Вышел новый альбом Бориса Гребенщикова “Знак Огня”

Идите к Богу в рай, а я еще спою.

БГ “Знак Огня”

23 июня 2020 вышел альбом Бориса Гребенщикова “Знак Огня”.

Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков выпустил новый сольный альбом «Знак огня». Это заключительная часть трилогии, начатой альбомами «Соль» (2014) и «Время N» (2018). Запись велась последние два года в студиях по всему миру и завершилась в Лондоне уже во время карантина.

В альбом попали как песни, уже ранее появлявшиеся в виде синглов и клипов («Пошел вон Вавилон», «Баста-Раста», «Поутру в поле»), так и совершенно новые. Среди них отдельно стоит выделить композиции «Не судьба», «Вечное возвращение», «Хиханьки да хаханьки» и «Изумрудная песня».

Последние годы над каждым альбомом Борис Гребенщиков работает долго. И этот, “Знак Огня”, название у которого появилось уже буквально в последние дни перед выходом, зародился года два назад, когда еще шла работа над предыдущим – “Время N”.

Вместе со “Временем N” и предшествовавшей ему “Солью”, “Знак Огня” складывается в своеобразную трилогию. Каждый из них отражает определенное время и отношение автора к этому времени.

Если вышедшая осенью 2014 года “Соль” была пронизана ошеломленным отчаянием перед жестокостью рушащегося мира, вышедшее зимой 2018-го “Время N” – злостью, яростью и безнадежностью, то “Знак Огня” отражает неопределенность и сумятицу, но вместе с тем в нем есть и оптимизм, и надежда, и свет.

Борис Гребенщиков об альбоме 'Знак Огня'

Борис Гребенщиков:

БГ – это маска Аквариума

Альбом называется Знак Огня и – как и предыдущие два – выходит под именем БГ. Но не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени Аквариум; БГ в данном случае – псевдоним Аквариума, маска.

Но псевдоним этот взят неслучайно.

Кто же такой – этот БГ?

Русский Альбом, Чубчик, Лилит, песни Окуджавы и Вертинского и вот теперь еще эти три альбома. Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?

Если рассматривать свою жизнь внимательно, то можно заметить, что в сердце у меня есть такая особая призма; посмотришь через нее, и вдруг видишь – какая трагедия все вокруг. И вот эта призма трагедии, когда получается увидеть ее отдельно от самого себя – создает целое мироощущение, дает удивительную силу и делает тебя важным; еще бы – выходит человек и говорит: Да перестаньте притворяться, перестаньте лгать себе и другим, ведь в основе всего лежит потеря, расставание и смерть!. И все притихают и думают: Он не побоялся сказать то, что мы все думаем. Как мне однажды крикнули на концерте: Боря, спой что-нибудь наше, печальное!.

А ведь все прямо наоборот. В основе всего лежит не потеря, а дар – каждому из нас дали невероятную возможность родиться и жить в этом мире, тайн и красоты которого постичь умом невозможно даже за сотни жизней. В основе лежит не расставание, а встреча; в основе не смерть, а жизнь. Подмена счастья на трагедию происходит, когда мы входим в право собственности, когда начинаем считать, что владеем. Происходит это всегда от неуверенности, я хочу точно знать, что это мое. Постой! Да нет у нас ничего своего, все нам дано от бесконечной щедрости мира, дано на время, но нет, неуверенность рождает желание владеть, желание рождает жадность, а жадность обращает чудо бытия в трагедию.

И для меня великая роль этого пресловутого БГ – возможность вынуть из себя и внимательно рассмотреть со всех сторон этот кристалл трагедии. Рассмотреть и увидеть его нелепость и осознать, что смотреть через него или смотреть без него – выбор за нами.

И при этом в трагедии нет ничего плохого – она может совершать важнейшее дело очищения души (очищения кармы, как сказали бы некоторые) – до тех пор, пока она не становится единственным методом видеть мир. Когда мыло попадает в глаза, бывает очень больно – но предназначено оно не для этого.

А по-настоящему мы владеем только тем, что отдаем.

Почему же все-таки так долго?

Записывать альбом несколько лет – дело страшно утомительное.

Компьютер у меня сейчас заполнен многими десятками вариантов записи одной и той же песни, и что именно ищется – сказать не всегда возможно.

Но когда есть – то уж есть. Отслушивая бесконечные версии, я поймал себя на том, что ищу – и иногда нахожу – то необъяснимое ощущение, которое часто случалось у меня при записях, начиная прямо с 80-х.

У меня изначально было и есть до сих пор ощущение духа Аквариума, которое невозможно описать словами, но и перепутать ни с чем невозможно. Оно было и тогда, когда мы в 70-е годы с Дюшей и Фаном [Андрей Дюша Романов и Михаил Фан Файнштейн – музыканты Аквариума 1970-1980-х годов – Би-би-си] собирались в очередном красном уголке, подвале или доме культуры и играли бесконечные джемы, но играть хотелось не виртуозно и профессионально – играть хотелось непривычно, чтобы странность сочетания звуков раскрывала двери в другие миры.

И все, что когда-либо мы делали, было про это. Музыка как портал.

Почему же все-таки этот альбом БГ, а не Аквариум?

Если Аквариум всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, – это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.

Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.

Источник: BBC NEWS Русская служба

«Знак огня» доступен на всех стриминговых платформах.

Обложка альбома Бориса Гребенщикова “Знак Огня”

Все треки альбома Бориса Гребенщикова “Знак Огня”