Техника Дзю-дзюцу (часть 2) Приемы Защиты (уке-ваза)

Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра.

Японская поговорка

Начало: Техника Дзю-дзюцу (часть 1) — Техника поражающих ударов (атэ-ваза)

Парирование

Это технические приемы, с помощью которых можно остановить атаку противника или отвести ее в сторону, принципы парирования одинаковы как для случая невооруженного нападения, так и для вооруженного. И в одном, и в другом случае приемы надо проводить непосредственно на конечность противника, а не на оружие. При проведении блокировки Укэ должен следить за многими требованиями:

    • Он должен учитывать эффект попадания удара на область, занимающую как можно меньшую площадь. То есть можно выполнить блок таким образом, чтобы своим резким и точно рассчитанным движением травмировать конечность атакующего.
    • Каждый раз, когда это возможно, следует блокировать таким образом, чтобы вызвать боль у противника в точке попадания. Тем самым можно добиться нарушения концентрации оппонента и нарушения его равновесия, а затем использовать создавшееся преимущество.
    • Следует использовать крепкие части своего тела против слабых зон тела противника. Часто блокируют внешней стороной предплечья или «рукой-мечом» и целятся на запястья или локоть противника.
    • Сразу же после выполнения блока необходимо восстановить свою энергию и умственный контроль для продолжения поединка.
    • Часто можно совмещать парирующее действие с уклоном, что дает преимущество в экономии силы, более надежную защиту и ставит нападающего в неловкое или невыгодное положение. А при борьбе с вооруженным противником такое совмещение является единственно правильной, тактикой.
    • Со временем, на более высоком уровне натренированности, можно практически ограничиться одними уклонами. Это освобождает ваши руки, что влияет на время, затраченное между защитой и контратакой.
    • Правильно выполненная защита ставит нападающего в невыгодное положение и должна открыть места на его теле для контратаки. То есть необходимо выполнить блок, адекватный нападению, и совершить его под таким углом, чтобы ваш оппонент просто физически был не в состоянии провести свою защиту против вашей контратаки (рис. 16, 17).

Уклоны

Эти технические действия являются высшей формой защиты (каваси-ваза). Более деликатные в исполнении, они требуют хладнокровия, верного глазомера, быстрой оценки дистанции, равновесия и умения перемещаться. Их преимущество в том, что они позволяют сэкономить силы и время для ответного удара или в случае, когда Тори, провалившись в пустоту, нарушает свое равновесие, позволяют быстро провести бросок или болевой рычаг на его конечность.
Сложность в выполнении уклонов заключается в том, что их необходимо выполнять только в последний момент атаки и кроме того Укэ должен все время оставаться на дистанции, которая позволяет сразу же перейти к своей контратаке.
Таким образом, ошибаются те, кто не видит разницы между уклоном и отступлением, так как отступление гарантирует вам, что по вам не «попадут», но абсолютно не гарантирует того, что вы сами сможете ответить. А это в свое время может привести к поражению.
Удачный уклон основывается на скорости исполнения и правильном перемещении (тай-сабаки).
Тай-сабаки позволяют завершить схватку тремя различными способами:
− ударить противника в момент, когда он ослаблен силой собственного движения;
− продолжать, с комбинированным действий рук и тела, вести противника по пути нейтрализации его атаки, чтобы, усиливая нарушение равновесия, отбросить его или поддерживать его в состоянии слабости;
− довольствоваться лишь тем, чтобы ускользнуть от атаки противника.

Отступление

Это не оригинальный технический прием, цель которого держаться вне оси атаки противника или убежать от его захвата.
Преимущество отступления мы можем рассматривать лишь с моральной стороны: Укэ не посягает на физическую целостность Тори.

Проблема отступления заключается в том, что нападающий, разъярясь, будет пытаться атаковать еще и еще, стараясь применять разнообразную технику.
Таким образом, отступление эффективно лишь при очень высоком техническом и духовном уровне Укэ. В этом случае это абсолютный идеал, так как он свидетельствует о «духовном покое», к которому стремятся все воинские искусства.

Техника броска (нагэ-ваза)

Во время боя движение тела Укэ, иногда скомбинированное с действием его рук, приводит к сильному броску Тори на землю. Энергия Укэ соединятся с энергией Тори и, увеличивая ее, провоцирует нарушение равновесия второго в пользу первого.
Следует различать две большие группы технических приемов.

Броски, основанные на принципе рычага.

На этом принципе основаны практически все приемы дзю-до, отобранные Дзигаро Кано из кито-рю (см. рисунки А и В в конце книги). Передача энергии в бросок осуществляется путем соединения трех действий:

  • Перемещение ступней и размещение ног позволяют установить рычаг, вокруг которого будет перемещаться сила, необходимая для выполнения броска;
  • Движение бедер и размещение центра тяжести создают силу вращения и точку равновесия, вокруг которой вращается тело Тори;
  • Движение руками, подтягивание или вытягивание, передающие энергию на верх тела Тори.

Согласно целесообразности и основному движению различают пять принципов выполнения приемов нагэ-ваза: броски, выполняемые за счет рук (тэ-ваза), бедра (коси ваза), ноги (аси-ваза). Последний раздел можно разбить еще на два пункта: броски вперед (ма-су-теми), броски вбок (йоко-сутеми).
Как только «рычаг» установлен, Тори уже приведен в положение нарушенного равновесия в заданном направлении (кузуси). Теперь для выполнения последней фазы (какэ) необходимо еще больше нарушить равновесие Тори изменением положения центра тяжести или ликвидацией последней точки опоры (подсекание ног или перебрасывание его тела через ногу).
Рисунки 18 и 19 иллюстрируют бросок через плечо (сеои-нагэ), примененный к высокой атаке. Укэ располагается внутри атаки, прижимая к себе руку Тори, которого он выводит из равновесия спереди, бросаясь к его ногам (рис. 19).
Чтобы опрокинуть оппонента на землю, будет достаточно продолжить свое движение, наклоняясь или преграждая своей ногой правую ногу Тори.

Броски, основанные на принципе сферы

Именно па этом принципе основаны технические приемы айкидо, отобранные Морихеем Уэсибой. Секрет техники, дающей преимущество над противником любых физических данных, кроется, прежде всего, в движении по окружности. При исполнении всех захватов, блоков и бросков руки, ноги и корпус следуют по дугообразной траектории, хотя порой и в разных направлениях. Более того, проекция движений в трех измерениях даст ярко выраженные контуры сферы или спирали. Вращательное движение позволяет «добавить» собственный вес к весу толкающего или перетягивающего на себя противника без боязни столкновения и лобового удара. За счет вращения достигается быстрый уход с линии атаки, при движении по прямой человек должен рано или поздно остановиться, чтобы двинуться вправо или влево, при круговом же движении такой переход осуществляется плавно. Наибо-лее типичен круговой поворот па одной полусогнутой йоге, при котором вторая нога описывает дугу, и руки, следуя за корпусом, как бы поглаживают поверхность большого шара. Варианты вращательных движений чрезвычайно разнообразны. На них же основаны падения и уходы переворотом.
Таким образом, в атэ-ваза сила, направленная по прямой, приводит к локализованному поражению тела противника (рис. А), тогда как сила, направленная согласно принципам сферы, приводит оппонента к потере равновесия (рис. В), после чего очень легко провести бросок за счет приложения болевого воздействия к конечности Тори.

Продолжение: Техника Дзю-дзюцу (часть 3) Приемы болевого контроля (катаме-ваза)

Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)