Линкун Цзинь

На русский язык это слово можно перевести как сила дистанционного воздействия или сила дистанционного управления, или просто дистанционная сила.
У представителей Чэнь ее почти не было, но именно она во многом принесла успех и славу семье Ян. После Як Лучаня широко известной эта сила стала в 20-30 годы нашего века, когда ее открыто демонстрировал уже целый ряд мастеров, такие, например, как Ян Шаохоу, Юэ Хуашяжи, Ван Сянчжай, Яо Цзунсюнь, Ю Пэнси и другие, чему сохранилось немало письменных свидетельств, воспоминаний незаинтересованных лиц.

Несколько реальных фактов того, как воинственные представители Запада и Японии, приехавшие в Китай демонстрировать свое искусство, терпели поражение от этой силы, описаны в книге Пата Дуна и Томаса Раффила «Сила пустоты», вышедшей в 1996 году в Англии и целиком посвященной исследованию феномена линкунцзинь. Эта книга интересна прежде всего тем, что она написана пусть не сильнейшим, но мастером этой силы, в содружестве с целым радом современных ученых с позиций разного рода наук, изучающих это необычное явление и поставивших серию крайне интересных опытов. Однако то, что только сейчас стало достоянием научной общественности и предметом широкого обучения, китайцам было известно давно, но держалось в секрете и уж тем более не передавалось всем желающим. Возможно, что именно это помогло Чжан Саньфэну в 70 лет расправиться чуть ли не с сотней крепких лихих людей, как об этом говорится в источниках, но этого нам уже никогда не узнать. Что же касается достоверной информации, то, начиная с Ян Лучаня, ситуация с линкунцзинь более прозрачна. Возможно даже проследить основные линии ее передачи вплоть до наших дней.

Ян ЛучаняПервым после Ян Лучаня ею владел его сын Ян Баньхоу, которого уже при жизни отца называли «вторым Лучанем». Выше говорилось о том, что только Ян Лучаня поначалу признавали не имеющим соперников, относя его непобедимость не к особенностям стиля, а к его личным сверхспосэбностям, и что потом Ян Баньхоу отстоял звание уже Янов, не имеющих соперников. Интересно, что этой силой так и не смог овладеть второй сын Ян Лучаня — Ян Цзяньхоу, хотя также слыл превосходным бойцом. Возможно, это связано с некой необходимой предрасположенностью и определенными врожденными способностям, а возможно • с упорством в тренировках.

( Есть сведения о том, что свою почти пространственную силу основатель айкидо Уесиба Морихси получил во время пребывания с религиозной миссией секты Омотоке в Китае именно от одного из мастеров тайцзицюань.)

Отец с детства заставлял Ян Баньхоу тренироваться так много, что тот два раза убегал из дому (может быть и крутой норов второго Лучаня — результат подобного воспитания).
С Ян Баньхоу никто не решался меряться силой, так как последствия этого чаще всего были плачевными или даже трагическими. Однажды, после того, как он серьезно травмировал иностранного боксера, ему пришлось уехать из Пекина и долгое время скрываться от властей в родном уезде. В другой раз он жестоко избил на турнире голландского борца и снова спасался бегством.

Ян Шаохоу — внук Ян Лучаня по линии Ян Цзяньхоу — также всячески стремился овладеть этой силой, но, так как не смог научиться ей у отца, пошел в ученики к дяде Ян Баньхоу и довольно скоро о его линкунцзинь заговорил весь Пекин.

Ян ШаохоуИнтересно, что по характеру и даже внешне Ян Шаохоу более походил на дядю, а не на отца: тоже был худой, жилистый и отличался крутостью, но при этом всегда был предельно честен и свято чтил нормы воинской добродетели.

