Японский боевой дух (Часть Первая) Идея
Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать.
Ямамото
В наше время в мире боевых искусств, и не только, образ японского самурая является, практически эталоном воинского духа.
Более того именно самурайская система, так сказать, моральной подготовки воина, оказалась на данный момент, как наиболее полно разработанной, так и наиболее тщательно сохраненной. (Интересно но в данный момент именно самурайские руководства для воинов, являются самыми подробными и зафиксированными, так сказать на бумаге — кроме наверное К.Кастанеды и не приходит больше на ум где можно ознакомиться с, так сказать, «кодексом воина» — сколько нибудь реалистично и просто.)
Причем сохранились довольно серьезные труды по, вот этой самой, так сказать, «самурайской этике» — относительно древние, которые соответственно являются как бы составными элементами «самурайского воинского кодекса». (Соответственно с очень мотивирующими высказываниями.)
Кодекс Бусидо (Кодекс «Пути воина») — «кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.» — развивается как минимум с 12 века нашей эры.
Основные принципы и требования (сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана)
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
- Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.
Хагакурэ (яп. 葉隱 (葉隠) «Сокрытое в листве»), или Хагакурэ кикигаки (яп. 葉隠聞書 «Записи о сокрытом в листве»)
(это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо
(Дзётё Дзинъэмон Ямамото, 1659—1719), вассала Набэсима Мицусигэ , третьего правителя земель Хидзэн (в наши дни это часть префектур Сага и Нагасаки в Японии). Цурамото Тасиро выбрал эти комментарии из его личных бесед с Цунэтомо в период с 1709 по 1716 годы. Хагакурэ также известно как «Сборник Набэсима» или «Сборник Хагакурэ»; дошедший до нас вариант состоит из 11 книг.)Содержание сборника
- Книга Первая — Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть первая
- Книга Вторая — Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть вторая
- Книга Третья — Изречения и деяния Набэсима Наосигэ, Набэсима Кацусигэ, Набэсима Мицусигэ и Набэсима Цунасигэ
- Книга Четвертая — Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев
- Книга Шестая — Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев
- Книга Седьмая — Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев
- Книга Восьмая — Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев
- Книга Девятая — Традиции клана Набэсима, изречения и деяния его прославленных самураев
- Книга Десятая — Жизнь самураев других провинций
- Книга Одиннадцатая — Дополнение к предыдущим Книгам.
- Заключающее слово — Праздный вечерний разговор.
По всей видимости это вполне исчерпывающее руководство по «самурайской этике» — тоже с массой разнообразных коротких мотивирующих высказываний насчет «самурайского пути воина» — о том как следовать этому пути.
Основная идея проста и невероятно крута — Путь Самурая — это смерть. (В общем то все что нужно знать остальное все не более чем подробное описание этого «пути».)
- Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, — это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно.
- Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, — это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своем поприще.
- Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что ещё важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость.
- Путь Самурая — это понимание, что победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно — для этого достаточно умереть. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти.
- Если ты появился на свет в старинном самурайском роду, достаточно лишь глубоко задуматься над верностью предкам, презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину. Можно считать удачей, если ты, к тому же, наделен мудростью и талантами, и умеешь правильно воспользоваться ими.
- Правильно поступает тот, кто относится к миру, словно к сновидению. Когда тебе снится кошмар, ты просыпаешься и говоришь себе, что это был всего лишь сон. Говорят, что наш мир ничем не отличается от такого сна.
- Говорят, что каждый раз, когда обсуждение дел на заседании группы Оки Хёбу заканчивалось, он говорил: «Молодые люди должны настойчиво трудиться и воспитывать в себе смелость. Этого можно достичь, если стремиться к смелости всей душой. Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки будут отрублены, ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами прогрызешь шею десяти или пятнадцати врагам. Вот что такое смелость».
Четыре заповеди самураев господина Набэсима:
- Не позволяй другим превзойти себя на Пути Самурая
- Всегда будь полезен своему хозяину
- Помни сыновний долг перед родителями
- Проявляй великое сострадание и помогай людям
(Тоже вполне замечательные идеи)
И еще…
- Смелые люди былых времён часто были беспутными. Поскольку они были исполнены сил и отваги, по своему характеру они легко теряли самообладание и горячились. Когда я усомнился в этом и обратился с вопросом к Цунэтомо, он ответил: «Хотя люди прошлого были исполнены сил, вполне понятно, что по своей натуре они были грубы и часто выходили из себя. В наши дни не осталось людей, одержимых такой кипучей энергией, и поэтому беспутство проявляется редко. Поскольку таких людей больше нет, нравы улучшились. Однако всё это не имеет никакого отношения к воинской доблести. Хотя люди в наши дни не очень деятельны и поэтому более сговорчивы, это не означает, что они уступают людям прошлого в своем стремлении к смерти. Стремление к смерти не имеет ничего общего с энергичностью»
И по всей видимости все в таком духе.
Больше того с давних предавних пор и до наших дней существует и довольно серьезно разработанная система физической подготовки воинов-самураев под названием — Бугэй Дзюхаппан. (А что стоят их легендарные мечи катаны — которые которые по идее разрубают все что угодно — и которые по традиции изготавливались совершенно оригинальным способом — складыванием заготовки — из-за чего лезвие такого меча состояло из десятков и даже сотен слоев.)
Признаться я как-то давно уже пытался ознакомиться с этими «самурайскими принципами воина» — но практически сразу бросил. И вот почему — в самом начале мне сразу же попались довольно странные высказывания — которые я не смог воспринять сколько нибудь серьезно. Наподобие вот таких:
- Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что ещё важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость.
- Всегда будь полезен своему хозяину
- Если ты появился на свет в старинном самурайском роду, достаточно лишь глубоко задуматься над верностью предкам, презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину. Можно считать удачей, если ты, к тому же, наделен мудростью и талантами, и умеешь правильно воспользоваться ими.
Самое главное в жизни самурая оказывается — душой и телом служи своему господину! Хорошо наверное быть хозяином самурая! Абсолютный слуга.
Своеобразное оказывается очень отношение к жизни у этих гордых воинов-самураев.
И дальше читать не стал — все понятно.
(Очевидно что подобная система по идее направлена прежде всего на создание преданного и послушного слуги, а потом уже воина — и по всей видимости исключительно на защиту этого самого господина. Что например в корне отличается от идеи воина Карлоса Кастанеды :
- Смирение воина и смирение нищего — невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.
- Настроением воина, который входит в неизвестное, не является печаль. Напротив, он весел, потому что он чувствует смирение перед своей удачей, уверенность в том, что его дух неуязвим и превыше всего полное осознание своей эффективности. Радость воина исходит из его признания своей судьбы и из его правдивой оценки того, что лежит перед ним.
- Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми.
- Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим.
И именно это отношение и сыграло в двадцатом веке с японским народом довольно злую шутку — которая и показала истинную суть японского боевого духа.
P.S. Кстати довольно любопытная статья на Луркоморье про Самураев — для желающих раскрыть тему — более подробно. Очень забавно — причем чем интересно это самое Луркоморье — там в отличие от Википедии — можно найти совершенно неизвестные факты — которые по каким-то причинам являются неудобными в серьезных энциклопедиях)