Шаолиньские поговорки и высказывания

Обновлено: 8 февраля 2020, в 10:49

Мир — это наши поступки. Следуй зову судьбы, и не будет сомнений.

цитата из Х/ф «Шаолинь»

Дошедшие до нас крупицы мудрости, как монахов монастыря Шаолинь так и о монастыре Шаолинь , выраженные в поговорках, выраженные в пословицах, поговорках, коротких наставлениях по подготовке тела и духа.

Поговорки Шаолиньских монахов
Принципы Шаолиньцюань
«Шаолинь как система взглядов
Система подготовки ума (дхьяна)
О тренировке тела в Шаолиньцюань

Поговорки Шаолиньских монахов

«Перед просветлением не забудь нарубить дров и принести воды. После просветления не забудь нарубить дров и принести воды»

«Тот кто чересчур поклоняется святому и избегает светского, или наоборот, тот всегда плывет по реке иллюзий»

«Где находится монастырь Шаолинь? Он там, где ты есть»

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря»

«Если ты встpетишь на доpоге шаолиньского монаха, удаpь его по лицу.
Если это будет настоящий шаолиньский монах, ты ему по лицу не попадешь,
если это будет ученик шаолиньских монахов, он будет благодаpен тебе за уpок,
если это будет пpоходимец в одежде шаолиньского монаха, то так ему и надо»

«Новичка узнаешь по заносчивости, старательного ученика по силе удара, а мастера – по легкости передвижения»

«Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова»

«Кулак идет одной нитью»

«При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена»

«У кулака есть форма, у удара нет формы»

«Внешне свиреп — внутри спокоен»

«Есть методы для инь, есть методы для ян»

«Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением»

«Кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно»

«Все боевые виды искусства под небом произрастают именно из Шаолиня»

«Не думайте слишком много. Размышления забирают энергию и старят вас»

«Мастерство становится естественным через тысячу дней»

«Кулак бьет тысячу раз, а методы действий корпусом естественны»

«Если будешь заниматься лишь кулачным боем и не станешь совершенствоваться в специальных упражнениях, то к старости окажешься опустошенным.»

«Если изучаешь кулачное искусство не тщательно, то в твоем теле никогда не зародится мастерство – гунфу»

«Тренируйтесь на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещнии. Не тренируйтесь на ветре. В случае дождя, грозы или присутствии других болезнетворных сил прекратите упражнения. Тренируйтесь три раза в день – 5 до 7, с 11 до 13, с 17 до 19, не прерываясь ни на день. Не используйте грубую силу, движения должны быть естественны. Даже если вы больны, не принимайте перед занятием лекарств, это вызовет застой ци. Через три месяца после начала тренировок прекратите употребление алкоголя иначе упражнения будут лишь ослаблять организм»

«Кулак не обладает такими способностями как ладонь, но ладонь несравнима по своей искусности с ударом пальцами»

«Настоящий мастер бьет ладонью, ученик кулаком»

«Сто ударов в день!»

«Герои Поднебесной выходят из Шаолиня»

«Не устать от собственных правил»

«Здесь и Сейчас всегда царит мир»

Входя в соприкосно­вение, всякий раз необходимо скручиваться, превращайся и меняй облик, не оставляй следов! Корень же превраще­ний скрывается в твоем шаге, шагаешь впереди или назад — прежде всего движется поясница

Если рука достигла точки нанесения удара, а нога не подоспела, зна­чит, ты только ищешь себе хлопот. А если взгляд достиг нужной точки и подоспели руки и ноги, значит ты постиг секреты мастерства

Истинное кулачное ис­кусство передается благородному человеку с высокими моральными качествами, ни в коем случае его нельзя пе­редавать плохому человеку, который не следует истинному пути Дао

Принципы Шаолиньцюань

Шаолиньцюань — боевое искусство практикуемое в монастыре Шаолинь, так же характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

  • Наработка означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать один прием на одну позицию, в атаке есть защита, в защите есть атака.
  • Соответствие — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.
  • Храбрость — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний.
  • Быстрота — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.
  • Свирепость означает, что в движениях должна быть сила.
  • Подлинность — это означает, что не надо тренировать красивые пустые движения; прием за приемом, форма за формой, если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

Шаолинь как система взглядов

Мир есть единое целое, единое поле сознания (синь син), неограниченное пространство для движения ума. И истинное качество мира есть полное просветление.
Т.е. мир — это добро, справедливость, чистота, свет, свобода.
Просветленная природа мира полностью тождественна нашему сознанию, т.е. ничем от него не отличается.

Мир наполнен возможностями всестороннего развития в любом месте и в любой точке пространства. В этом смысле мир представляет собой огромное количество дверей в неограниченное пространство мудрости.

Мир — как совокупность видимых и невидимых нам существ — есть единое сообщество живущих, которые двигаются по пути развития тем или иным способом, медленно или быстро, прямо или окольными путями. Все эти живые существа подсознательно объединены идеей избавления от страданий, достижения покоя, равновесия, счастья и свободы. И все они, объединенные одной целью, осознанно или нет, помогают друг другу в этом процессе.

Не существует какой бы то ни было индивидуальной сущности, развивающейся независимо, хотя бы даже временно, от всего остального мира. Нет индивидуальности не самой по себе, не в контексте существования других индивидов. Т.о. индивидуальность личности есть только индивидуальность всего мира в целом. Т.е. наше сознание и мир существует как единый Космос с разнообразными движениями внутри него.

