Подвиги силы основателя Киокушинкай Каратэ — Масутацу Оямы (часть 3) — Бои с быками

Обновлено: 24 декабря 2019, в 08:34

Картинки по запросу Masutatsu Oyama bullfight

Самый скорый метод в достижении смелости – это следовать выбранному пути и быть готовым лишиться жизни ради справедливости.

Масутацу Ояма

Чем удивителен и необычен Масутацу Ояма в мире боевых искусств — это наличие у него таки неудержимого желания максимально популяризировать созданное им оригинальное боевое искусство — Киокушинкай Каратэ. И можно уверенно сказать — Масутацу Ояма сделал для этого все. Еще более интересно что Масутацу Ояма по всей видимости создал свою, оригинальную и невиданную еще стратегию продвижения и популяризации Киокушинкай. Которой четко придерживался. А состояла эта стратегия в повторении и современной интерпретации подвигов и достижений древних мастеров боевых искусств. И затем максимального доведения этих своих подвигов, до широкой публики. То есть Масутацу Ояма сделал просто удивительную вещь — своими, назовем их, «подвигами силы», он сам, в современном мире создавал из себя легенду боевых искусств. В реальности повторяя канонические подвиги древних мастеров.

Предполагая что для Японии это был бы идеальный вызов, Масутацу Ояма не ошибся и смог очень успешно популяризировать свое боевое искусство. Если представить, такую необычайную для любителей боевых искусств Японии, и затем и всего мира ситуацию — появляется вдруг «настоящий мастер» который начинает удивительные вещи, которые ранее люди читали только в жизнеописаниях мастеров каратэ. И это привлекает людей — маркетинговая стратегия Масутацу Оямы работает и наверняка начинает приносить ему все новых и новых последователей и учеников, а с ними и деньги.

Для первого своего «подвига силы», выбрал отшельнические тренировки в горах, повторяющие подвиг древних бойцов ямабуси, которые удалялись в горы для упорных тренировок (см. статью — Подвиги силы основателя Киокушинкай Каратэ — Масутацу Оямы (часть 1) Отшельничество на горе Киёдзуми).

Вторым же своим «подвигом силы» Масутацу Ояма решает воспроизвести один из излюбленных окинавских «подвигов», которые к тому времени уже канули в прошлое. Это знаменитые боя с быками, которые были частым зрелищем на окинавских народных праздниках, начиная с ХVII в. В этих боях-зрелищах участвовали и Сакугава, и Мацумура Сокон, причем именно Сакугава начал отрубать быку рога ударом ребра ладони и даже заваливал его, вонзив иглу в ноздри животному. То, что это была часть народного зрелища уже забылось, зато среди каратистов ходили легенды о таких подвигах. И Ояма решает повторить именно эту окинавскую легенду.

“За всю свою жизнь я дрался и победил 52 быков. Трое из них скончались мгновенно, 48 быкам я сломал рога.”
Масутацу Ояма

При этом Масутацу Ояма основательно подготовился к боям с быками и предварительно тщательно изучил изучил повадки быков и нашел у них наиболее уязвимые места. Для этого в 1949 году он  даже снимает небольшой домик неподалеку от городской бойни и течение семи месяцев внимательно наблюдает за ремеслом забойщиков скота.

“В 1949 г. с целью изучения приемов отламывания бычьих рогов Ояма в течение 7 месяцев жил поблизости от скотобойни и за это время сломал рога у 50 быков…” (Из книги Оямы “Каратэ для начинающих”)

Наконец, тактика боя с быком разработана, а точнее воссоздана, поскольку уже существовала когда-то среди окинавских мастеров и с этой точки зрения вряд ли могла считаться «революционной». Выяснилось, что наиболее подходящими являются всего два: прямой удар кулаком (цуки) в лоб, между глаз, а также круговой удар нижней частью ребра ладони (сюто-ути) в основание бычьих рогов.

Вот как описывает свои тренировки по подготовке к бою с быками сам Масутацу Ояма:

«Когда я пошел на скотобойню и изложил там свой план, тамошние работники заинтересовались и решили дать мне попробовать, привязав одного из быков. Я изо всех сил ударил его, но бык почему-то не умер… Обычно быка бьют молотом по лбу над переносицей. Я сделал то же ударом сюто, но бык на бок не упал. С глухим мычанием он посунулся вперед. Если бы я столкнулся с ним лоб в лоб, то не смог бы оказать никакого сопротивления, поэтому, нанеся удар, я был вынужден сразу же отскочить назад.

Между тем, от моего удара у быка из носа и рта хлынула кровь, но вместо того чтобы упасть, он страшно разьярился. Нанести удар во второй раз я уже не смог. А если бы и ударил, то мне было бы крайне сложно нанести смертельную рану быку, так как существовала возможность наткнуться на рога.

После того, как работники скотобойни убили быка, они показали мне его голову. Если человеку сделать трещину в черепе, то он умрет от кровоизлияния в мозг, но бык просто тупой, у него мутится в голове, и он начинает буйствовать, а подыхать и не думает… Поэтому его надо ударить так, чтобы в голове образовалась вмятина.

Даже если бы и не было такого провала, я бы все равно каждый день колол кирпичи и черепицу. Так как я только этим и занимался,то местные жители стали обращаться со мной как с сумашедшим… Если найдется человек, который сможет убить быка, я бы хотел попробовать с ним сразиться.»

Кроме того Масутацу Ояма выработал и основные параметры физической формы которые должны быть у бойца для успешного боя с быком:

“Чтобы победить в поединке с быком, боец должен:
— пробегать стометровку за 10 секунд
— весить более 75 кг.
— отжиматься без перерыва 1000 раз
— разбивать ударом шуто 25-30 черепиц
— поднимать вес 150 кг
Боец должен быть быстрее, чем бык, затем важна сила. Эти требования абсолютны”.

Теперь можно выходить на бой с животным.

В 1950 году Масутацу Ояма впервые сразился с быком на глазах у зрителей. После удара кулаком в лоб животное осело на землю, но не упало на бок. Понадобился еще и удар ребром ладони, который сбил быку рог.

Следующий поединок с быком был снят на кинопленку студией Сётику Моушн Пикчерс.

Масутацу Ояма впоследствии вспоминал о создании этого фильма следующее:

«Это было интересное предложение, которого я уже давно ждал. В случае успеха фильма я намеревался сразиться потом с медведем и с тигром. Тем самым я надеялся вызвать еще больший интерес людей к каратэ. Но хотя фильм в самом деле имел успех, продолжения не последовало. Оказалось, что медведь и тигр стоят слишком дорого, к тому же посыпались протесты со стороны общества охраны животных…

Я намеревался сразу схватить быка за рога, повалить его на землю и сбить ему один рог, прежде чем он снова встанет на ноги. Но этот бык весил не меньше чем 600 кг, он был сильный, и мне не удалось повалить его в первую же минуту. А еще через минуту я ощутил нечто страшное: бык ударил меня своим рогом. Брызнула кровь. Все померкло вокруг меня — и небо, и солнце, и сверкающий песок… И в этот момент из глубины моего естества хлынула чудодейственная сила. Через мгновение я забыл о своей боли и слабости. В сияющем неземном свете я отчетливо увидел, как огромная черная масса падает передо мной, унося с собой мою смерть. Я захватил быка одной рукой за шею и пригнул его к земле. Затем четыре раза подряд ударил ребром ладони другой руки по рогам, один раз по одному и три раза по другому. Но тщетно. Тогда я понял, что надо к моей силе прибавить силу быка, ударить его на встречном движении, когда он будет вставать с земли. Я ослабил захват и ударил в момент подъема. Рог наконец сломался, и я показал его публике».

Тот самый знаменитый фильм студии Сётику Моушн Пикчерс о бое Масутацу Оямы с быком.

Публично проведенные Масутацу Оямой бои с быками:

1. 1953г. январь, побережье Явата (Татэяма)
“С самого начала схватки Ояма захватил бычьи рога и попытался свалить животное, но сделать это ему не удалось. Также не получилось у него и сломать рог в стойке. в один из моментов быку удалось зацепить его рогами в живот, но это не помешало Ояме провести бой до конца, свалить быка на землю и отрубить рог одним ударом сюто-ути…”

2. 1953г. Бой с быком на стадионе в Чикаго

Достоверной информации по этому бою к сожалению нет.

3. 1954г. 14 января, побережье Явата (Татэяма)

“Первоначально Ояма хотел попробовать сразу сбить быка с ног ударом гэдан маваси гэри по ногам, но потом отказался от такого варианта. Схватив быка одой рукой за рог, а другой за морду, Ояма скручивает голову быка по часовой стрелке. Бык не выдерживает и валится на землю…

4. 1954г. 7 ноября, Тиба
“Можно ли отломать рог у быка, пусть даже поваленного, когда документально зафиксированно, что это невозможно сделать даже большим молотом весом более 5,5 кг, интересно уже само по себе, похоже что и обладатель 6-го дана каратэ Ояма был уверен в своих силах лишь на 70%…» (Газета ”“Майнити симбун”)

5 . 1956г. 11 ноября, Токио

“Резко развернувшись Ояма двумя руками хватает огромного быка за рога и, напрягая все силы, закручивает ему голову. Бык упорствует и пытается вырваться, но Ояма, чуть отпустив быка, последним мощным усилием скручивает ему шею. Тогда бык не выдерживает и грохается на землю. Ояма прижимает его с такой силой, что у него едва голова не отлетает, и даже такой огромный бык совершенно не может пошевелиться…

6. 1957г. июль, Мехико (Мексика)
“Ояма несколько раз нанес сюто-учи по бычьему рогу, но тщетно — попытка сломать его не удалась. Тогда он попытался пригнуть быка вниз за голову, но допустил ошибку. Вместо того чтобы упасть вперед, куда его тянул Ояма, бык, потеряв равновесие, резко повернул вбок и подмял Ояму под себя. Послышался хруст коленного сустава…”

Такой вот у Масутацу Оямы был уровень популяризации Киокушинкай Каратэ. (Некоторые считают что Масутацу Ояма перед схваткой подпиливал рога у быков, но это очевидная неправда — обычный человек если даже совсем отпилит у быка рога, сомневаюсь что после этого сможет этого быка убить. Рога в бою с быком не самый решающий фактор.

