Все ката Дзюдо

Обновлено: 30 апреля 2020, в 22:19

Существует два основных способа занятий дзюдо: ката и рандори. Ката, что буквально означает «форма», практикуется в соответствии с формальной системой заранее подготовленных упражнений, в то время как рандори, что означает» свободная практика», практикуется свободно. С помощью практики Ката слушатели изучают основные принципы техник дзюдо.

Ката в дзюдо изучаются в парах, при этом один из партнёров (тори) выполняет заданную последовательность приёмов на другом (укэ). Ката включают в себя стойки и захваты, передвижения и выведение из равновесия, правильный вход на приём, проведение технического действия и последующую фиксацию партнёра на татами.

Ката служат целям практического изучения основных принципов дзюдо, правильного выполнения приёмов, а также изучению философских принципов, лежащих в основе дзюдо. Помимо этого ряд ката служат для изучения приёмов, не разрешённых в соревнованиях по соображениям безопасности, и для знакомства с древними приёмами борьбы, которые уже не используются в современном спортивном разделе дзюдо.

Что же такое КАТА?
Это форменные комплексы технических действий дзюдо, имеющие строгий порядок и правила выполнения. Качество демонстрации этих комплексов определяет уровень мастерства дзюдоистов.
КАТА в дзюдо изучаются в парах, при этом один из партнёров (Тори) выполняет заданную последовательность приёмов на другом (Укэ).
КАТА служат целям практического изучения основных принципов дзюдо, правильного выполнения приёмов, а также изучению философских принципов, лежащих в основе дзюдо.

На сегодняшний день, существуют 8 утвержденных форм КАТА, по первым 5 из которых, проводятся чемпионаты Мира и Европы.
1. НАГЭ-НО-КАТА (Ката бросков)
2. КАТАМЭ-НО-КАТА (Ката сковывающих приёмов)
3. КОДОКАН-ГОШИН-ДЗЮЦУ (Ката самозащиты)
4. ДЗЮ-НО-КАТА (Ката мягкости)
5. КИМЭ-НО-КАТА (Ката решающих приёмов)
6. КОСИКИ-НО-КАТА (Ката старинных приемов)
7. ИЦУЦУ-НО-КАТА (Ката пяти форм)
8. СЭЙРЁКУ-ДЗЭНЪЁ-КОКУМИН-ТАЙИКУ-НО-КАТА (Ката физической культуры)

В Кодокан Дзюдо в основном приняты следующие восемь Ката;

Содержание

1. Нагэ-но ката (яп. 投の形 нагэ:но ката, Nage-no-Kata, ката бросков)

Три наиболее показательных техники которые выбираются из каждой из пяти Наге-ваза: Те-ваза, Коши-ваза, Аши-ваза, Ма-сутеми-ваза и Йоко-сутеми-ваза.

Наге-но-ката было создано в 1887 году Дзигоро Кано. Оно состоит из пяти серий. Первая включает тэ-вадза — броски руками. Вторая соответствует коси-вадза — броскам за счет таза или бедер. Третья — это аси-вадза, броски ногами. Четвертая серия соответствует ма-сутэми-вадза — броскам с падением назад, пятая — ёко-сутэми-вадза — броскам с падением в сторону. Каждая серия включает три техники. Всего в ката 15 приемов, выполняемых в правую и левую стороны. Традиционные перемещения между выполнением приемов называют цуги-аси. Это скользящие шаги — движение одной и той же ногой с подтягиванием второй ноги. Применяют также и аюми-аси — попеременные шаги. Шаги выполняют с использованием силы и энергии всего тела. При выполнении ката Тори и Укэ должны продемонстрировать правильные положения и перемещения, красоту и уверенность движений. Если ученик хорошо освоил гокё-но-вадза, ему будет довольно легко выучить нагэ-но-ката. Но при плохом владении базовой техникой нагэ-но-ката покажется очень сложным для изучения, поскольку техническое мастерство в основном определяется наработкой всех азов. Исполнитель роли Тори должен демонстрировать отличную технику броска. Исполнитель роли Укэ должен отлично владеть укеми-вадза -техникой правильного падения. Для того чтобы освоить обе роли в нагэ-но-ката, нужны многие годы упорных и регулярных занятий.

