Можно ли изучать боевые искусства по книгам?

Обновлено: 15 апреля 2019, в 16:29

покнигам

Все всем врут, но это не имеет значения, потому что никто никого не слушает.
Закон Либермана

Можно сказать, что это риторический вопрос мира боевых искусств – над разрешением которого до сих пор бьются его лучшие умы. При этом, этот вопрос так и остался до сих пор не разрешенным – что же все таки, первично – мертвая книга или живой тренер?

Считаю что не только можно и нужно, но и более того просто необходимо использовать в своем развитии любую информацию, более того такой надежный и проверенный способ передачи информации как письменность.

(При этом следует учитывать что:

— многие любители понимают данный вопрос – буквально, а именно можно ли ограничить изучение боевых искусств только лишь например чтением литературы по данному предмету – к сожалению это является невозможным поскольку в мире боевых искусств, практика как нигде является критерием истины.

— Тренеры или мастера в мире боевых искусств прямо заинтересованы оставаться единственными носителями знания

— К сожалению в основном качество книг по боевым искусствам – оставляет желать лучшего – но это само по себе не должно являться основанием для отказа от изучения чужого опыта. Качественный учебник вполне может продвинуть за короткое время занимающегося боевыми – далеко вперед. )

Итак, по каким же причинам книга, или скажем точнее печатное слово вполне может являться основой познания в мире боевых искусств – или почему все таки можно изучать боевые искусства по книгам)

  1. Сама по себе устная передача знаний несет значительно меньше информации, чем письменность – то есть в каждый момент времени с помощью например книги мы можем получить значительно больший объем информации по сравнению с устным изложением. Причем потери или искажение информации носят значительно более меньший порядок по сравнению с ее устной передачей.
  2. Из книги можно практически сразу получить структурированные знания каком либо виде боевых искусств – на что тренеру или мастеру может понадобиться не одно занятие.
  3. Из книг мы вполне можем извлечь информацию переданную людьми являющимися лучшими в своем деле.
  4. Как можно заметить непосредственно письменная передача знаний – вообще является основой любой сколько-нибудь значимой науки. С помощью книг люди накапливают и изучают и более сложные науки, даже и с точки зрения приобретения и оттачивания навыка правильного движения – хирургию и акушерство, музыку и танец, станочное дело, рисование и т. д. – и ничего справляются и никто особенно и не жалуется на необходимость личного присутствия — некоего мастера способного устно показать как нужно например правильно двигаться – потому что в науке это не самое главное правильное движение – главное это все таки знания.
  5. Достижение определенного уровня подготовленности в боевых искусствах само по себе является основанием за рамки тренерского обучения и предполагает уже самостоятельное развитие и поиск знаний.

При этом следует учитывать что даже и придя в хорошую секцию, к хорошему мастеру – у него просто может не оказаться времени для каждого – и поэтому просто будет предложено понаблюдать как делают лучшие ученики. Тогда книга может стать просто незаменимым помощником в освоении боевых искусств. (Думаю в таком деле как изучение боевых искусств — наилучшим решением будет, все таки расчет на себя — то есть не бездумное следование авторитетам, а скорее осознанное и даже критическое саморазвитие)

Более того думаю что подобное доказательство, ценности книги, само по себе является бессмысленным, так как любой совеременный человек сколько-нибудь знакомый с историей человечества знает что всего лишь переход к письменному накапливанию и передаче знаний послужил основой для просто таки революционного скачка человеческой цивилизации в развитии, и по сути явился основой для достигнутого ею уровня.

То есть в конечном итоге все рассуждения на эту тему сводятся к общеизвестному изречению: Любите книгу – источник знаний.

P.S. Следует так же отметить что в современном мире передача знаний стала еще более совершенной и быстрой, сейчас не только можно посмотреть видео, но и вообще сделать это в реальном времени – что соответственно открывает практически безграничные возможности для развития как каждого отдельного человека, так и мира боевых искусств в целом.

