Бохийн Барилдаан

Обновлено: 16 июня 2019, в 14:14

С. Дондог. Цэргийн наадам. Монгольская государственная галерея современного искусства,Улан-Батор.

Бохийн барилдаан («борьба силачей»); монгол ундэсний бохийн барилдаан («монгольская национальная борьба»); халх бохий барилдаан («халхасская борьба») – национальный вид борьбы в Монголии. Известно, что уже в I тыс. н.э. борьба широко использовалась при подготовке воинов, а ее элементы применялись в рукопашном бою (гардан байлдах). Кроме того, борьба часто выступала в роли главного фактора в воинском поединке (ганц ганцаараа тулалдах или ганц ганцаараа байлдах), когда битва между враждующими сторонами-армиями начиналась с того, что вперед выезжали или выходили воины-богатыри, известные своей силой, ловкостью и отвагой, которые вызывали из стана врага желающих померяться силой. Исход такого поединка мог оказать такое влияние на враждующие стороны, что сражение оказывалось излишним.

Уже к XI-XIII вв. монгольская борьба являлась сложившимся спортивным увлечением, подтверждением чему служат различные фольклорные и историко-литературные памятники. Так, упоминания о ней как состязании (тэмицээн; уралдаан) встречается в литературной сокровищнице монголов, летописи «Сокровенное сказание о монголах», написанной неизвестным автором в 1240 г., где можно прочитать следующее: «Однажды на пиршестве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудэем». Рашид-ад-Дин (1247?–1318гг.), придворный историк, врач и визирь государства Ильханов, в своем обширном труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) упоминает о борьбе, на которую любил смотреть каган, и в которой состязались между собой кипчакские, китайские и монгольские борцы. Таким образом, уже к этому времени в монгольской борьбе состязались не только желающие померяться силами, но и профессиональные борцы, которые за особое вознаграждение демонстрировали свое мастерство при дворах правителей и знатных особ.

Характерным для монголов является и тот факт, что борьба получила распространение среди монашеской братии, последователей проникшего в конце XII- начале XIII в. и окончательно утвердившегося83 в конце XVI-начале XVII вв. буддизма. В ряде монгольских монастырей (хийд), которых к началу XX в. вместе с отдельными храмами и часовнями насчитывалось более 700, элементы традиционной борьбы влились в монастырское боевое искусство банди-зодоон («бой послушников») или банди-зо, которое практиковали послушники и монахи. В этом боевом искусстве борцовская техника изучалась наравне с ударной. Достоверно известно, что между монахами (лам; гэлэн) и послушниками, представляющих разные большие и малые монастыри, проводились соревнования. Эта традиция исчезла только в период социализма, когда буддийская культура Монголии практически была полностью уничтожена. Правда, в наше время, на волне возрождения буддийской культуры Монголии и традиционной культуры монголов сопредельных стран, эта традиция местами обрела «новое дыхание».

К соревнованиям, которые чаще всего приурочивались к традиционным монгольским календарным и светским праздникам, как монахи, так и миряне готовились заблаговременно. Одним из обязательных условий подготовки было полное половое воздержание. Показательным примером в этом отношении является один из эпизодов в летописи арабского путешественника Рашид-ад-Дина. Там сообщается о некоем борце Филэ, которого хан Хубилай в награду за победы женил на одной из придворных красавиц, полагая тем самым, что таким образом осчастливил не только его, но и ее. Однако Филэ не прикасался к девушке, боясь утратить свою силу. Невеста пожаловалась Хубилаю на такое поведение мужа. Хубилай разгневался на борца, но тот оправдывался, говоря, что сила его пропадет. Тем не менее, Хубилай счел, что продолжение рода важнее и, запретив Филэ впредь участвовать в состязаниях, повелел ему жить с женой и производить наследников рода.

Кроме половых запретов борцы очень часто прибегали к ограничению в общении, удаляясь для тренировок в безлюдные места. Если все же такой возможности не было и борцам приходилось тренироваться среди людей, то их первыми «врагами», которых они всячески старались избегать, были «хар хэл ам» (букв. – «черный язык») – люди, которые порой сами этого не зная, призывали проклятия на головы других, а также «цагаан хэл ам» (букв. «белый язык») – те, кто способны причинить зло излишним восхвалением и восхищением.