Скачать руководство по выполнению Nage-no-Kata

Порядок выполнения Нагэ-но ката

Серия 1

Тэ вадза — броски, выполняемые руками

1.   Уки-отоси — выведение из равновесия рывком.

2.   Сэои-нагэ — бросок через спину с захватом рукой за плечо.

3.  Ката-гурума — бросок через плечи.

Серия 2

Коси-вадза — броски, выполняемые за счет бедер

1.   Уки-госи бросок через бедро с обхватом спины.

2.   Хараи-госи — подхват под отставленную ногу.

3.  Цурикоми-госи бросок через бедро с обхватом шеи.

Серия 3

Аси-вадза — броски, выполняемые ногами

1.   Окури-аси-хараи — боковая подсечка под две ноги.

2.   Сасэ-цурикоми-аси — передняя подсечка.

3.   Ути-мата — подхват под одну ногу.

Серия 4

Ма-сутэми-вадза — броски с падением назад

1.   Томоэ-нагэ бросок с упором ноги в живот.

2.   Ура-нагэ — бросок через грудь.

3.   Суми-гаэси — бросок через голову с подхватом ноги.

Серия 5

Ёко-сутэми-вадза — боковые броски с падением

1.  Ёко-гаке — боковая подсечка с падением.

2.  Ёко-гурума — бросок через грудь с падением.

3. Уки-вадза передняя подножка с падением.

Схема выполнения Нагэ-Но-Ката

Видео выполнения Нагэ-но ката

 

2. Катаме-но-Ката (яп. 固の形 катамэ:но ката, Katame-no-Kata, ката сковывающих приёмов(ката захватов или удержаний))

Пять лучших техник выбираются из каждой из трех Катаме-ваза: Осаэкоми-ваза, Шиме-ваза и Кансецу-ваза.

Катамэ-но-ката было разработано Дзигоро Кано в 1887 году. Техника удержания делится на три серии по пять приемов в каждой. Первая включает осаэ-вадза — приемы удержания, вторая — симэ-вадза — приемы удушения, третья — кансецу-вадза — технику болевых замков.

Скачать руководство по выполнению Katame-no-Kata

Порядок выполнения Катаме-но-Ката

Серия 1.

1. Кеса-гатамэ — удержание сбоку.
2.  Ката-гатамэ — удержание сбоку с захватом руки и головы.
3. Ками-сихо-гатамэ —  удержание  со  стороны  головы  с захватом пояса.
4.  Ёко-сихо-гатамэ — удержание поперек с захватом ноги и пояса.
5.  Кудзури-ками-сихо-гатамэ — удержание со стороны го¬ловы с захватом руки и пояса.

Серия 2.

1.   Ката-дзюдзи-дзимэ — удушение предплечьем спереди.
2.  Хадака-дзимэ — удушение сзади плечом и предплечьем с упором в затылок.
3.   Окури-эри-дзимэ — удушение отворотом сзади.
4.  Катаха-дзимэ — удушение отворотом сзади из-под руки.
5.   Гяку-дзюдзи-дзимэ — удушение снизу скрещенными ру¬ками.

Серия 3.

1.   Удэ-гарами — обратный замок руки.
2.   Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ — перегиб локтя с захватом ногами.
3.    Удэ-хисиги-удэ-гатамэ         перегиб   локтя   предплечьем сверху.
4.   Удэ-хисиги-хидза-гатамэ — перегиб локтя ногой сверху.
5.  Аси-гарами — перегиб колена.

Схема выполнения Катаме-но-Ката

Видео выполнения Катаме-но-Ката

Катамэ-но-ката предназначено для овладения техникой эффективной борьбы в партере, а также освоения правильных перемещений и выработки соответствующего умственного настроя. Искусство работы корпусом при перемещении на коленях с паузами в така-кёси-но-камаэ (положении на колене) требует умственной и физической выносливости и хорошей концентрации. Регулярные занятия вырабатывают плавные движения, выполняемые без резких переходов и с пониманием базовых принципов.

 

3. Кимэ-но-Ката (яп. 固の形 кимэ:но ката, Kime-no-Kata, ката решающих техник)

Это обучение приемам прикладных техник дзюддо. Ката состоит из техник в положении на коленях (Идори, 8 техник) и в положении стоя (Тачиаи, 12 техник).