В качестве примера противоположных мнения Гичина Фунакоши о самостоятельном изучении каратэ

Мнение первое: О том что лучше обучаться под руководством опытного наставника

…Сразу скажу для тех, кто никогда не занимался каратэ — изучение базовой техники каратэ шотокан вам придется провести все-таки под руководством опытного наставника, и лишь потом можно приступить к самостоятельным тренировкам. Почему самостоятельные тренировки по каратэ шотокан не рекомендуются на начальной стадии изучения каратэ шотокан? Просто самостоятельно, по книгам или другой литературе на это уйдет в 10 раз больше времени да и проконтролировать правильность исполнения техники будет некому.

Помню в детстве я достал книгу по каратэ (не помню какого автора была эта книга), и самостоятельно пытался изучить каратэ. Так, на уяснение того, как надо стать в одной из стоек, мне понадобилось несколько дней. А стойка это была дзенкутцу-дачи. Если бы мне кто-то показал ее, то я сэкономил бы несколько дней, и за это время мог бы продвигаться далее в изучении техники.  Так стоит ли тогда начинать изучение каратэ, если рядом нет учителя? Однозначно да! Лучше все-таки медленно идти вперед, чем стоять на месте.

Но вам придется тогда столкнуться с множеством трудностей, к которым вы должны быть готовы.  Но продолжим далее. Если вы занимаетесь в какой либо секции каратэ — продолжайте там заниматься, не бросайте ее. Но ваше изучение каратэ не должно ограничиваться только секцией. Чтобы добиться значительных результатов от тренировок, нужно тренироваться самостоятельно каждый день (вдобавок к тренировкам в секции), а истинным фанатам каратэ — несколько раз в день…

Мнение второе: Как в Японии обучали технике учителя традиционного каратэ.

Традиционная восточная система обучения строилась на принципе копирования. Учитель один раз показывал движение или упражнение, а ученики затем повторяли его в меру своего понимания. Замечаний и поправок со стороны учителя обычно было мало или не было вовсе.
Несомненное достоинство такой системы — развитие внимания и зрительного восприятия. Ученик учился внимательно смотреть, правильно повторять, самостоятельно искать смысл движений.
Очевидные недостатки такой системы обучения в, увы, очень частой отработке не правильных движений, а своих ошибок. Эти ошибки ученики, недостаточно хорошо понявшие показанное учителем, затем передавали своим ученикам. Почему учитель спокойно смотрел на это? Все очень просто. Секреты и подробные объяснения, часто даже в письменном виде, доставались только наследнику школы — обычно сыну учителя. Остальные же ученики уходили и создавали свои стили или варианты исходного стиля. Часто при этом терялись важнейшие принципы боевых исскуств, причем в первую очередь пропадала естественность движений.
К большому расстройству Мастеров с Востока, принцип копирования оказался совершенно непригодным для преподавания боевых искусств на Западе. Зрительное восприятие, то есть способность повторить показанное один раз движение, у западного человека намного слабее, чем у жителя Востока, а исходной физической подготовки обычно тоже не хватает. На Востоке считали, что при многократном повторении движения человек автоматически находит правильное — наиболее рациональное исполнение. Это тоже оказалось неверным для Западных учеников, обычно обладающих большой физической силой, которой они и компенсировали неправильное исполнение.
Мы привыкли к объяснениям, поправкам и замечаниям. Мы видим ошибки других намного лучше, чем свои собственные. Поэтому современные методы обучения боевым искусствам — это не просто копирование и многократное повторение, а обязательно еще и объяснения каждого движения. Выбирая учителя, мы обычно больше внимания обращаем на то как он объясняет, а не на то, как он показывает. Но все-таки в любом боевом искусстве у учеников постепенно развивается способность быстро запоминать показанные движения и точно повторять их. Это означает развитие наблюдательности и восприятия. Понятно, что эти качества очень важны в обычной жизни и просто незаменимы для многих профессий.

Такой вот строго диаметральный подход к самостоятельному изучению боевых искусств, можно видеть даже и у известнейшего и можно сказать легендарного мастера каратэ Гичина Фунакоши.

И в заключение — наверное тот самый «великолепный дедушка» — хотелось бы так — может все таки стоит начать изучать Багуа?