Из общефизических упражнений борцов можно упомянуть различные манипуляции с тяжестями: поднятие, перебрасывание, броски в высоту или длину. К числу упражнений можно отнести также тэвэг эшилгэх – упражнение для ног, работе которым в монгольской борьбе отводиться ведущая роль. Заключались эти упражнения в подбрасывании и подбивании ударами ног (ступнями, коленями, бедрами) своеобразного волана тэвэг, представлявшего из себя кусок шерсти, прикрепленный к свинцовой, деревянной или костяной пластине диаметром около 20-25 мм. К специфическим упражнениям, укрепляющим руки, относится сээр-шах – излюбленная игра монгольских мужчин, состоящая в том, что ее участники особым ударом кулака, основанием или ребром ладони, перебивают тщательно очищенный остистый позвонок быка, зажатый в другой руке. Бывает так, что отполированная руками многих удальцов кость переходит из кочевья в кочевье, пока кому-нибудь не удастся справиться с ней.

Изображение монгольской национальной борьбы на открытке.

Бохийн барилдаан – самый распространенный вид монгольской борьбы в Республике Монголия, которую в прошлом практиковали мужчины «халха» – народа в составе монгольского этноса, вокруг которого в наше время консолидируются остальные этнические и этнографические группы Монголии. Именно этот вид больше всего известен по описаниям знаменитых монгольских турниров «Трех игрищ мужей» («Эрийн гурван наадам»; сокращенно «Наадам»), на которых проводятся самые крупные соревнования по борьбе.

По установившейся веками традиции, количество борцов принимающих участие в этом турнире не должно превышать 1024. Правда, такое число участников может быть только на общегосударственном «Наадаме», куда съезжаются борцы со всей страны.

Если число борцов оказывается нечетным, то судьи после дебатов озвучивают имя борца, оставшегося без  соперника. Обычно без пары оставался самый сильный борец, победитель прошлогоднего турнира, который, тем не менее, выходил на поле и «боролся» с невидимым соперником, имитируя при этом все необходимые движения. Реальный же соперник появлялся у него в самом конце состязаний.

Соревнования проводятся в 9 этапов, которые называются даваа, т.е. «перевал», в каждом из которых борец встречается лишь с одним соперником. Таким образом, участники соревнуются по «олимпийской системе», где проигравший борец выбывает, уступив хотя бы в одной схватке. Если, к примеру, в первом раунде участвовало 1024 борца, то во втором – 512, в третьем – 256, и так далее. Сначала на поле выходят самые слабые пары, которые постепенно сменяются все более сильными и ловкими. После каждого раунда судьи разбивают всех победителей на пары. Впрочем, бывало и по другому: борец сам мог выбрать себе соперника. Такой обычай называется бох амлах, а борец выбранный соперником – бохийн амлах.

По правилам, все борцы должны быть одеты в специальную одежду зодог шуудаг, состоящую из куртки на подкладке (зодог или далавч), покрой которой почти точно воспроизводит силуэт орла с распростертыми крыльями, и которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, оставляя открытой грудь, а также своеобразного бандажа (шуудаг), который закрывает только бедра, оставляя неприкрытыми талию и живот. Обязательным дополнением к борцовскому костюму служат национальные сапоги (гутул) и войлочные чулки (оймс) с нарядно расшитой каймой, на ладонь высовывающиеся поверх сапог. Кроме того, каждый из борцов должен иметь головной убор (малагай) старого военного образца со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением «узла счастья» (олзий).

Каждому борцу полагается иметь своего секунданта (засуул или бохийн засуул), который обязан давать советы подопечному, подбадривать его, защищать интересы борца перед судьями, держать его шапку пока тот борется и подносить в минуты отдыха кумыс (ойраг). Также секундант в случае победы поднимает вверх правую руку борца, а в
моменты начала 3, 5 и 7-го этапов оглашает присутствующим звания борца, что, как считается среди монголов, должно поднимать его боевой дух.