Кимэ-но-ката было разработано Дзигоро Кано в 1887 году. Кимэ-но-ката состоит из двух частей. В первую входят 8 приемов, выполняемых на коленях. Вторая часть включает 12 приемов, выполняемых в положении стоя. Всего ката включает 20 приемов.

Скачать руководство по выполнению Kime-no-Kata

Порядок выполнения Кимэ-но-Ката

Часть 1. Идори (техника, выполняемая в положении на коленях)
Атаки без оружия

1.  Рётэ-дори — захват за две руки.
2.  Цуки-каке — удар кулаком в живот.
3.   Сури-аге — прямой удар в лоб.
4.  Ёко-ути — удар в левый висок.
5.   Усиро-дори — обхват сзади!
Атаки с ножом
6.  Цуки-коми — прямой удар ножом в живот.
7.  Кири-коми — прямой удар сверху ‘вниз по голове ножом.
8.  Ёко-цуки — колющий удар ножом сбоку.

Часть 2. Татиай (Техника, выполняемая стоя)
Атаки без оружия

9.   Рётэ-дори — захват за две руки.
10.   Содэ-дори — захват сбоку за рукав.
11.  Цуки-каке — прямой удар в лицо.
12.  Цуки-аге — удар снизу вверх.
13.   Сури-аге — прямой удар в лоб.
14.  Ёко-ути — удар в левый висок.
15.  Кеаге — удар в пах.
16.   Усиро-дори — обхват сзади.

Атаки с ножом или мечом

17.  Цуки-коми — прямой удар ножом в живот.

18.  Кири-коми — прямой удар сверху вниз по голове но­жом.

19.  Нуки-каке — доставание меча из ножен.

20.  Кири-ороси — рубящий удар мечом по голове сверху вниз.

Схема выполнения Кимэ-но-Ката

Видео выполнения Кимэ-но-Ката

Партнер, исполняющий в кимэ-но-ката роль Тори, должен отлично владеть техникой перемещения корпуса — тай-саба-ки. Для правильного ухода корпусом от всех атак, применяе­мых в данном ката, потребуется много лет занятий. Необхо­дима наработка движений и понимание их базовых принципов.

В кимэ-но-ката Тори защищается от разнообразных атак без оружия в положении на коленях и в положении стоя. Тори также должен защищаться от атак с оружием — мечом и ножом. В ката используют боккен, деревянную модель ката­ны — самурайского меча и деревянный нож — модель тра­диционного ножа — танто.

Кроме того, Тори должен научиться кимэ — концентрации силы и контролю над своим дыханием. Тори должен постоянно сохранять сосредоточенность. Постоянная готовность — осно­ва действий Тори. Тори также должен научиться правильному киай. Проводя контратаку с использованием атэми-вадза -удара руками и ногами, положено сопровождать удар громким криком — киай. Слово «киай» состоит из двух частей. «Ки» означает сочетание психической и физической энергии челове­ка, сосредоточенной внутри. «Аи» — это сокращенная форма глагола «авасу» — «соединять».

С точки зрения психологии это искусство полностью концент­рировать свою энергию на одном предмете. С точки зрения физи­ологии — это искусство владения специальной техникой дыхания, которая включает напряжение участка живота, расположенного ниже пупка — сейка-танден или харагэй, — во время крика «эйтт», выполняемого, что принципиально важно, с агрессивной интонацией. Психологические и физические усилия объединяют­ся с помощью кимэ — концентрации. Эта объединенная сила используется при исполнении киай. В конечном итоге нападаю­щий (Укэ) будет напуган, выведен из психического равновесия и побежден за счет психологической и физической мощи Тори.

 

4. Дзю-но ката (яп. 柔の形 дзю:но ката, Ju-no-Kata, ката мягкости и гибкости)

Это выразительная, гимнастическая композиция приемов атаки и защиты в серии медленных и умеренных действий. Он состоит из трех компонентов, дай-икке (набор 1), Дай-Нике (набор 2) и дай-санке (Набор 3), Каждый из которых имеет пять методов.

Формы гибкости были разработаны Дзигоро Кано в 1887 году с целью наглядной демонстрации принципа дзю — гибкости.
Ката состоит из трех серий. Каждая из них включает пять технических действий, то есть всего в ката входит 15 элементов.

