Боевая музыка (Часть 4) «Слава Богу, что мы казаки!»

Мужик врага ждет, казак врага ищет.

Береженого Бог бережет, а казака сабля.

Умер казак тай и ляжит, тай некому затужить.

Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому подоли.

С панами и свиньями не знайся.

Прежде не хвались, а Богу помолись.

Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.

Хочешь спокою, готуйся до бою

Казачьи пословицы и поговорки

Интересно, но наиболее разработанной «боевая музыка»,  оказалась у казачества — причем, как можно заметить, по всей видимости казачья воинская культура, просто-таки с жадностью, впитывала в себя лучшие боевые мелодии народов с которыми им приходилось встречаться.

Начнем с древнейших мелодий — «Братина Шамиля» — как можно заметить исполняется просто людьми — без всяких инструментов. «Ойся ты ойся, ты меня не бойся!»

Вот еще древняя мелодия — но добавился барабан — и мотивы Лезгинки — казакам понравился по всей видимости ее боевой ритм — и без всякого смущения — Лезгинка теперь такая же народная казачья музыка как и народов Кавказа. Люди явно понимали толк в «боевой музыке» — беря на вооружение ее лучшие образцы.

И танец-песня «Снежочки» — лихо.

Казачий пляс — все зависит от области где живут казаки — с русскими — танцы похожи больше на русские народные. Но казачий задор соответственно сохраняется независимо от местности. (Причем можно по одежде различить какого казак войска)

Знаменитый гопак — старый козацкий танец.

Классическое исполнение — практически балет.

И попроще — для кино. Но все равно довольно впечатляющие — и те же казачьи или казацкие мотивы.

Но самыми крутыми являются на мой взгляд казачьи песни — они настолько душевные и живые, что по сути уже и вышли за рамки непосредственно казачьей военной среды — став народными песнями.

В этих песнях очень высокий, можно даже сказать философский уровень восприятия себя и жизни — в казачьих песнях, я имею ввиду песни которые пели казаки по всей видимости в свободное время, на привалах — это всегда чувство присутствия рядом смерти, вот этой какой-то обреченности, понимания своей судьбы. Очень глубоко. Казак должен знать — через поколения смерть всегда рядом — бойся ее или нет — песни просто таки насыщены эти чувством, этой своеобразной бодростью что-ли и бесшабашностью. Очень запоминающиеся очень классные песни — сочиняли просто гении — это какое-то другое восприятие жизни. В этих казачьих песнях.

«Не для меня»

И еще исполнение «Не для меня» — на мой взгляд — более задушевно — хотя и проще.

Вот класснейшая казачья песня «Ой да не вечер» — «А есаул догадлив был, он сумел сон мой разгадать» — ну разве не супер.

«Любо братцы, любо!» — причем, интересно, чем проще певцы тем лучше получается — такая вот особенность казачьих песен. Народные потому что.

Вот Кубанский Казачий Хор — исполняет «Любо братцы, любо»

А вот попроще «Бабкины внуки» — на мой взгляд намного задушевней. Сели вечером, кони пасутся рядом — и петь, причем каждый знает -«а вторая пуля в сердце ранила меня» — вполне может быть завтра. И «жинка погорюет»

Кубанский казачий хор «Там шли два брата» — классная военная песня, которую перепевали даже и в Великую Отечественную.

«Куда летишь кукушечка» — запевная, невольно задаешь вопросом зачем казаки все таки пели все эти песни.

«Черный Ворон»

И еще «Черный Ворон» — и опять та обреченность к смерти.

И еще «Черный Ворон» — интересно казачьи песни сделаны настолько круто, что сохраняют сами себя — через века — и без сомнения — и дальше пойдут. Настоящие песни.

Более современные казачьи песни — тоже

И сейчас актуально — все понятно — что еще споешь — только дедовские песни. Хорошо что сохранили.

А вот интересный, такое сочетание танцевальных ритмов и и вот этого казачьего лихого бесшабашества — это сплав, танца и этой обреченной к смерти песни.

«Казачья лезгинка» «Орайда- райда -орайда» Лихо. Через века.

Может так было — под распевы «Орайда- райда — орайда». Как бы сейчас сказали — активная медитация. Но, что то нашим еще далеко до такого.

Или вот «Мациевский генерал» — тот же дух- такое боевое восприятие — причем, это не то что, что-то надуманное — это так сказать из недр казачества — выражение воинского духа. Может боевой дух — такой? Веселый и лихой? Люди с таким духом вполне успешно воевали — причем шашками и штыками.

«Вы казачки, казачки» — начинается песня,и постепенно переходит в танец — и опять из инструментов только барабан. И то не всегда.

А вот вроде как и Казачий Марш — вполне можно маршировать, что-то такое дисциплинирующее, хотя опять же слова, как бы в насмешку, не соответствуют ритму. «Запевай!!!» опять без инструментов — такая строевая песня.

В принципе есть «Запорожский марш», который довольно широко используется на Украине, а в аранжировке для военного оркестра является одним из основных маршей Вооруженных Сил Украины — но это все же на народное, так сказать, произведение — его создал исполнитель украинских народных песен Евгений Адамцевич — но по всей видимости он очень насыщен старинными казацкими мотивами — что так пришелся украинцам по душе — и они его признали своим.

И вот всей сцене боя в фильме «Вогнем і мечем» придает такую лихость и бесшабашность. Казаки что сказать.

Такое вот боевое творчество. Заслушаться можно.

Орайда..

P.S. А вот любопытно по всей видимости современная переделка под казачью, песни «Там вдали за рекой» — сразу на слух можно отличить — не казачья. И так на самом деле и есть. Не казачья. Жалостливая какая-то. «Комсомольское сердце пробито.» Лихости нету, обреченности той самой казачьей нету.

Оригинал. Нет не казаки.