе. По выходу из тоннеля каждый курсант встречается с инструктором в боксерском поединке с задачей выстоять в течение 1 мин.

Закончив боксерские бои, члены команды обвязываются веревкой и бегом устремляются на вертолетную площадку. Здесь они освобождаются от веревки и выполняют по 10 падений вперед, назад и в стороны. Пространство перед зоной падения опыляется перцовым газом, что заставляет курсанта делать прыжок перед падением. Затем команды экипируются защитным снаряжением и встречаются один на один в «октагоне» (деревянный сарай с двумя воротами и горизонтальной щелью по периметру), где проводятся рукопашные бои с боксерскими палками, имитирующими винтовки со штыком. Несмотря на защитное снаряжение, при отсутствии четкого контроля боксерской палкой можно нокаутировать соперника. Повторные удары при неостановленной схватке могут привести к летальному исходу.

Последнее учебное место — стрельбище. Команды снимают приспособления для стрельбы холостыми патронами, получают боевые патроны и выдвигаются на огневой рубеж. После выполнения упражнения проводится проверка оружия и сдача неиспользованных патронов.

Тестирование. Для того чтобы получить следующий пояс, претендент должен:
— знать 90 проц. всех теоретических дисциплин;
— овладеть 70 проц. боевых приемов следующего пояса;
— присутствовать на всех теоретических занятиях и дискуссиях, необходимых для получения желаемого пояса;
-полностью пройти программу самообразования;
— провести заданное приказом число часов с целью освоения и закрепления новых приемов и совершенствования старых.

Каждый претендент получает личную карточку учета времени, затраченного на изучение и освоение новых, а также на отработку ранее изученных приемов. Инструктор боевых искусств лично проставляет в карточке номер приема или темы и количество часов, затраченных на его/ее изучение или освоение. Свою запись он подтверждает указанием своего звания и фамилии, закрепляя запись своей подписью. Это позволяет заниматься по программе, находясь в командировках и т. д. Претендент предъявляет квалификационной комиссии свой лист, рекомендацию своего командира, справку о том, что прочел требуемые книги и обсудил их содержание. Все это необходимо для допуска к экзамену. Экзамен начинается с того, что по выбору комиссии претендент должен отлично выполнить по пять приемов из арсенала имеющихся у него поясов. Так, при сдаче на серый пояс нужно продемонстрировать пять приемов, а при сдаче на коричневый- 15. Если прием выполнен технически неправильно, отсутствует скорость, вложение силы, то претендент не допускается к квалификации. Если этот этап преодолен, он должен выполнить все приемы, требуемые для получения желаемого пояса.

Далее следуют теоретические экзамены. Здесь претендент должен не только дать определения, но и уметь доказать, что политика морской пехоты по данному вопросу является единственно верной, справедливой и проверенной годами практикой. После успешной сдачи всех дисциплин ему вручают заработанный пояс и обозначение его ВУС изменяется. Если курсант получил желто-коричневый пояс, то к обозначению его ВУС добавляют три буквы — ММВ, когда он получит серый пояс, обозначение будет ММС и т. д. Кроме того, ему может быть присвоено следующее воинское звание после получения пояса, соответствующего этому званию.

Несомненно, любой из таких видов боевого искусства, как дзюдо, карате, ушу и самбо, содержит куда более богатый и более сложный арсенал приемов по бросковой и ударной технике, чем ПБИМП, но там сражаются в спортивной форме. Занятия по этой программе сопровождаются переноской раненых, боеприпасов, преодолением препятствий, неоднократным повторением приемов. Некоторые методики подготовки к рукопашному бою явно позаимствованы из практики ВДВ.

ПБИМП действует более семи лет. За это время она неоднократно изменялась и улучшалась с целью достижения оптимальных результатов. Программа соединила в единый блок элементы психологической подготовки к бою, повысила морально-этический уровень морских пехотинцев, улучшила боевую и физическую подготовку. Командование ВМС также приняло подобную программу для своих санинструкторов, которые традиционно оказывают медицинскую помощь морским пехотинцам на плацдарме высадки десанта. Командование МП считает, что ему удалось разработать программу обучения современному, именно боевому искусству, которое является надежным инструментом в деле воспитания и обучения военнослужащих морской пехоты.

Зарубежное военное обозрение №8 2008  С.62-67

Источник: Pentagonus