Скачать руководство по выполнению Ju-no-Kata

Серия 1

1.  Цуки-даси — прямой удар рукой.
2.  Ката-оси — толчок в плечо.
3. Рётэ-дори — захват за две руки.
4. Ката-маваси — разворот за плечи.
5.  Аго-оси — удар в челюсть.

Серия 2

1.  Кири-отоси — прямой удар рукой-мечом по голове.
2.  Риоката-оси — давление на плечи сверху вниз.
3.  Напамэ-ути — удар по носу.
4.  Кататэ-дори — захват одной руки сбоку.
5.  Кататэ-агэ — поднимание одной руки.

Серия 3

1.  Оби-тори — захват за пояс.
2.  Мупэ-оси — толчок в грудь.
3.  Цуки-агэ — удар кулаком снизу.
4.  Ути-ороси — прямой удар в голову.
5.  Рёган-цуки — удар пальцами в глаза.

Порядок выполнения Дзю-но-Ката

Видео выполнения Дзю-но ката

Дзю-но-ката следует выполнять медленно и плавно, поэтому движения дзю-но-ката обычно рекомендуют для изучения женщинам, хотя мужчины их тоже выполняют.
Укэ — это нападающий, Тори — защищающийся. Исполнитель роли Укэ должен быть инициативным, уметь точно выбирать момент для атаки. От Укэ также требуется хорошо работать корпусом и красиво двигаться. Когда Тори поднимает Укэ, Укэ (нападающий) должен демонстрировать хорошее равновесие, отрывая ноги от земли.

Исполнитель роли Тори (защищающегося) должен отлично владеть техникой тай-сабаки — движений и уходов корпусом — и уметь выполнять уход в нужный момент при атаке Укэ. Уверенное выполнение тай-сабаки дает плавность и непрерывность движений с кульминацией в момент подъема Укэ вверх или его сигнала о сдаче.
В дзю-но-ката нет завершений бросковой техники. Тори должен провести подготовку к броску, правильно используя принципы кузуси — выведения из равновесия и цукури — перемещения корпуса, но не проводя каке — собственно бросок. Вместо броска Тори должен держать Укэ в равновесии в нужном положении, чтобы тот мог вытягиваться, насколько можно. Чтобы дать Укэ возможность показать хорошее равновесие и максимально потянуться, Тори должен в совершенстве владеть принципами, на которых основано поднимание Укэ, чтобы обеспечить его устойчивое положение в воздухе. Чтобы достичь совершенства в исполнении дзю-но-ката, нужны долгие годы регулярных занятий.
Некоторые движения дзю-но-ката завершаются прогибом Укэ назад. Это означает, что дзю-но-ката содержит в себе упражнения на растяжку, аналогичные выполняемым в рамках физической подготовки для развития гибкости плеч и спины. Дзигоро Кано включил дзю-но-ката в программу физического воспитания молодежи Японии, и его выполняют во многих японских школах и колледжах.
Дзигоро Кано представлял себе движения «дзю» подобными движениям ивы, сгибающейся и раскачивающейся на ветру. Иве не страшна буря, потому что ива гибка и податлива, в отличие от дуба, твердого и несгибаемого, который буря сломает или повредит.
Философия Дзигоро Кано построена на развитии гибкости ума и тела и неприменении физического противодействия превосходящей силе. Тори должен, отрабатывая тай-сабаки, выполнять уходы или уклоны разворотом быстро и в гармонии с силой нападающего, пока не появится возможность контролировать и подчинить себе эту силу. Только при постоянной отработке подобных действий с пониманием лежащих в их основе базовых принципов ученик может добиться мастерства в технике атаки и защиты, а также спокойного и при этом уверенного поведения в сложных жизненных ситуациях. Ученик должен осваивать обе роли — Тори и Укэ, чтобы понять соответствующие аспекты ката. Каждую роль надо отрабатывать тщательно, внимательно и регулярно.
Ученикам, которые не понимают основополагающих принципов бросковой техники — кузуси, цукури и каке — и базовой техники гокё-но-вадза, это ката покажется сложным. Чтобы достичь совершенства в его исполнении, необходимо глубокое понимание базовых принципов.

 

5. Кодокан Гошин-дзюцу Но Ката (яп. 講道館護身術 ко:до:кан госиндзюцу, Kodokan Goshin-jutsu No Kata, ката самозащиты школы Кодокан)

Ката состоит из «невооруженной секции» и «Оружейной секции». «Невооруженный раздел» состоит из двенадцати техник, в то время как» оружейный раздел » состоит из девяти техник.

