Образ Абсолютного Воина в кинематографе

Обновлено: 20 октября 2019, в 15:46

Ты сам говорил, что знание — это сила. — Нет, — сказал он с чувством. — Сила покоится на том, какого вида знанием ты владеешь. Какой смысл от знания вещей, которые бесполезны?

К.Кастанеда «Учение дона Хуана»

 

Он скуп на слова как Де Ниро, с ним спорит только больной

«Аквариум» «Человек из Кемерово»

 

Я не люблю себя когда я трушу

В. Высоцкий «Я не люблю»

В современном кинематографе есть малоизвестный, но между тем очень любопытный образ, который условно можно назвать —  «абсолютный воин». И соответственно этот образ, как правило используется как основа характера главного героя самых разнообразных кинобоевиков. При этом не всякому актеру удается сыграть этот образ, даже и сколько нибудь правдоподобно. Но и между тем все же есть актеры которым удалось создать, довольно таки яркие, и запоминающиеся образы «абсолютного воина», и эти образы зачастую являются очень вдохновляющими. Поэтому думаю что их довольно любопытно было бы выделить из общей массы самых разнообразных образов мирового кинематографа.
Но для начала все же интересно установить основные отличия образа «абсолютного воина» чтобы, так сказать  — понимать о чем все-таки идет речь.
Основные отличия «абсолютного воина»:
— Он никогда не попадает в нелепые ситуации — он не может поперхнуться или поскользнуться в нужный момент, или сотворить еще какую глупость — что постоянно происходит с каждым человеком в реальной жизни. (Ну например выходил из машины и палец дверью прищемил — и боль такая — с «абсолютным воином» — такого не бывает.)
— Он, как правило, не рассуждает о глобальных вещах — ни о политике, ни о смысле жизни — он как бы не выражает в словах свое мнение.
— Цельность — о которой, конечно же можно только мечтать — наиболее притягивающая часть образа — «абсолютный воин» никогда не идет в разрез со своими убеждениями — со своей совестью. И поэтому никогда не сомневается — он знает заранее что нужно делать самое правильное. (Что в жизни не всегда удается  -ведь бывает так что трудно сделать — даже и моральный выбор — особенно если человек слаб.) «Абсолютный воин» — нет — он как-то знает как правильно и по настоящему.)
— У «Абсолютного воина» нет страха, сомнений и если нужно, и жалости — поэтому в фильмах он так красиво поражает своих противников. (Бах ножом, или там голову скрутил, или сразу открыл стрельбу из автоматической винтовки. Как-то знает что нужно делать. Все просто. Хотя раньше подобного «абсолютный воин» и не делал никогда — а вот получается.
-«Абсолютный воин» сильнее всех — он нацелен на победу и он всегда побеждает — даже и не ведая что такое горечь поражения, как поражения случившегося из-за собственной глупости.
— С «Абсолютным воином» не обстоятельства никогда не складываются для него неудачно — потому что его противники всегда круглые неудачники — не везет именно противникам «абсолютного воина»
То есть, — в основных чертах этот образ не более чем вымысел и поэтому он имеет очень малое отношение к реальности (здесь  бывает все более комично даже если человек представляет из себя «абсолютного воина» — судьба подкинет такие испытания, что человек в этом быстренько разубедится. Ну а кто воображает — ему просто еще не подкидывало — по серьезному  -тоже вот забавная ситуация — с этой «иронией судьбы» — кого-то проверяет по «полной» кого-то нет). Поэтому это скорее скорее собрание мечтаний об одном из вариантов идеального человека, к которому нужно стремиться. (Но с другой стороны — этот образ и есть и пример чисто человеческого стремления к совершенству — быть лучше, даже и понимая, что это зачастую практически невозможно.  Ставить недостижимые цели и пытаться их достичь — пытаться стать более лучшим. Более совершенным. Более, так сказать — человеком.)
Итак образ «абсолютного воина» в кинематографе…
Иностранные фильмы — здесь определенный стандарт — как правило это главный герой, который борется за правду главное отличие — всегда «абсолютный воин» в иностранных фильмах — это исключительно положительный персонаж.

Брюс Ли — на мой взгляд эталон «абсолютного воина» в кинематографе — все фильмы с Брюсом Ли это просто таки какой-то гимн «абсолютному воину». (Хотя фильмы на самом деле достаточно устарели — и кажутся очень тягучими — сейчас научились снимать более динамично — как бы затягивая зрителя в просмотр фильма. Но тогда вот более был упор на «человеческий фактор», а не на спец. эффекты.)

См. так же статью — Секрет успеха Брюса Ли

Арнольд Шварценеггер — х/ф «Коммандо». Тоже крутой молчаливый воин — он не жалуется и не рассуждает — а просто спасает свою дочь, и такое ощущение что ему вообще без разницы сколько перед ним врагов — он их просто уничтожает без всяких эмоций и рефлексий — любыми силами, способами и средствами. Идеальный, так сказать, образ настоящего бойца специальных подразделений — который

 

Майкл Дудикофф — х/ф «Американский Ниндзя» — давно смотрел этот фильм — еще когда были видеомагнитофоны с кассетами. (И мне, соответственно, как неискушенному зрителю — очень запомнился образ созданный этим самым Майклом Дудикоффым — но на самом деле если взглянуть сейчас  — довольно посредственный голливудский боевик. Но вот этот самый «абсолютный воин» получился у Майкла Дудикоффа — идеально — и просто заполнил собой весь фильм.(Прикольная идея — ты настоящий ниндзя — но пока не знаешь об этом.)

 

Том Беренджер фильм «Снайпер»- тоже отличный образ, «абсолютного воина» — но несколько грустного, что-ли. Задумчивого — но между тем, видно это качество никак не влияет на качества «абсолютного воина» созданного Томом Беренджером. Всегда есть что-то общее — независимо грустный, веселый, молчаливый или наоборот разговорчивым является создаваемый образ. Есть что-то притягивающее — какая-то внутренняя неуязвимость, что-ли, пустота какая-то уверенная.

 

Ольвье Грюнер — так же как и Брюс Ли эталон «абсолютного воина» в кинематографе — человек совершенно без каких либо недостатков или глупостей. Но если Брюс Ли это как-бы нацеленность на показ внутреннего состояния, так сказать «воинского духа» формируемого практикой боевых искусств. То образы Оливье Грюнера — это красивейшая картинка безупречного во всех отношениях «абсолютного воина».

Причем Оливье Грюнер, вопреки своей идеальной внешности, почему то, так и не стал мега популярным — всего два качественных кинофильма («Сават» (про французский бокс) и «Наемник» (про бойцов спецподразделений) — остальное, полная ерунда. (Вот тоже парадокс — чем-то не понравился массовому зрителю — может быть слишком идеален для нормального человека. Кто знает.)

х/ф «Сават» 1995

 

х/ф «Наемник» 1997

 

Джейсон Стетхем  — чуть ли не единственный современный актер у которого удаются образы «абсолютного воина» не ведающего сомнений, поражений и неудач и который знает что победит при любых условиях. (Как можно заметить время такое — нету ни Брюсов Ли, ни Шварценеггеров, ни Робертов Де Ниро — и по всей видимости это мировая тенденция — шаолиньских монахов нормальных и то нету.)

 

Мэтт Деймон х/ф «Умница Уилл Хартинг» — вроде бы не боевик, но и между тем — очень интересный образ «суперинтеллектуала», который при этом, вопреки распространенному штампу не является «ботаником», а таким вполне самодостаточным человеком — самостоятельно определяющим свое будущее. Такой «абсолютный воин» в мирное время.

 

Шаолиньские Монахи — масса разнообразных фильмов снятых в 90-е годы про крутых молчаливых бойцов — шаолиньских монахов — с отточенной и равнодушной техникой рукопашного боя.

 

Киану Ривз — в фильме «Матрица», идеальный супер-воин цифрового мира, не ведающий ошибок и нелепых случайностей. (см. статью — 20 лет фильму «Матрица»)

Советско-российские фильмы — в отличие от американских фильмов — здесь разброс характеров довольно значительный — в любой момент даже и актер второго или третьего плана может показать этот самый «безразличный воинский дух» — вызывающий восхищение своими поступками — пускай даже они и не будут напрямую связаны с ведением боя.

Виктор Цой — одна сцена в фильме «Игла» ну очень такая, удалась — прямо как сам Брюс Ли. Только под музыку.

 

Владимир Гостюхин  х/ф «В поисках капитана Гранта» (Майор Мак Наббс). Такой просто молчаливый крутой дядька, который никогда не сомневается и действует с абсолютной точностью.

 

Любомирас Лауцявичус х/ф «Морской волк» (Волк Ларсен) Воин-философ — никогда не идущий в разрез с собственной совестью — что в реальности очень и очень непросто. Но вот такой вот образ «абсолютного воина» созданный Джеком Лондоном.

 

Сергей Бодров х/ф «Брат» (Данила Багров) Легендарный, теперь, образ Данилы Багрова — на фоне музыки группы «Наутилус Помпилиус»вообще образ получился каким-то мистическим.

 

Лев Дуров — х/ф «Не бойся я с тобой» (Сан Саныч) Легендарный просто таки образ — на самом деле, сподвигший в свое время очень многих людей к довольно таки серьезному изучению каратэ. А казалось бы — просто художественный образ — а такой вот эффект.

 

Сергей Векслер х/ф «Ягуар» (1986 г) — тоже довольно интересный образ «абсолютного воина» (Первый раз смотрел в кинотеатре — а для современного времени — фильм почему-то устарел, и совсем неинтересен. А тогда — произвел довольно сильное впечатление — про взаимоотношения военнослужащих в чилийской армии времен Аугусто Пиночета.)

 

Евгений Антропов х/ф «Кремень» — тоже такой довольно любопытный образ, не сомневающегося в себе «настоящего человека».

 

Алексей Горбунов сериал «Курсанты» — чем то притягивает и  созданный Алексеем Горбуновым образ капитана Лиховола. (что-то есть — то самое — «абсолютное»)

 

Евгений Сидихин х/ф «Волчья кровь» — «абсолютный воин» с Маузером.- — стреляет и все, особенно не рассуждая про Революцию.

 

Василий Шукшин х/ф «Они сражались за Родину». Интересный тоже образ — простой и обыкновенный человек попадает на большую войну — каждый ведет себя по своему — но  кого-то вот проявляется этот самый «воинский дух».

 

И конечно же легендарный Фантомас в исполнении Жана Марэ. Причем только этот фильм показывает как образ «абсолютного воина» так и образ его, так сказать антипода комиссара Жюва, в исполнении Луи де Фюнеса. (Которые соответственно попадает в самые разнообразные нелепые ситуации — как и подобает антиподу «абсолютного воина». У комиссара Жюва как раз присутствует весь набор качеств и обстоятельств — которых совершенно лишен Фантомас. (Фантомас никак не может заткнут ватой уши — и проспать преступление — и поэтому комиссар Жюв как бы оттеняет в данном фильме отрицательный образ «абсолютного воина» — на самом деле придавая ему  какую-то человечность и даже забавность. Очевидно без комиссара Жюва — фильм про Фантомаса оказался бы очень и очень мрачным.)