Техника Дзю-дзюцу (часть 3) Приемы болевого контроля (катаме-ваза)

Нет врага опаснее дурака

Японская поговорка

Начало: Техника Дзю-дзюцу (часть 2) Приемы Защиты (уке-ваза)

Существует пять основных способов удержания Тори под полным контролем, лишая его возможности возобновить наступательные действия:− контроль в положении стоя (тати-ваза), когда Тори продолжает стоять или вынужден упасть из-за сильного болевого воздействия;
− контроль в позиции на земле (нэ-ваза), когда Тори, будучи в положении лежа, опять-таки теряет всякую подвижность.

Удушение (симэ-ваза)

• удушение спереди (дзюдзи-дзимэ)

Тори находится в положении лежа на спине. Укэ сидит на нем сверху и проводит удушение накрест, при этом его предплечья находятся в тесном контакте с шеей оппонента (рис. 20). Для правильного выполнения этого приема необходимо продвинуть кисти рук далеко за шею, захватывая два конца воротника, затем, сжимая кулаки, по
дать руки вперед, при этом сильно раздвинув локти. За счет этого внешние части предплечий Укэ сдавливают сонные артерии Тори.

• удушение со спины (хадака-дзимэ)

После уклона Укэ заходит за спину Тори и внутренней стороной предплечья захватывает его за горло. Эффект удушения достигается блокированием шеи противника с помощью левого предплечья, которое располагается за головой. Левая рука толкает затылок противника вперед, в то время как правая рука блокируется в сгибе левого локтя (рис. 22). Чтобы ослабить действие этих «тисков», Тори вынужден отклониться назад.

Иммобилизация (осаэ-ваза)

Этой техникой можно воспользоваться, когда Укэ увлечен в падение Тори. Речь идет о том, чтобы продержать противника в этом положении, не оставляя ему времени прийти в себя. Существует большое количество приемов, однако здесь мы покажем только базовую форму хон-кеса-га-тамэ (рис. 21).
Укэ прижимается к боку Тори и поддерживает его тройным комбинированным движением: давлением раздвинутых на земле йог, переносом веса тела на правый локоть, который сжимает голову Тори, и блокировкой его левой руки своей левой рукой.
Из этого положения можно перейти к удушению или болевому приему.
Дзюдоисты хорошо знакомы с работой на земле, основные формы работы на которой были сгруппированы в катаме-но-ката, происходящей из древней школы такеноути-рю.
Болевые воздействия на суставы (кансетсу-ваза)
К этим техническим приемам прибегают тогда, когда хотят воспользоваться уязвимостью естественно слабых суставов противника. Боль, спровоцированная минимальным приложением силы, заставит Тори согнуться в направлении, нужном Укэ. Последний может или удерживать его в подчиненном положении, или выполнить бросок.
Болевой эффект может быть достигнут на трех уровнях:
− уровень локтя (хидзи-ваза);
− уровень запястья (тэкуби-ваза);
− уровень локтя и запястья одновременно.
Существует большое разнообразие технических приемов кансетсу-ваза, хорошо известных в школах айки-дзюцу. Известны три основные группы движений:

  • Выворачивание предплечья (котэ-гаеси). Создается и используется за счет нарушения равновесия противника назад (рис. 23), толканием его руки к внешней стороне назад и вниз.
  • Выкручивание предплечья на уровне запястья (котэ-хинери) и на уровне локтя (удэ-хисиги). Создается или используется нарушение равновесия противника вперед (рис. 24) при толкании его руки к внутренней стороне вперед и вниз. Угроза вывиха может возникать либо на уровне локтя, либо на уровне запястья. Хотя этот эффект можно произвести на двух уровнях одновременно. В эту категорию входят технические приемы удэ-осае, коте-маваси, тэкуби-осае, хидзи-дзимэ, ваки-гатами.
  • Выкручивание согнутой руки, поднятого локтя с двойным ключом на локоть и запястье (рис. 73).

Рисунок 25 иллюстрирует способ болезненного захвата протянутых пальцев противника. Этот тип «ключа» часто встречается в дзю-до в дзю-но-ката.

