Техника Дзю-дзюцу (часть 1) — Техника поражающих ударов (атэ-ваза)

Обновлено: 11 января 2019, в 16:41

Rate this post

Истинное терпение — это такое терпение, когда терпеть не под силу.

Японская поговорка

Основные принципы:

Аннулировать атаку, чтобы освободиться от захвата, сильно ударив противника,— это первый, очень естественный и часто спасительный рефлекс. Многие школы дзю-дзюцу отводят атэми (атэ — удар, ми — тело) основное, но не исключительное место. Одна из самых известных своими техническими приемами школ — тендзин-синье-рю — рассматривает атэми как необходимый элемент, чтобы «подготовить почву» для проведения броска или для выведения противника из состояния равновесия.

В отличие от континентальных школ кэмпо, где очень много внимания уделялось ударной технике, в дзю-дзюцу удар рассматривался как вспомогательный элемент по отношению к броскам и болевым контролям.

Разнообразие ударов, используемых в дзю-дзюцу, достаточно блекло по сравнению с тем, что предлагает каратэ, которое сделало из атэми полное искусство, однако основные приемы — идентичны. Рисунки 1-12 иллюстрируют наиболее используемые атэми. Эти технические приемы выполняются согласно следующим принципам:

    • Сила атэми максимальна тогда, когда удар длится самый короткий промежуток времени и на самой низкой поверхности.
    • При ударе тело должно быть стабилизировано, центр тяжести опущен, ноги — в устойчивом положении на земле. В движении активное участие принимают бедра и живот (хара).
    • Чтобы покорить противника, необходимо добиться единства воли и действия.
    • В бою необходимо чередовать время концентрации силы и расслабления, что позволяет повысить эффективность, экономя свои силы и оставаясь совершенно свободным, чтобы быстро двигаться в другой позиции.
    • Необходимо иметь самообладание, чтобы в любой момент оставаться способным постоянно реагировать на всякое изменение ситуации.
    • На тренировках надо добиваться в движениях точности и скорости.
    • Зоны, на которые нацелены атэми, лучше всего ограничить «жизненно важными точками», которыми изобилует человеческое тело и нанесение удара в которые легко вызывает интенсивную боль, обморок и даже смерть. Поэтому на тренировках удары никогда не доводят до цели, останавливаясь в нескольких сантиметрах от намеченной точки, причем сила удара не уменьшается.

Виды ударов

Отскакивающий удар

В отличие от каратэ, где за счет всеобщего сжатия тела удар наносится в глубину на поражение, в дзю-дзюцу использование атэ-ваза в принципе более гибко. Это объясняется различием в целях использования данных действий. Если в каратэ-до целью удара является уничтожение противника, то в дзю-дзюцу это останавливающий или отвлекающий удар, после которого следует бросок или рычаг.

Удар, нарушающий равновесие

Данный тип ударов может быть эффективным только в определенных ситуациях, когда Тори не находится в устойчивой позиции. Таким образом нужно бить в тот момент, когда Тори еще в своей атаке не достиг последней стадии, или же сразу после уклона. Возможно нанесение ударов непосредственно во время уклона. Важным моментом является чувство времени и дистанции. Так мастера часто бьют в тот момент, когда противник только замахнулся и сместил вес тела на одну ногу, что практически всегда ведет к падению последнего. Таким образом мы вновь возвращаемся к принципу гибкости, то есть непротивопоставлению силы силе.

 

На рисунках показаны три варианта нанесения удара противнику в состоянии нарушенного равновесия.
А: Тори атакует прямым ударом кулака в верхний уровень. Укэ выполняет крестообразный блок вверх.
Первый вариант: После блока Укэ наносит контрудар «рукой-мечом» по сонной артерии Тори (1).
Второй вариант: После блока Укэ захватывает своей правой рукой руку нападающего в направлении его первоначального движения и сразу же наносит прямой удар ногой в живот или в область паха (2).
В: Тори атакует прямым ударом кулака в верхний уровень. Укэ за счет разворота кор-пуса уходит с линии атаки и захватывает бьющую руку своей рукой, после чего тянет атакующего вдоль линии его движения и наносит быстрый удар кулаком другой руки в солнечное сплетение.
На рисунках 13 и 14 показаны опережающие удары, выполненные во время замаха Тори, которые ведут к потере равновесия.
Рисунок 15 иллюстрирует атэми, нарушающее равновесие Тори вперед, после того как Укэ позволил ему провести атаку до конца. Он выполнил уклон и добавил к естественному нарушению равновесия Тори удар предплечьем в направлении его движения.
Дзю-дзюцу учит тому, что даже женщины способны одним пальцем повергнуть нападающего на землю, если будут знать, в какое место и в какой точно момент времени нужно ударить.

 

Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)