Перед началом каждой схватки борцы исполняют ритуальный танец дэвиг (дэвэх), имитирующий полет большой птицы. Существуют две версии: по одной из них борец подражает полету большого сокола, а по другой изображает полет мифической птицы Гаруды. Гаруда – священное животное, персонаж древнеиндийской мифологии, который был заимствован буддизмом, в том числе и монгольским ламаизмом. Она почитается как одно из земных воплощений Будды Шакьямуни, а также как враг и пожиратель змей, в клюве с которыми Гаруду обычно изображают. Груда изображена и на гербе г.Урги (современный Улан-Батор). Танец дэвиг имеет не только ритуальное значение, он считается также своеобразной разминкой и хорошим средством психофизической подготовки. Так, в фольклорных текстах, например, в эпосе о Дайни-Кюрюль встречается следующее его описание: «После этого пошли они прыгать как дрофы, красоваться как журавли, перегибаться как полевые деревца, колыхаться как узорчатые цветы…».

Монгольская борьба, 1913 г. Фотограф Beatrix Bulstrode – автор книги « Путешествие по Монголии».

После исполнения танца соперники сближались и начинали схватку, которая ведется только в стойке. Один из современных авторов так описывает выход борцов: «Борцы расходятся направо и налево. Борьба продолжается в несколько туров. В начале третьего тура секунданты правого крыла выходят на арену, и старший громким голосом
возглашает:

– Секунданты левого крыла, слушай! Вызываю борцов!
– Есть слушать! – дружно несется в ответ.
– Самый могучий, сильнейший из сильных, выдвинувшийся из десяти тысяч борцов, преисполненный неубывающей мужественности, прославленный народом, непобедимый исполин, такой-то, вызывает борца такого-то, мужественного и редкостного сокола, вступившего в семью могучих, крепнущего в расцвете сил и мощи! – восклицает старший секундант, называя имена и звания борцов.
– Благодарим за честь! – хором отвечают секунданты левого крыла.

На арену танцующим шагом с двух сторон выходят борцы. По сигналу судей борцы сближаются, похлопывая себя по бедрам, затем наклоняются, опираясь одной рукой на колено, и напряженно всматриваются друг в друга, выжидая удобный момент для неожиданного броска».

В ожидании борьбы, Монголия 1913 г. Фотограф
Beatrix Bulstrode

Борцы применяют такие приемы (бохийн мэх) как захваты и освобождения от них, рывки и толчки с целью выведения противника из равновесия, разнообразные броски, в том числе с использованием ног, а также подножки. Разрешены захваты руками за ноги. Бывает, что поединки длятся несколько часов. Так, отмечен случай, когда в финале два атлета на протяжении четырех часов «толкались» на глазах забитого до отказа стадиона. Тогда не выдержали даже судьи, которые прервали поединок и дисквалифицировали обоих спортсменов. Для победы необходимо заставить соперника первым коснуться земли (газардах) любой частью тела от колена и выше. Отсутствие продолжения схватки на земле объясняется историческими причинами: войска народов Центральной Азии сплошь состояли из кавалерии, а воин упавший с лошади быстро погибал.

Самой престижной победой считается та, когда победитель валит соперника на спину и коленом прижимает его к земле. Побежденный в знак уважения к победителю проходит под его рукой, после чего оба борца протягивают друг другу руки, показывая тем самым, что у них нет к сопернику обиды, зависти, или презрения. В заключение, как и перед началом схватки, исполняется танец дэвиг. На этот раз его исполняет только победитель, который танцуя, обходит по часовой стрелке платформу, украшенную флагами с лошадиными хвостами. Борец благодарит небесное божество Тэнгри за покровительство и поддержку, а Землю – за дарованные ею силу и устойчивость в схватке.

