Бункай ката Санчин
В боевых искусствах весьма сильна тенденция индивидуализации, когда каждый стремится продемонстрировать свою исключительность.
В результате чего в будущем только Патриархи, которые неизменно сохраняют приверженность базовой технике, сохранят исконные ката, призванные служить эталоном, сохраняя тем самым истинность стиля.
Тояма Сэйко (1928-2009)
Понятно что Санчин это прежде всего, так сказать, «энергетическое ката» и поэтому и требовать расшифровки этого ката, по меньшей мере нелепо. Но и между тем, в мире боевых искусств все же находятся любители понимать все буквально и соответственно пытаться «расшифровать» и ката Санчин — придумать бункай и ему. И вот что значит у них получается.
Как можно заметить — «расшифровка» (или бункай) ката Санчин — это всегда приспособление движений ката Санчин к определенным приемам, которые можно выполнить, соответственно движениями этого ката.
Итак, видеоролики про бункаи ката Санчин…
Видеоролик из трех частей, по всей видимости про создание приемов на основе техники используемой в ката Санчин — такой своеобразный бункай ката Санчин. (Но, все же, по всей видимости это просто отрывки из какого-то иностранного фильма про Бункай ката Санчин. Потому что во втором видеоролике рассматривается уже почему-то Бункай № 8)
В данном видео основным рассматриваемым элементом является движение руки изнутри-наружу, соответственно которое можно использовать для проведения как защитных так и атакующих действий. (Вообще, как можно заметить, в последующих видео, это движение рукой изнутри наружу — как основного движения ката Санчин, является и основным элементом используемым в «расшифровке» ката Санчин.)
Тоже видеоролик про защиту движением рукой изнутри-наружу и переход из нее к контратаке, которая так же по всей видимости основывается на элементах техники рассматриваемых в ката Санчин.
И третий видеоролик этой же серии, начинающийся очень показательным выступлением — ката Санчин можно использовать для группировки и напряжения мышц тела при «принятии» ударов палкой — и на самом деле, на мой взгляд, это очень интересное направление «расшифровки» ката Санчин — думаю что именно на рассмотрении подобных элементов, на самом деле, и должна проводиться эта «расшифровка» — ката Санчин — необычное и соответственно «расшифровка» должна быть необычной — более, так сказать глубокой, что-ли. (И дело тут вовсе не в использовании, конечно, же группировки для «принятия» ударов палкой.) И дальше так же рассматривается довольно интересный подход к «расшифровке» ката Санчин — парная тренировка (такие-вот своеобразные «липкие руки» на основе техники ката Санчин — тоже, такой очень своеобразный подход, на самом деле к бункай ката Санчин — на самом деле именно такой какой и нужен в данном случае.
Еще один видеоролик про Бункай Санчин — но в данном случае движения ката Санчин каратисты пытаются использовать для срыва захвата и последующего толчка. Чтож — можно и так, в принципе.
Еще одни — по всей видимости рекламный ролик про «расшифровку» ката Санчин — ну совсем уж так буквальное понимание ката Санчин — как использовать отбив изнутри-наружу, в различных вариациях и с различными техническими элементами.
Ката Санчин и его бункай в каратэ Годзю Рю — но на самом деле приемы не показаны, показано только исполнение ката мастером Годзю Рю и показ, каких то непонятных элементов ученикам. И потом этот мастер уже проверяет ударами и толчками правильность выполнения ката Санчин — может быть конечно это и есть некий своеобразный бункай — такое реальное напряжение мышц и группировка тела — которое соответственно так же может быть истрактовано как «расшифровка» ката Санчин — использование группировки тела в боевых условиях. Что так же, на самом деле довольно оригинальный и очень подходящий для данного ката бункай.
И опять более прямолинейная «расшифровка» ката Санчин — как можно приспособить движения ката к реальным условиям. (забавная кстати реакция преподавателя каратэ на случайное какое-то причинение ему боли — ученик нечаянно наступил преподавателю на ногу — и все куда что девается — «Блин да поосторожнее надо до!!!». И потом все время у него болит нога — а все из-за неправильной стойки. Так вот может все комически закончиться. Уже потом и приемы «расшифрованные» смотреть неинтересно. Кстати довольно любопытный вывод — даже и мастер каратэ может попасть в нелепую ситуацию — поэтому, если хочешь стать настоящим мастером боевых искусств нужно быть все же попроще, или даже точнее — поскромнее, что-ли.)
Еще один видеоролик про Бункай Ката Санчин — тоже интересное — как раз про тот самый «глубокий бункай» наиболее подходящий к ката Санчин — и это хорошо, что есть все таки есть люди понимающие каким на самом деле должен быть настоящий, или даже точнее — истинный, бункай ката Санчин. (Как само ката Санчин является по сравнению с другими ката каратэ значительно более глубоким, так и его бункай должен любителю каратэ и «расшифровывать» именно эту глубину, а вовсе не быть набором приемов, которые могут быть образованы из движений ката Санчин)
И еще один видеоролик с показом ката Санчин и его «поверхностным бункай», когда просто показываются приемы, которые можно придумать из движений ката Санчин. Но подобные бункаи получаются таким очень своеобразными — и по большому счету являются попыткой «обратного бункаи» — приспособить реальные движения, под движения используемые в ката Санчин. И поэтому этом есть какая-то даже религиозность, или точнее фанатизм — попытка приспособить реальность под некую надуманную и оторванную от реальности систему. Не отказаться от анахронизма — а приспособить реальность — что может быть проще. Для сохранения своей системы ценностей.
Таким образом для ката Санчин, в принципе можно выделить два вида бункай:
- «Поверхностный» — когда «расшифровываются» просто движения используемые в ката Санчин. Ну а в силу того что данные движения довольно неестественные — под них придумываются уже атакующие действия которые и должен использовать противник.
- «Глубокий» бункай — более перспективный, и находящийся в зародыше, вид бункай для ката Санчин — когда объектом для «расшифровки» выступает сам дух , внутреннее содержание данного ката — что для всякого любителя боевых искусств было бы довольно интересно. Такая двигательная и прикладная «расшифровка» этого именитого ката и соответственно новый и более творческий подход к бункай в целом.