Он был на 20 лет старше своего брата Ян Чэнфу и даже успел поучиться у своего знаменитого дедушки — Ян Лучаня. Учеников, к сожалению, у него было немного, не всякий решался учитьсяу человека, любившего «стрелять» силой в людей (си фа жэнь) опасаясь за собственное здоровье. Да и сойтись характером с Ян Шаохоу было нелегко. Одним из его наиболее известны:,. учеников стал уже упомянутый нами У Тунань, с детских лет обучавшийся у основателя стиля У — мастера У Цзяньцюаня. У Цзяньцюань был одним из немногих, с кем Ян Шаохоу поддерживал теплые дружеские отношения. Уезжая из Пекина, У Цзяньцюань попросил Ян Шаохоу завершить обучение юноши. Родители У Тунаня занимали высокий пост при дворе, были очень богаты и платили за обучение баснословные деньги. У Тунань, к тому времени уж бывший неплохим мастером, изо всех стремился постичь ьысшее мастерство в тайцзицюань — а именно секреты линкунцзинь, что ему и удалось сделать через четыре года.

Увидев это, Ян Шаохоу сказал, что больше ему учить нечему и ушел, несмотря на предложение родителей У Тунаня еще какое-то время продотжать обучение, тем более, что тому приглянулся старательный ученик.
Многие бы за такие деньги нашли бы, что подправить и чему еще подучить, но Ян Шаохоу, верный своим принципам воинской добродетели, отказа.

Именно от Ян Шаохоу У Тунаню достался трактат «Речитатив о дистанционной силе» (Линкунцзинь гэ), который передавался от Ян Лучаня через Ян Баньхоу к Ян Шаохоу. Этот трактат был впоследствии опубликован приемным сыном У Тунаня — Ма Юцином в вышедшей в 1984 году в Гонконге книге «Исследования по тайцзацюан», составленной на основе аудиозаписей воспоминаний У Тунаня Кстати, Ма Юцин в настоящее время является одним из немногих подлинных мастеров, которые реально владеют силой «дистанционного воздействия», сведения об этом автор получил от ряда людей, хорошо знающих Ма Юцича и его учеников.

Следует добавить, что научное изучение необычного излучения, исходящего от рук Чэнь Вантина, положило в свое время начало серьезных исследований в области феноменов китайских традиционных систем самосовершенствования вообще.

Интересным также представляется тот факт, что техника использования этой силы во многом связана с малоамплитудной формой семьи Ян — ею в совершенстве владел Ян Шаохоу и на ее основе впоследствии создал свой стиль У Цзяньцюань. Еще при жизни обоих мастеров их снимала на кинопленку Шанхайская фирма «Сияющая звезда» (Мин син).

Выполняемые ими формы были практически одинаковы, только Ян Шаохоу делал акцент на использование силы линкунцзинъ, а У Цзяньцюань — на принцип «мягкого преобразования» (жоу хуа). Изменения, внесенные У Цзяньцюанем. позволяли нейтрализовать силу любой мощности и при этом не требовали особых сверхспособностей, связанных с дистанционной силой&. У Цзяньцюань занимал должность одного из начальников дворцовой охраны, в его обязанности входила подготовка телохранителей высших лиц в государстве Эти люди должны были владеть наиболее эффективной кулачной техникой, но у них не было так много времени на выработку особых способностей, к тому же, видимо, далеко не каждый мог овладеть «линкунцзинь» (если вообще ее кто-то собиратсд открыто передавать) Принцип «мягкого преобразования» У Цзяньцюань эффективно вытренировывал в поединках с могучим братом с виду неприметного Ян Шаохоу — Ян Чэнфу, хотя и не владевшего «линкунцзинь», но в использовании всего остального арсенала тайцзицюань не имевшего равных.