Второй рукой можно усилить захват и выкручивание руки оппонента. Предплечье выкручивается вдоль вертикальной оси, локоть сильно поднят. В дзю-дзюцу бой часто начинают с атаки на слабые точки суставов запястья, чтобы сделать более эффективными захваты и болевые приемы, проведенные сразу же после этого на локоть.

Рисунки 26-29 иллюстрируют технику сихо-нагэ. Когда Тори наносит удар правым кулаком, Укэ делает блок внешней стороной своей левой руки. При этом он совершает уклон, одновременно готовясь совершить захват своей правой рукой (рис. 26). Две его руки захватывают запястье Тори (рис. 27), затем, поднимая руки над головой, Укэ выполняет поворот (рис. 28). Продолжая поворот, Укэ становится в позицию, при которой происходит болевое воздействие сразу на локоть и кисть Тори (рис. 29). Продолжая давление вниз, можно выполнить бросок.

Теперь рассмотрим выкручивание руки. Как только Тори захватил правой рукой одежду Укэ, последний поворачивается вправо, захватывает своей правой рукой кисть оппонента, а левой рукой наносит отвлекающий атэми в корпус (рис. 30). Далее Укэ опускает руку Тори перед собой, при этом выкручивая его руку в кисти и толкая локоть ребром руки вниз (рис. 31). При этом возникает болевой эффект одновременно в кисти и в локте.
На рисунке 32 представлен более быстрый, но более опасный способ для локтя Тори. Левый кулак бьет по суставу, в то время как правая рука поднимает запястье. Таким образом, эффект рычага приобретает большую силу. Удар можно наносить левым локтем, коленом или всем телом, придавливая руку вниз.
Существуют также «ключи» для плеча и пальцев (примеры показаны на следующих страницах). Здесь мы рассмотрим основные формы рекохо — приемов удержания, цель которых не отбросить, а зафиксировать руку Тори в безжалостных «тисках». На тренировках при выполнении этих технических приемов должна соблюдаться еще большая осторожность, чем для других приемов кансетсу-ваза.
На рисунках 33, 35 и 36 показано воздействие на руку Тори при заходе с внутренней стороны. Эту же технику можно выполнять после захода на противника с внешней стороны. Эти приемы являются прекрасным способом заставить Тори выпустить оружие.
На рисунке 34 изображено выворачивание руки за спину с толканием правой рукой локтя и сильным поднятием запястья левой рукой. Когда Тори сопротивляется еще не полностью доведенному «ключу», Укэ должен, не колеблясь, быстро ослабить свое движение и перейти на другой прием, например ударить своей ногой по ноге противника и тем самым вступить в состязание сил.

Выкручивание или блокирование руки, выворачивание и усиление сгиба запястья или локтя являются техническими приемами, применяемыми как для освобождения от захвата, так и для контролирования противника.
На рисунках 37-73 показаны основные ключи, основанные на тщательном изучении степени выносливости суставов рук.

Болезненные надавливания (кюсо)

Кюсо — это другой способ заставить Тори согнуться по желанию Укэ или заставить его отпустить захват. Речь идет о том, чтобы раздавливать, щипать или нажатием пальцев оказывать эффект «буравчика» на некоторые жизненно важные точки, нервные сплетения, мышцы, сухожилия и т.д. Производимый эффект — мгновенен: из-за сильной боли противник ослабляет свое давление и смещает центр тяжести, что позволяет Укэ завершить свою контратаку (рис. 74).

* * *

Дзю-дзюцу предлагает множество способов ответного удара, но Укэ должен сам сделать свой выбор, руководствуясь тремя константами:
− целесообразность,
− наилучшая эффективность,
− решительность.
Не пытаясь бесполезно усложнять свой ответный удар, он должен быть готов в любой момент перейти от одной техники к другой. Лучшая эффективность часто достигается ра-зумным использованием комбинаций (рэнзоку-ваза) технических приемов, изложенных на предыдущих страницах.

Продолжение: Техника Дзю-дзюцу (часть 4) Техника работы в стойке (тати-ваза)

Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)