Маятниковый стиль русского рукопашного боя

Маятник» Путилина | | Все о Боевых Искусствах

В основе лежит принцип «маятника», или, что вернее, «вечного движения».

Семинар С.Н. Путилина по русскому маятниковому стилю.

Интервью о «Маятнике Путилина»

Пистолетчик Аркадия Скачкова

Аркадий Скачков — автор книг «Самоучитель пистолетчика по бесприцельной, инстинктивной, динамической стрельбе в защитном движении» и «Искусство первого выстрела». Председатель стрелкового клуба «Пистолетчик» (Санкт-Петербург). Разработчик тренажеров и программ для обучения стрельбе в стрессовых состояниях. Редактор раздела самообороны журнала «Ружье». Автор более двухсот публикаций в десятке российских и иностранных оружейных журналов. Судья международных соревнований служб безопасности и охранных предприятий. Судья международной конфедерации практической стрельбы.

Начал обучаться стрельбе в 1995-ом году в Санкт-Петербурге. С 1998 года, в течении 5-ти лет обучался в США у разных инструкторов. В 2003-ем году вернулся в Россию, где продолжал обучать навыкам стрельбы по методике: «Тренинги Контр Нападений (ТРЕН)». Занимался у С.Н. Путилина (г. Липецк).

Судя по объявлению на его сайте, ученики получают следующие навыки:

— быстрое извлечение оружия из кобуры,

— производство мгновенного выстрела,

— стрельба в движении,

— скрытый выхват,

— защита от вооруженного и невооруженного нападения,

— стрельба с проносом,

— двухплоскостная стрельба

— интуитивная стрельба

— и многие другие.

Но приступим:

— Что такое маятник, что он дает?

— Маятник — это система, которую я впервые увидел в реальности, когда познакомился в Липецке с С.Н. Путилиным. Больше никого, кто бы меня так потряс не в кино а в жизни своими навыками я не видел и выходят они далеко за рамки рукопашного боя. Маятник — это на первый взгляд просто система упражнений, чем-то напоминающих качание из стороны в сторону с обязательным держанием натяжки и ритма. Вы их делаете и наблюдаете, как месяц за месяцем что-то в вас меняется. Потом вы добавляете еще и еще приемы, но скорость их выполнения и сила растет. В узко боевом смысле, маятник это система позволяющая наращивать скорость и силу.

— С помощью чего?

— Обращали ли вы внимание, что когда замечаешь что-либо периферическим зрением, то реагируешь на это быстрее, чем когда замечаешь фронтальным? Это обусловлено тем, что, когда мы замечаем что-то фронтальным зрением, то сначала информация идет в мозг на оценку — что это такое, опасно это или нет, и уже потом мозг дает команду на выполнение какого-либо действия. Но когда мы замечаем что-то периферическим зрением, то периода оценки нет, мы реагируем сразу. За счет исключения этого периода оценки и увеличивается скорость. Это схематичное объяснение и полностью оно суть техник не раскрывает.

— То есть, периферическое зрение включает инстинкты?

— Мне не хотелось бы углубляться, потому что может возникнуть неправильное понимание. И Сергей Путилин по этому же не любит объяснять, а просто говорит качать маятник. Надо делать, а не разговаривать об этом. Попробуйте пройтись ночью в парке или лесу, и вы сразу увидите, как изменится ваше восприятие. Вы еще и понять не успеете, что там с боку мелькнуло, а уже отскочите.

Я даю задание своим ученикам стрелять в мишень контролируя ее только переферическим зрением, и они попадают в мишень! Как — они не знают, да и не к чему.

— То есть, вы сторонник принципа «Уметь больше, чем знаешь»? Главное делать, и делать эффективно?

— Да, и надо все долго нарабатывать. Суть всех техник — отключить «анализатор». А это и есть ум. Это в разы увеличивает скорость. Кстати, такие техники развивают и некие интересные способности, но говорить об этом не хочу, чтобы не быть обвиненным в шарлатанстве.

— И правильно. Есть мнение, что по советской системе рукопашного боя подготовка шла очень быстро.

— Не согласен с таким подходом и считаю это признаком шарлатанства — когда обещают чему-либо научить за короткий период времени где угодно — в изучении английского языка, например. Когда кто-то говорит, что за 2 месяца сделает из тебя бойца, значит, этому человеку просто нужны твои деньги. Всегда надо учиться, заниматься, требуется время. Я качал маятник Путилина 9 месяцев, хотя, обычно он говорит, что надо 6 месяцев. И качал не по 45 минут, а по 2-3 часа. А некоторым людям надо вообще качать 3 года, чтобы до них «дошло». Хотя, далеко не каждый на такое способен. Просто бывает такое, что человек долго что-то делал, потом у него это заработало, и он забыл о том, что долго к этому шел. И ему начинает казаться, что все можно сделать быстро. Но так не бывает.