Но вот как и в предыдущей статье, я так и не смог найти ответа на вопрос — откуда Масутацу Ояма брал все-таки деньги. Где работал и чем он все-таки занимался. Вот например — поехал, снял домик у скотобойни. И ходит каждый день смотрит как быков убивают, или сам убивает — изучает как их убивать — семь месяцев. Может пенсию военную получал, и мог себе позволить не работать, или богатые родственники были. Или может наследство оставили. Такой был видимо не очень большой любитель работать на работе. Или может что-то не дорассказывают о Масутацу Ояме. Деньги ведь все равно ключевой момент в жизни каждого человека, а у взрослого человека еще и дело какое-то должно быть, а Масутацу Ояма несколько необычный такой был видимо человек. Захотел на полтора года в отшельники пошел, потом на семь месяцев поселился учиться быков убивать. Это же вот кому в голову придет — учиться ударами быков убивать. Научился убивать и решил с этим шоу по миру ездить людям показывать, как быков убивают голыми руками. А вдруг людям не понравится и шоу «не зайдет» — как видимо и случилось в ситуации с Масутацу Оямой. За пять лет всего шесть проведенных боев с быками. И то видимо ходили смотреть любители острых ощущений, а вовсе не любители техники каратэ. Тоже на быках видимо не удалось заработать. И тоже ведь и по миру ездил со своими боями с быками. Это же надо — поехать в Чикаго, с показом боев с быками. На стадионе бой проводился — это же кто-то организовывал все. Что-то много непонятного и загадочного есть в биографии Масутацу Оямы.

При этом при желании можно найти и совершенно противоположные воспоминания и мнения о боях Масутацу Оямы с быками. Вот например что вспоминает Йон Блюминг о поединке Мас Оямы с быками:

“…Забудьте, что наболтал этот засранец, и послушайте, как все было на самом деле. Ояма был сильным мужчиной, и он действительно считал, что смог бы сразиться с быком.

Итак, бой решили провести в городе Татэяма в 1952.

Однако БЫК был не быком, а ВОЛОМ, что отнюдь не то же самое. Этот вол был толстым, вялым и старым, к тому же он любил людей, потому что они кормили его и заботились о нем все эти годы. У животного не было абсолютно никакого желания драться. Все, что можно увидеть на пленке, заснятой в тот день, — это какая-то глупая борьба, совершенно бесполезная, если вы хотите убить быка.

Затем Ояма поднял вола для удара в рог , при этом он точно знал за какой именно рог хвататься, потому что, как рассказал мне Куросаки в 1995 в Голландии, другой рог Ояма рано утром на всякий случай подбил молотком. Рог отвалился и бой закончился. Животное на самом деле было убито позже на скотобойне. Это был ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ раз, когда Ояма дрался с так называемым быком.

Когда в 1959г. Ояма показал мне и Биллу этот фильм, я был поражен, как фальшиво все это выглядело, и я посоветовал ему не давать смотреть пленку никому из иностранцев, иначе они его засмеют.

Я не слышал, чтобы он после этого показывал кому бы то ни было фильм в деталях, однако коротенькие отрывки из него можно увидеть в фильмах, рассказывающих о жизни Оямы.

Можно ли хоть секунду сомневаться, что если бы Ояма действительно убил остальных 46 БЫКОВ, то всех бы до смерти замучили фильмами об этих боях, а его самого ученики превозносили бы до небес.

Я сказал Ояме, что если он действительно хочет создать себе славу, убивая быков, то пусть отправляется в Испанию и сразится с одним из тех небольших бычков, которые весят меньше чем половина вола, но зато немножко поживее его. Ояма ответил, что он еще не совсем свихнулся.”

Но факт остается фактом — Киокушинкай Каратэ Масутацу Оямы известно и практикуется во всем мире.

см. так же:

Подвиги силы основателя Киокушинкай Каратэ — Масутацу Оямы (часть 1) Отшельничество на горе Киёдзуми

Подвиги силы основателя Киокушинкай Каратэ — Масутацу Оямы (часть 2) Зимние и летние тренировки Масутацу Оямы

Художественный фильм о Масутацу Ояме — Fighter In the Wind / Боец на ветру