Скачать руководство по выполнению Kodokan Goshin-jutsu

Тошу-но-бу (невооруженная секция):
1. Когда состоится
Риот-Дори Хидари-Эри-Дори МиГи-Эри-Дори Ката-Удэ-Дори уширо-Эри-Дори уширо-Джим какае-Дори
2. Когда атаковали Фро расстояние
Нанаме-учи АГО-цуки Ганмем-цуки Мэй-Гери Йоко-Гери

Буки-но-бу (секция вооружения):.
1. против Танто или кинжала
Цуккаке Чоку-Цуки Нанаме-цуки
2.против Джо или персонала
Фури-эйдж Фури-ороши Мороте-цуки
3. против пистолета
Shomen-zuke Koshi-gamae Haimen-zuke

Все броски, которые входили в классический базовый арсенал Кодокана, Кано переработал в виде приемов защиты против ударов ногами, руками, палкой, в результате чего возникло «Кодокан госин-дзюцу-но ката» – «ката самозащиты Кодокана». Сегодня владение им требуется для классической аттестации на 3-й дан.

Порядок выполнения Кодокан Гошин-дзюцу Но Ката

Видео выполнения Кодокан Гошин-дзюцу но Ката

 

6. Ицуцу-но-Ката ((яп. 五の形 ицуцу:но ката, Itsutsu-no-Kata, ката «пять» или Ката Пяти Форм)

Эти формы выражают механизм нападения и защиты в возвышенном виде. Она состоит из пяти последовательностей движений, которые художественно выражают силу природы.

Еще одному ката Кано не успел дать название, и оно вошло в историю под рабочим наименованием – «ицуцу-но-ката» («ката пяти первостихий»). Его выполняет крайне ограниченное число дзюдоистов высшего уровня. Оно состоит из пяти широких круговых движений и, вероятно, было рассчитано на работу с партнером. Позже его стали осмысливать как символику пяти первостихий китайской натурфилософии: каждый прием соответствовал одной из стихий – металлу, огню, дереву, воде и земле.

Порядок выполнения Ицуцу-но-Ката

Видео выполнения Ицуцу-но-Ката

 

 

7. Кошики-но-Ката (яп. 古式の形 косики:но ката, Koshiki-no-Kata, ката старинных приёмов (ката классики))

Кано Шихан высоко оценил формы Кито-Рю дзюдзюцу, поскольку они представляют собой суть атаки и защиты. Поэтому он оставил формы как Кодокан Кошики-но-ката, с небольшими изменениями. Он состоит из 14 приемов Омоте (спереди) и 7 приемов Ура (сзади).

Омоте: Тай Юмэ-но-учи реку-Хи Мидзу-гурума Мидзу-нагаре Хики-отоси ко-даоре учи-кудаки Тани-отоси Курума-даоре Сикоро-Дори Сикоро-гаеши ю-дати таки-отоси.
Ура: Ми-кудаки Курума-Гэси Мидзу-ИРИ Рю-сэцу Сака-отоси Юки-Оре Ива-нами.

Порядок выполнения Кошики-но-Ката

Кано ввел в арсенал дзюдо комплекс, который современным спортсменам-дзюдоистам мог бы показаться весьма странным. Это «косики-но-ката» – «старинный комплекс», или «традиционный комплекс». Он целиком взят из школы Тэнсин синъёрю дзю-дзюцу. Кано сохраняет весь необходимый антураж: ката выполняется таким образом, будто на бойце тяжелые самурайские доспехи. Он имитирует движения вооруженного самурая, как бы придерживая тяжелый меч, поправляя шлем. И все приемы косики-но ката направлены против такого же самурая, облаченного в латы: например, «захват за шейные пластины шлема», а затем «скручивание шейных позвонков».

Видео выполнения Кошики-но-Ката

Этот комплекс позволялось изучать лишь на высших ступенях мастерства, по достижении 5-го дана. Здесь у «отца дзюдо» была своя логика: японец не должен забывать, что дзюдо корнями уходит в древнюю традиционную культуру благородного воина, который применял дзю-дзюцу на полях сражений. За цветистыми названиями технических действий косики-но ката («мельничное колесо», «бросок в ущелье», «погружение в воду», «волны, разбивающиеся об утес») скрываются приемы, широко используемые современными дзюдоистами. Но здесь важен не сам прием, а ощущение самурайского духа, живого прикосновения к древней традиции.