Мир есть постоянно движущаяся сущность, он находится в состоянии вечной изменчивости, не имеющей начала. Нет точки фиксации, с которой мы могли бы точно и своевременно описать вселенную. Но в тоже время каждая точка представляет собой весь мир целиком, и попытка описания мира с одной стороны является описанием его со всех сторон сразу.

Временному индивиду, т.е. человеку, в процессе получения практического (жизненного) опыта доступна лишь относительная природа мира, которая всегда двойственна (инь-ян). Относительная природа обладает базовым качеством «неудовлетворенности» (духкха) и соответственно свому определению не может описывать реальную картину мира, только лишь ее фрагментарные характеристики. Опираясь на единство мира во всех проявлениях, сознание, не выходя из повседневной относительности в каждой точке пространства, может достраивать единство мира, тем самым, проникая в абсолютную реальность, устраняя все внешние и внутренние конфликты.

Индивидуальное развитие есть только грани или ноты гармонии великого всемирного процесса. Все они звучат не прерываясь, и человеку, идущему по этому пути, постепенно становится доступно совершенство всех сторон практической жизни. Такую позицию личности по отношению к миру мы называем реальным «ученичеством». Ученичество — это раскрытие своей общемировой сущности, выявление просветленного состояния через последовательное расширение границ своего «я».

Учительство — это помощь стоящему на ступени ниже. Оно нужно лишь для того, чтобы ученик увидел себя, но не наоборот. В этом смысле учитель является всегда старшим другом, но не кумиром ученика. И лишь хорошим примером на пути самораскрытия.

Обучение не может иметь четких критериев, так как дорога к абсолюту не обусловлена.

Просветленная сущность мира нигде не отличается от доступной нам природы всегда и в данный момент времени. Самая доступная часть нашей природы начинается с нашего тела. Это единственное, первое и последнее, место соприкосновения сознания с миром.

Мир ощущается нами, как состояние постоянной «мгновенности», т.е. существует только здесь и сейчас именно в настоящий момент времени и больше нигде. Все остальные попытки опоры на прошлые и будущие (т.е. не существующие в данный момент) состояния ума есть иллюзии и заблуждение.

Дорога от «мелкой» мудрости к единому информационному полю вселенной, от иллюзии и помрачения, от «мусора» кармы, накопившегося за долгий путь перерождений, избавление себя от оков эго, растворение застывшей картины миры — есть «просветление», и оно мгновенно.

Система подготовки ума (дхьяна)

Дхьяна тренирует ум, но опирается на тело. Она есть осознанность, т.е. внимательность к телу в разных положениях (4 основы внимательности).

Дхьяна, опираясь на тело, доводит факт Единства мира до всех частей и процессов тела.

Медитация есть процесс осмысления дыхания, прикосновения, движений тела, движения энергии ци, движений чувств и процессов ума, и разнообразных «запредельных» состояний ума.

Медитация основывается на пяти факторах, возникающих последовательно, а затем совокупно.

Медитация охватывает все сферы повседневной жизни.

Продвижение по пути медитации дает легкое свободное владение умом, являет человеку признаки абсолютной (недвойственной) природы мира. Уже на второй стадии дхьяны это происходит спонтанно и повсеместно. С трудом поддается описанию обыденным языком. И ведет к коренной перестройке сознания.

Нет посредника между осознанным телом и просветленным сознанием.

Медитация делает ум легким, светлым, точным, искусным, свежим, сострадательным, великим.

О тренировке тела в Шаолиньцюань

Нет места, где мы могли бы четко разграничить тело и ум. Тренировка тела подразумевает тренировку ума и наоборот. Качества тренированного тела оказывают влияние на ум. Т.е. в процессе внешней тренировки ум, также как и тело, обретает качества быстроты, глубины, легкости, силы, выносливости, запредельного терпения и преодоления.

Упражнения для тела призваны подготовить его, как инструмент, для соприкосновения с истинной реальностью.

Упражнения основаны на осмыслении каждого движения и телесного процесса в статической и динамической форме. Это касается не только процесса цигун или техники кунфу, но также соблюдения буддийских заповедей, практики парамит, осознанного конструирования речевого действия (буддийские службы, мантры, сутры).

Телесная подготовка складывается из упражнений для всех частей тела, тренировки энергии ци, развитие духа-шень, подготовки каналов и меридианов, и основана на принципе лиухэ (6 соединений). 6 внешних и 6 внутренних.

Развитие собственных физических и энергетических способностей всегда есть взаимодействие с окружающим миром. Цигун это энергетическое взаимодействие с природными энергиями. Физическая работа предполагает взаимодействие с окружающим пространством, формами и стихиями (огонь, вода, воздух, земля), парные упражнения, особую диету и применение лекарственных средств.

Работая с партнером, тренирующийся познает все окружающее, добиваясь ощущения полного или частичного растворения индивидуального «я» в партнере. С точки зрения буддийской философии нет никакого сознания, отличного от Мира, и нет никакого индивидуального тела, которое можно было бы реально отделить от окружающего пространства. Растворение индивидуального «я» ведет не к деградации личности и аутизму, а к обретению «Я» вселенского масштаба, и как следствие, — к непобедимости.

Энергия ци в процессе постоянной тренировки должна дойти до соответствующего уровня развития. Лишь тогда достигается свободное взаимодействие умственных, физических и энергетических центров вместе. Это и называется «гун».

Такую комплексную подготовку: через тело, ум и энергию, «вне письменных знаков от сердца к сердцу», в абсолютную реальность без ограничений; мы называем традиционной шаолиньской системой.

Подробнее о боевом искусстве монастыря Шаолинь в рубрике — Шаолиньцюань (шаолиньский кулак)