Мы отрабатывали ситуации нападения 5 лет каждый день — и мы уже были подготовленными людьми. И в ходе работы выявили только 2 навыка, которые абсолютно точно решают исход поединка: максимально быстрый выстрел первым, и мгновенный уход с линии атаки. А еще важнее — совместить и то и другое. Мы отрабатывали все возможные варианты уходов с линии атаки. Надо дойти до такого уровня, чтобы если сзади кто-то сбивал вас с ног, то на земле вы оказывались уже с оружием в руке, а-то и выстрелить успевали. И вот эти 2 навыка нужно долбить, долбить, долбить… Но и это еще не искусство, а ремесло.

— При этом наверняка надо поддерживать форму?

— Нет, это все-таки не спорт. Стрельба тем и хороша, что можно дойти до определенного уровня, а потом поддерживать навыки занятиями по 15-20 минут в день. Но сначала нужно к этому придти, как видите.

Очень важно уметь стрелять не прицельно. Не по мушке и целику и не по направлению ствола, а по чувству направления ствола в руке. Только так можно попасть по движущеся мишени не в спортивных условиях, где она равномерно качается туда сюда и не просто едет в одном и том же направлении с одной и той же скоростью, как в обычном тире, как в практической стрельбе — потому что все равно можно проанализировать и вычислить движения мишени. В жизни мишени такими глупыми и предсказуемыми не бывают. Так вот — я преподаю стрельбу 20 лет и за это время только один человек умудрился попасть ПРИЦЕЛЬНО с первого раза по движущейся мишени, не зная как именно она будет двигаться. И то я считаю, что у него получилось случайно.

— Как вы относитесь к системе Боевой Интуитивной Стрельбы А. Гаврилова (о которой мы уже писали)? Есть ли сходство с маятником С. Путилина?

— Я общался и с Гавриловым и с одним из его уче6ников. Считаю, что фактически это одинаковые системы — но это мое личное мнение, и прошу это отметить. Просто у Путилина маятник рукопашный, и есть небольшие отличия от подхода Гаврилова — в перемещениях и других моментах. Например, при стрельбе нужно двигаться более плавно. Качая маятник Путилина, я стал постепенно прикидывать, как это можно делать с пистолетом. Но были какие-то неудобства. И только ознакомившись с системой БИС, я понял что и как надо откорректировать для стрельбы. То есть, система одна, а цели немного разные — стрельба и «рукопашка». Из-за этого и немного разный подход. Ну и разное объяснение. Путилин говорит, что для маятника нужны «натяжка и ритм» — без этого не получится. Гаврилов объясняет это с помощью его «гхэк» — но по факту это одно и то же. Или же Путилин дает упражнения на выработку ощущения потери равновесия. А Гаврилов дает такой пример — пройди по тонкому льду, и следи за холодком в груди. То есть, они говорят об одном и том же состоянии.

Можно взять для примера бой с тенью из бокса. Представьте, что вы используете ту же технику и для стрельбы — база останется боксерской, а сами движения немного изменятся. И это естественно.

— А какие еще есть похожие системы?

— Есть направление ХорА, с которым я лично не знаком, но читал книгу, и посчитал похожим. Также был один казачий Спас.

— Какой именно Спас? Их не менее 20 сейчас.

— Не знаю, это было в 2003 году. Мне сказали, что это казачий Спас. Тогда был известен один. а сейчас их десятки. Тоже будет со всем — у нас в Питере уже преподают маятник, но о Путилине не слова. Если завтра появятся еще двадцать наставников по маятниковому стилю, я не удивлюсь, но и верить этим людям на слово не буду.

— Как вы относитесь к Потапову?

— Считаю, что он собрал всю информацию, какую можно и хорошо ее совместил.

— А он у кого учился?

— Этот вопрос задайте ему.

— Аркадий, спасибо за ответы!

В направлении А. Скачкова применяются принципы, по сути идентичные принципам «русстилей»:

1. Ситуации, в которых стрелку приходится использовать оружие в целях самозащиты, внезапны, многообразны и непредсказуемы. Поэтому, для воспитания умения правильно действовать в таких ситуациях, необходимо прилагать все усилия для того, чтобы тренировки стрелков не только приближались по своей напряженности, многообразию и сложности к реальным огневым контактам, но и превосходили их.

2. Ситуации нападения разнообразнее любой стрелковой догмы. Методика тренировки должна отталкиваться не от техники, которая спасет во всех ситуациях нападения, а от самих ситуаций, в которых стрелку может потребоваться применить разнообразные техники владения оружием, не помещающиеся в границы одной единственной стрелковой методики.

Автор Михаил Диденко

см. так же:

«Маятник» Путилина

Маятник в боевых искусствах