 

8. Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката (яп. 精力善用国民体育の形 сэйрёку дзэнъё кокумин тайику:но ката, Seiryoku-Zenyo-Kokumin-Taiiku-No- Kata, ката национальной физической культуры, наиболее эффективным образом использующей духовные и физические силы(формы максимально эффективного национального физического воспитания))

Ката содержит как аспекты физического воспитания, так и боевые искусства и имеет формы нападения и защиты. Ката состоит из 8 движений Тандоку-реншу (сольная практика) и 9 движений Сотай-реншу (дуэтная практика).

Другое прикладное ката с длинным названием «сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но-ката» («комплекс национального физического воспитания, основанный на принципе максимального использования силы») выполняется в стойке и в положении на коленях, как в одиночку, так и с партнером. Основные технические действия этого ката – удары ногами вперед и в стороны, удары различными частями кулака вперед, снизу вверх и крюком. Примечательно, что центральным движением ката, вокруг которого выстраивается вся структура комплекса, является движение «кагами-микаги» (в переводе – «полировать зеркало»), выполняющееся в медленном темпе и символизирующее приведение духа в состояние «чистого зеркала». Оно воплощает древнейший дзэнский принцип чистоты и незамутненности сознания, который Кано почерпнул из школ дзю-дзюцу, тесно связанных с самурайской эстетикой.

Бытует мнение о том, что Кано будто бы ввел «сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката» в арсенал дзюдо после того, как в 1922 г. в Кодокане провел показательные выступления создатель каратэ Гитин Фунакоси. Видимо, это не более чем вымысел. Дело в том, что это ката существовало в школах дзю-дзюцу за много лет до рождения самого Фунакоси.

Видео выполнения ката Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката

Полное название этого ката, которое является единственным, которое практикуется индивидуально, а не в паре, как другие, называется «Seiryoku-Zenyo-Kokumin-Taiiku-No- Kata», ранее было названо «Kobôshiki Kokumin Taiiku No Kata».

Порядок выполнения Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката

1 Часть : Tandoku ranshu
Goho ate :

Hidari mae naname ate Migi ate Ushiro ate

 

 

Mae ate Ue ate

O goho ate :

O hidari mae naname ate O migi ate O ushiro ate

 

O mae ate O ue ate

Goho geri :

Mae geri Ushiro geri Hidari mae naname geri

 

Migi mae naname geri Taka geri

– Kagami mikagi

– Sayu uchi

– Zengo tsuki

– Ryote ue tsuki

– O ryote ue tsuki

– Sayu kogo shita tsuki

– Ryote shita tsuki

– Naname ue uchi

– Naname shita uchi

– O naname ue uchi

– Ushiro sumi tsuki

– Ushiro uchi

– Ushiro tsuki mae shita tsuki

2 часть : Sotai Renshu

Kime shiki :

Ouverture

Idori
– Ryote dori

– Furihanashi

– Gyakute dori

– Tsukkake

– Kiri gake

Tachiai
– Tsuki age

– Yoko uchi

– Ushiro dori

– Naname tsuki

– Kirioroshi

Fermeture

Ju shiki

– Tsuki dashi

– Kata oshi

– Kata mawashi

– Kirioroshi

– Katate dori

– Katate age

– Obi tori

– Mune oshi

– Tsuki age

– Ryogan tsuki

Seiryoku-Zenyo-Kokumin-Taiiku-No- Kata (ката Национальной физической культуры максимальной эффективности) представляют собой серию физических и умственных упражнений, которые являются частью дзюдо. Его цель состоит в том, чтобы способствовать развитию сильных и здоровых тел и умов. Их регулярная практика способствует гармоничному физическому развитию и изучению методов атаки и защиты руками и ногами полезным и интересным способом.
Эта Ката была разработана в 1924 году как форма физического воспитания для народа в целом. Он основан на идеалах Джигоро Кано из Seiryoku-Zenyo, цель этого ката состояла в том, чтобы побудить новичков лучше осознавать свою физическую готовность, движение и продвигать рациональное физиологическое развитие, а также навыки самообороны.