Понимая, что «линкунцзинь» — весомый аргумент против версии первенства в создании тайцзицюань, Тан Хао в то время, как плеяда лучших мастеров стала уходить из жизни, а материалистическое мировоззрение в Китае окончательно укрепило свои позиции, написал статью «Возникновение и развитие тайцзицюань», где попутно упомянул некое направление «техники пространственного боя» (кун цзи), которого, с точки зрения его представлений о физике и механике, просто не может быть, потому, как говорится, что не может быть никогда, все это суеверия и плод феодального мировоззрения Он даже намекнул, что обращался к одному из мастеров с просьбой продемонстрировать ему феномен, но тот не удостоил его даже беседы, из чего Тан Хао сделал окончательный вывод о том, что данной силы не существует. При этом Тан Хао не сообщил, о каком именно мастере идет речь, видимо. все-таки, чего-то опасался Если бы, к примеру, он упомянул имя того же Ван Сянчжая, который умер только в 1963 году, то рисковал бы реально испытать на себе феномен в полную силу с последующей для себя компрометацией и «потерей лица».

«Линкун цзинь» переводится как:

«дистанционная сила», «пространственная сила», «сила, передающаяся через воздух» и «сила, пронзающая пустоту». Попросту говоря, это воздействие на человека на расстоянии, без касания к нему. Сегодня не только в тайцзицюань есть искатели дистанционной силы, но я сосредоточусь лишь на том понимании, которое присуще традиционному тайцзи.

Существует ряд упоминаний о применении тайцзицюань на расстоянии

Ряду известных мастеров прошлого приписывается владение этой техникой. Считается, что линкун цзинь владели: Ян Лучань, Ян Баньхоу, Ян Цзянхоу, Ян Шаохоу, У Цзяньцюань, У Тунань. У Тунань сам продвигал интерес к этому явлению – правда, к сожалению, не обеспечил никакими видео-свидетельствами – зато оставил небольшой трактат, посвящённый этой теме.

За счёт чего работает линкунцзинь

Есть разные упоминания. Используются следующие объяснения: воздействие голосом (выкрик «Ха»), воздействие через глаза, воздействие ментальное, воздействие энергетическое, а также разные непонятные мне вещи – например, у Малявина:

«Происходит то, что можно назвать мгновенной реализацией воли и ее символов: всё сущее, включая сознание своего «я», внезапно исчезает, и весь мир становится «одним телом», беспредельным полем чистой сообщительности, не имеющим ни протяженности, ни длительности. Самоустраняется даже воля»

С одной стороны, я не могу отрицать, что использование некоторых преимуществ – ещё до того как «скрестились руки» – вполне может принести пользу. Но использование линкун цзинь в том виде, которое преподносится некоторыми современными умельцами от тайцзи – когда учитель водит руками, а десятки учеников кувыркаются в воздухе от этого – для меня представляется сомнительным. Но давайте подробнее.

Воздействие на оппонента криком

несомненно, может лишить его решительности, также может произойти непроизвольная дефекация сработать рефлекс, который может заставить оступиться человека и даже вынудить его упасть. Мнение мастеров из Джао Бао Чжэн Жуя и Тань Дацзфна скорее подтверждает сказанное:

«Раздаётся возглас «Ха», и стоящий напротив человек вдруг отлетает назад уже после того как раздастся крик. Этот удар наносится не силой духа, и в нём нет ничего мистического. Его секрет кроется в криках «Хэн» и «Ха»

Воздействие взглядом

тоже возможно. Это может быть как некая форма гипноза, так и устрашающий («ядовитый») взгляд. Устрашающий взгляд – вполне реальная техника, которая может «сломить» волю противника. Разве профессиональные боксёры не делают то же самое перед боем?

Давайте обратимся к произведениям тайцзи. Вот что сказано в переведённом недавно Малявиным трактате «Основы искусства эликсира в тайцзи» Ван Боцина:

«В схватке нужно прежде действовать духом. Не двигаясь, устреми взгляд на противника, чтобы поразить его дух и заставить его испугаться. Можно посредством ци поразить противника, не меняя позы: грозным видом лишить его мужества, вселить в его сердце страх»