Скромность-2

Время уклоняться, но как уклониться…

Борис Гребенщиков «Праздник урожая во дворце труда»

Интересно, но иногда так протупишь невероятно просто — там где знаешь все наизусть, что аж почувствуешь себя полным дебилом. И тем более если от тебя ничего не зависело. Вот как типа уважаемый мастер боевых искусств, поскользнулся на ровном месте и его из-за этого побили, например — поэтому важна скромность, чтобы сохранить гибкость и текучесть. Карлос Кастанеда почему, то вспомнился со своей идеей «контролируемой глупости»:

… — Мой смех – настоящий, — сказал дон Хуан. Впрочем, как и всё, что я делаю. Но он же – контролируемая глупость, поскольку безполезен. Он ничего не меняет, но тем не менее я смеюсь.

— Но, насколько я понимаю, дон Хуан, твой смех не безполезен. Он делает тебя счастливым.

— Нет. Я счастлив от того, что смотрю на вещи, делающие меня счастливыми, а потом уже глаза схватывают их забавные стороны, и я смеюсь. Я говорил тебе это много раз. Чтобы быть на высоте, всегда надо выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.

— Пожалуй, объяснения тут бесполезны. Это невозможно объяснить, — сказал он. — В твоей жизни есть важные вещи, которые имеют для тебя большое значение. Это относится и к большинству твоих действий. У меня — все иначе. Для меня больше нет ничего важного — ни вещей, ни событий, ни людей, ни явлений, ни действий — ничего. Но все-таки я продолжаю жить, потому что обладаю волей. Эта воля закалена всей моей жизнью и в результате стала целостной и совершенной. И теперь для меня не важно, имеет что-то значение или нет. Глупость моей жизни контролируется волей.

— Я уже говорил тебе, что наша судьба как людей – учиться, для добра или зла. Я научился видеть, и говорю, что нет ничего, что имело бы значение. Теперь – твоя очередь. Вполне вероятно, что в один прекрасный день ты научишься видеть, и тогда сам узнаешь, что имеет значение, а что – нет. Для меня нет ничего, имеющего значение, но для тебя, возможно, значительным будет всё. Сейчас ты должен понять: Человек Знания живёт действием, а не мыслью, о действии. Он выбирает путь сердца и следует по этому пути. Когда он смотрит, он радуется и смеётся; когда он видит, он знает. Он знает, что жизнь его закончится очень скоро; он знает, что он, как любой другой, не идёт никуда; он знает, что всё равнозначно. У него нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость – единственное, что может связывать его с ближними. Поэтому он действует, потеет и отдувается. И взглянув на него, любой увидит обычного человека, живущего так же, как все. Разница лишь в том, что глупость его жизни находится под контролем. Ничто не имеет особого значения, поэтому Человек Знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что всё это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, Человек Знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить, до этого ему нет никакого дела.

Но это все конечно сложно и слишком уж многозначно чтобы использовать в повседневной, практической деятельности. Вполне достаточно с одной стороны просто контролировать свою глупость — к чему то привыкаешь в повседневной деятельности — и делаешь ошибки. (Вот есть такая примета: «Знаю технику безопасности как свои три пальца» — потому что иногда накосячишь так что просто не до смеха. Поэтому свою глупость нужно контролировать постоянно — а для этого обыкновенная скромность и простота, думаю, самые подходящие качества. Потому что есть такие дела которые имеют особое значение и люди ради которых нужно действовать безошибочно — потому что их нельзя подвести и твои действия действительно важны, может быть и не для тебя, а для них — очень важны. И нельзя себе позволить просто выбрать поступок и совершить его — нужно делать лучшее и только так. Просто потому что эти люди тебе ничего не скажут — и даже не посмотрят косо, а обрадуются когда придешь домой. А так конечно быть воином в кастанедовском понимании — возможно то и хорошо, но это когда ты один. А так «контролируемая глупость», скромность и простота. Такому вот «контролю» нужно учиться — который «не для себя» тоже будет действовать.)