 

Каждое ката предназначено для решения определённых задач. Например, Катамэ-но ката и Кодокан госиндзюцу служат для отработки приёмов самообороны, которые не используются в спортивных соревнованиях; а Дзю-но ката — для выработки плавности в движениях в соответствии с принципом дзю (яп. 柔 дзю:, «мягкость»).

Ката Кодокан госиндзюцу разработано Кэндзи Томики, впоследствии ставшим основателем стиля айкидо Томики Рю.

Помимо официально утверждённых Кодоканом, существует также ряд дополнительных ката, не включённых в аттестационную программу, например, Го-Но-Сэн-но ката, служащее для отработки контрприёмов (яп. 返し技 каэси вадза), Каэси ката, и Квансэтцу-но-Ката (KWANTSETSU-NO-KATA)

Три дополнительных ката в Дзюдо

Го-Но-Сэн-но ката (Go No Sen no kata) — Ката Контрприемов

Эта КАТА фундаментальных приемов в стойке. В Японии она изучается и практикуется только в нескольких школах, особенно она характеризует школу известного университета ВАСЕДА. Она развивалась в течение 40 лет мастерами этого университета и без изменений практикуется сейчас больше в Европе, чем в Японии. Она очень удачно завершает РАНДОРИ-НО-КАТА.

1. О-СОТО-ГАРИ против О-СОТО-ГАРИ
2. ХИДЗА-ГУРУМА против ХИДЗА-ГУРУМА
3. ДЭ-АСИ-БАРАИ против О-УТИ-ГАРИ
4. ДЭ-АСИ-БАРАИ против ДЭ-АСИ-БАРАИ
5. ТАИ-ОТОСИ против КО-СОТО-ГАКЭ
6. САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ против КО-УТИ-ГАРИ
7. УЦУРИ-ГОСИ против КУБИ-НАГЭ
8. УКИ-ГОСИ против КОСИ-ГУРУМА
9. САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ против ХАНЭ-ГОСИ
10. УЦУРИ-ГОСИ против ХАРАИ-ГОСИ
11. СУРИ-НАГЭ против УТИ-МАТА
12. СУМИ-ГАЭСИ против КАТА-СЭОИ

Видео выполнения Го-Но-Сэн-но ката (Go No Sen no kata)

 

Каэси ката (Kaeshi no kata)

Kaeshi-waza: (kaeshi: поворот, обратный; waza: техника) Контр-техника. Считается техникой для более высокого уровня и практикуется обычно по дистижении степени 1 дана.

Видео выполнения Каэси ката (Kaeshi no kata)

Квансэтцу-но-Ката (KWANTSETSU-NO-KATA)

Ката ключей (болевых приемов) (Laurent Steenis) которы сковывают в ответ на попытки выхода.

Порядок выполнения Квансэтцу-но-Ката (KWANTSETSU-NO-KATA)

Видео выполнения Квансэтцу-но-Ката (KWANTSETSU-NO-KATA)

По данным Международной федерации дзюдо  существует семь формальных ката в дзюдо, и каждая техника в каждой Ката практикуется в точном и предписанном порядке. Два из ката-Наге но ката (формы броска) и катаме но ката (формы грэпплинга) демонстрируют многие из основных принципов, лежащих в основе всех современных приемов дзюдо по броску и грэпплингу, используемых в настоящее время. Как таковые, они также известны как рандори-но-ката, или формы рандори, из-за легкого перевода на рандорийские техники. Все остальные ката, однако, включают в себя приемы, которые не наблюдаются в современной практике дзюдо. Кимэ-но-ката, например, включает в себя приемы нанесения ударов, пинков, ударов кулаком и приемы с оружием – коротким и длинным мечом. Аналогично, koshiki no kata — это ката атаки и защиты на поле боя. Он имитирует различные методы, когда вы носите бронежилет… мастерство в некоторых ката, как правило, nage no kata, обычно требуется многими национальными федерациями дзюдо по всему миру для продвижения в Шодан, или черный пояс 1-й степени. Многие другие ката, особенно катаме-но-ката, Джу-но-ката (формы мягкости) и кимэ-но-ката (формы решительности), как правило, требуются для повышения в должности.

Правила соревнований по ката в Дзюдо