“Выкованные из чистой стали”

Смирение воина и смирение нищего – невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.

К. Кастанеда “Сказки о силе”

Внимание – в статье обсуждается ненормативная лексика.

Запомнилась почему то следующая фраза Венедикта Ерофеева:

Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы — по плевку. Чтоб по ней подыматься, надо быть жидовскою мордою без страха и упрека, надо быть п###асом, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я — не такой.

В. Ерофеев “Москва – Петушки”

До сих пор не мог понять причем тут п###асы. К сожалению Венедикт Ерофеев не стал объяснять что именно он имеет ввиду.

Многие слышали наверное как всякие несдержанные люди обзываются так друг на друга – зачастую, даже не зная друг друга. Как правило чтобы просто посильнее обидеть и принизить оппонента. (Подразумевая прямую трактовку этого слова – которая принята в обществе) И только в последнее время понял глубокий смысл этого, как оказалось даже не ругательства, а довольно жесткой характеристики этого слова. А то вижу некоторые обзываются, а сути совсем не понимают и со стороны получается довольно смешно.

Мягко выражаясь характеристика такая:

Это такой человек, который готов всячески угождать человеку от которого хоть как-то зависит, и будет требовать такого же отношения от хоть как-то зависящего от себя. Больше того будет издеваться всячески над этими людьми. (А уж если перенести все в сферу взаимоотношений между полами – тогда слово и приобретает свой глубинный смысл.)

Вот Карлос Кастанеда очень точно выразил отличие воина от п####аса – совершенно точное определение, вынесенное в цитату к статье, которую думаю что следует повторить еще раз:

Смирение воина и смирение нищего – невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.

К. Кастанеда “Сказки о силе”

И конечно же думаю что Карлос Кастанеда в первую очередь. имел ввиду людей “нищих духом”. И такой тип людей конечно очень распространен в первую очередь в сфере трудовых отношений – их там много таких. Приходилось видеть таких “подлизывальщиков”, которые получив хоть малейшую власть, принимались практически мгновенно принижать подчиненных. (Или у которых не получилось подняться – но суть очевидна.) Вот это и есть настоящие п###асы. И именно их и имел ввиду и Венедикт Ерофеев и Карлос Кастанеда, и если присмотреться многие и многие известные писатели, облекая просто этих людей в разные формы. И я в последнее время очень хорошо стал понимать, что имеется ввиду “оставаться Человеком” – великие писатели оказались правы.

И несколько примеров для понимания этого человеческого типа, которые просто врезались в память.

Первая история, очень известна в Интернете про “узбеков и хлеб” (наиболее яркая история но скорее всего она конечно вымышленная – хотя есть свидетельства очевидцев. Про людей и п####асов.)

Рассказ голландского журналиста Ремко Рейдинга про советских военнопленных узбекской национальности.

«Выставив их напоказ, фашисты провели их по главной улице до самого концлагеря. Они были слабые и маленькие, их ноги обернуты в старые тряпки. Некоторые из них едва держались, их поддерживали рядом идущие товарищи». Некоторые пленные жестами показывали нам, что очень голодны. Люди быстро принесли немного воды и хлеба для них, — вспоминает Брукхаузен. — Но нацисты выбивали все из наших рук»

«Возможно, некоторые из них — казахи, киргизы или башкиры, но большинство были узбеками»

«Первые три дня в лагере узбеков держали без еды, под открытым небом, за колючей проволокой, — рассказывает журналист. — Немецкая съемочная группа готовилась заснять момент, когда эти «варвары» начнут драться за еду. Такая сцена нужно была для пропаганды»

«Нацисты кидали буханку голодным узбекам. Но к их удивлению, те спокойно брали хлеб и делились между собой поровну. Фашисты были разочарованы»

«Узбекам выдавали по половине порции. Если кто-то пытался с ними делиться, то всех пленных оставляли без еды»

«Из них некоторые плакали, другие взяли друг друга за руки и смотрели в лицо смерти. Тех, кто пытался бежать, немецкие солдаты догоняли и расстреливали»,

— говорит Рейдинг, об этом ему рассказали свидетели: лагерные охранники и водители.

Это конечно крайняя форма – но истоки именно отсюда. И фашисты наглядно конечно показали всему миру к чему может привести, такое вот п####астическое отношение к себе и к людям.

И небольшая история которой я сам был свидетелем (много таких, но именно эта показалась мне наиболее выразительной для определения данного термина, если можно так, конечно выразиться.)

Знаю мужичка, он такой со всеми кто повыше, или посторонний такой уж общительный, такой вежливый и веселый – еще и толстячок, сердце у него все болит, и жалко его бывало – вроде хороший человек а сердцем вот мучается. И вот он стал начальником, а в подчинении у него стали водители, с которыми он работал всю жизнь. И вот он стал над ними начальник. И я знаю у одного из водителей буквально на днях – сын повесился. И как раз при мне этот водитель и звонит этому человеку – попросить несколько выходных еще. А тот как начал на него кричать, что мол, нечего и тому подобное…Так и не дал ему выходных дней.

После этого случая больше никакой жалости и сочувствия не испытываю когда он жалуется что у него опять сердце прихватило. Как что-то оборвалось внутри. Думаешь только – “Ах ты п####ас то какой” – и понимаешь, какое точное все-таки это слово.

(Падлюка или даже сволочь (слово которые по сути ближе всего) можно было бы использовать – но падлюка может и не способен быть к “подлизыванию” как п####ас. Ну и женщин конечно тоже с этой характеристикой полно – поэтому все таки немного не полностью получается слово объясняет суть подобного типа людей)

И при этом, не стоит путать п####асов с типом людей, тоже характеризующихся околоматерным словом – м#даки. Тоже неприятный довольно типаж, но немного про другое – вполне можно встретить м#дака, даже и с задатками чувства собственного достоинства – который подобным образом, никогда не будет поступать.

При этом очень востребованный, по всей видимости на рынке труда типаж, что работники, что начальники из п####асов получаются – на радость любому работодателю. (Хотя ему может так и казаться – потому что он на вершине пирамиды, а не внизу.)

Уже как-то пытался осмыслить этих людей в следующих статьях:
Две цитаты — для настоящих карьеристов
Определенный сорт людей

Подробнее про м#даков см в следующих статьях:
Книга «Не работайте с м#даками»
Концепция отношения к м#дакам
Не будь м#даком !

Подробнее про сволочей:
Сволочь
Сволочь-2 или «Они просто, так живут»

Поэтому – уважаемые читатели, не следует использовать подобные слова в быту, без понимания их глубинного смысла. А только лишь в качестве помощи для краткой характеристики определенного типа людей. Чтобы вдруг сильно не ошибиться в человеке, а потом не раскаиваться, каким же был простым и наивным человеком.

Ну и конечно про “выкованные из чистой стали” – Венедикт Ерофеев немного преувеличил для красоты слога – для “чистой стали” считаю что все-таки нужны принципы, а какие принципы могут быть у п####асов. И смелость там тоже особенного свойства – ярко выраженная только в одном случае – против человека беспомощного и зависимого, в других случаях все сразу блекнет и меняется просто невообразимым образом, поэтому и называются – п####асы.

Про “жидовскую морду” не понял – может быть конечно, понимание и этой “глубокой фразы” еще впереди.

Про все типы людей которые обычно можно увидеть только в реальной жизни, в рубрике – СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