Победитель турнира удостаивается почетного титула бохийн цол («звание борца»). Самые высокие титулы присваивались только на главном Наадаме страны. Самое высокое почетное звание, которое мог получить борец – победитель всех девяти этапов общенародного (общегосударственного) Наадама – это Аврага («Исполин»). После третьей победы на этих же соревнованиях звание обрастало дополнительными эпитетами: Аврага превращалось в Даян Аврага («Всенародный Исполин»), после четвертой – Дархийн Аврага («Непобедимый Исполин»). После этого, сколько бы побед не одерживал борец, за ним сохранялось звание Далай Даян Аврага («Непобедимый Всенародный Исполин»). Его носитель мог уже не участвуя в соревнованиях, сохранять за собой звание и получать первый приз. Однако в наши дни такой порядок уже не действует, а самое высшее звание превратилось просто в Аврага («Исполин»). Так, известный современный монгольский борец Батэрдэнэ выиграл 12 Наадамов!

К борьбе в Монголии приучают с детства

Второе по значимости звание – Арслан («Лев»), третье – Заан («Слон»), четвертое – Начин («Сокол»). Равноценными последнему считались звания Харцаг («Ястреб»), Шонхор («Кречет» или «Сокол») и Бургэд («Орел»). Все они ныне уже не присваиваются. В старину титул борца определял характер танца дэвиг: борцы со званиями Начин и Шонхор должны были махать руками «по соколиному», Арслан и Заан – «по орлиному» и только борцам-«исполинам» принадлежала честь имитировать полет мифической Гаруды. Помимо званий борцам вручались чисто материальные, порой весьма значительные призы (бохийн бай). Так еще до революции победитель «Наадама» в звании «Непобедимый исполин» получал следующие дары: юрту с полным внутренним убранством, старинную одежду воина-богатыря (панцирь, железный шлем, щит, особого покроя кафтан, штаны и сапоги), верблюда, лошадь, кусок шелка на дэли (халат, запахивающийся слева направо), кусок ткани попроще и плитку прессованного зеленого чая. Иногда в придачу давалась и особая грамота, которую, как и призы, вручал богдо-гэгэн (сейчас – члены правительства или местное начальство в аймаках). Борцам-победителям пели особого рода хвалу (магтаал), которую тут же на месте слагал цоллогч – человек, владеющий древним жанром исполнения хвалебных гимнов.

Борец во всех монгольских субэтносах – это, прежде всего, богатырь, наделенный сверхчеловеческими возможностями. Поэтому он традиционно почитается в народе как источник необычайной силы и мощи, с чем связан ряд традиций и обычаев. Так, например, по окончании схватки победитель угощает зрителей особого рода сладостями (идээ), которые, как считают, обладают свойством «дарить силу». Также практически во всех местных монгольских легендах упоминается обычай «кражи тела» умершего борца. Считается, что если украсть у соседей тело умершего знаменитого богатыря и похоронить его на своей территории, то там обязательно должен родиться непобедимый борец. При этом, борцы «пострадавшей стороны», наоборот, теряют свою силу.

Сегодня бохийн барилдаан широко используется как средство физического воспитания. подрастающего поколения. Еще в 1975 г. борьба была включена в физкомплекс ГТО Монгольской Народной Республики. Позже, благодаря исследованиям мастеров спорта Г.Лхагасурэна и Х.Баянмунха (заслуж. мастер спорта МНР и СССР) борьба была внедрена в практику работы учителей физкультуры. Огромную роль монгольская борьба сыграла в становлении в Монголии современных международных видов борьбы. Монгольские борцы вольного стиля, появившись на мировом ковре в 60-х гг. ХХ в. сразу заявили о себе как о волевых, сильных, со своеобразной техникой борцах, которых отличает особая устойчивость на ковре. Благодаря заимствованиям из национальной борьбы, в которой насчитывается порядка 600 различных технических приемов, монгольские борцы добились успеха и на самбистской арене. Кроме того, последнее десятилетие они успешно штурмуют бастионы
набирающего популярность во всем мире японского сумо (см. Сумо).

Статья — Все виды боевых искусств

Рубрика — Все виды боевых искусств

Со всеми видами борьбы можно познакомиться в статье Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира