Советские обучающие фильмы по боксу

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
Эстер Селсдон

Практически все обучающие кинофильмы по боксу советского периода — которые только можно найти. (Ранее уже публиковались вместе со всеми обучающими фильмами по боксу в статье — )БОКС — Обучающие Материалы, но думаю что такую интересную и значимую тему все-таки следует выделить в отдельную статью)

Итак,

«Советская школа бокса — довольно неплохие советские фильмы опять же по различным аспектам техники и тактики бокса — раритеты даже можно сказать. (Я лично увидел первый раз в Интернете — а так наверняка тренеры в СССР приносили такие фильмы, приносили кинопроектор и показывали боксерам — в темноте. Такие факультативные наверное занятия. Как раньше школьникам показывали про ядерный взрыв и способы защиты от него. Казенно немного — но и между тем.) Интересно все от «Союзспортфильм» — но того самого — первого фильма — про технику и тактику бокса — то ли не нашел, то-ли такого нет. А было бы как интересно посмотреть такой фильм — выпущенный так сказать официальной, государственной организацией. Но почему то не посчитали нужным в Советском Союзе.»

На данный момент представлены следующие «советские» обучающие фильмы по боксу:

1. Ближний бой

2. Бой против боксера левши

3. Кубинская школа бокса

4. Сила, скорость, выносливость. Метод круговой тренировки.

5. Советские боксеры на чемпионате Европы

6. Стилевые особенности американской школы

7. Тактика обыгрывания

8. Особенности национальных боксерских школ

Но почему-то оказался не снят самый главный, так сказать, обучающий фильм — по базовой технике бокса. (Только в книгах еще и можно найти базовую технику, см. например статью — ЛУЧШАЯ КНИГА ПО БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ) Но понятно в те времена, не только кинооборудование и кинопленка были довольно дефицитными материалами. Но даже сама проявка отснятой кинопленки была довольно сложной процедурой, требующей самого настоящего профессионального подхода и оборудования.) Поэтому наверное и не удалось снять, да и базовую технику, преподавали все-таки в массовом порядке — в институтах физической культуры. А вот детали — как раз и представляли определенный интерес для любителей бокса, поэтому видимо их и снимали. И как можно увидеть данные обучающие фильмы сняты на очень высоком профессиональном уровне — как и основная масса как художественных и документальных кинофильмов советского периода. (И думаю что это качество обусловлено в первую очередь трудоемкостью производства кинопродукции — поэтому и не давали снимать кому попало, просто отсеивая любой мало-мальский некачественный киноматериал.)

И сразу же очень позитивная сцена, радости победы одного из боксеров на 25 Чемпионате Европы 19981 года из кинофильма Советские боксеры на чемпионате Европы. Вроде бы очень коротенькая сцена, но сразу же заряжает отличным настроением, вполне можно было бы назвать эту сцену — Триумф Боксера.


Ближний бой (продолжительность 21 минута)- СОЮЗСПОРТФИЛЬМ (Фильм снят по заказу Управления спортивных единоборств Госкомспорта СССР. 1988 г.)

В фильме рассматриваются следующие вопросы ближнего боя в боксе:

1. Три фазы ближнего боя (вход в ближний бой, сам ближний бой, выход из ближнего боя) — рассматриваются эти фазы очень колоритными тренерами на примере боев боксеров. Причем очень серьезно критикуется техника ближнего боя советских боксеров, по мнению тренеров оставляющая желать лучшего по сравнению с кубинскими и американскими боксерами.

2. Причины ошибок советских боксеров в ближнем бою — основная слишком позднее его изучение.

И соответственно в данном кинофильме представлен показательный урок по технике и тактике ближнего боя который проводит заслуженный тренер СССР Владимир Лавров (на самом деле приятном посмотреть — как человек преподает технику бокса детям. Такой ровный и авторитетный стиль преподавания — настоящий учитель боевых искусств).

3. Стойка для ближнего боя, и переходы в стороны из основной стойки

4. Боковые шаги в ближнем бою (шаг вправо и шаг влево)

5. Способы ударов в ближнем бою (рассматриваются удары снизу и сбоку)

6. Удары вперед с шагами (под каждый удар выполняется маленький шаг)

7. Отработка одиночных коротких ударов на снарядах

8. Защита подставками

9.Защита подставками от комбинаций коротких ударов (с партнером)

10. Комбинации ударов на движении назад (с защитой подставками)

11. Рекомендации по отработке техники ближнего боя

12. Комбинированные защиты подставками с шагами в стороны

13. Тактика ведения ближнего боя

И на самом деле довольно короткий по времени фильм, с общими рекомендациями. (Книга например, Огуренкова, по ближнему бою, на мой взгляд, значительно более информативна в этом отношении (см. статью — Огуренков Е.И. и его книги — «Ближний бой в боксе» и «Современный бокс») Но в любом случае, посмотреть этот фильм стоит — именно из-за совершенно спортивного отношения к боксу, представленного в этом фильме.


Бой против боксера левши (продолжительность 11 минут) — — СОЮЗСПОРТФИЛЬМ (Фильм снят по заказу Управления летних видов спорта Госкомспорта СССР. 1990 г.)

В фильме рассматриваются основные приемы боя с «левшой» в боксе:

1. Отработка приемов со своими учениками заслуженным тренером РСФСР Игорем Уткиным.

  • от правого прямого — встречный левый прямой в туловище и в голову
  • от правого прямого —  встречный правый прямой в туловище и в голову
  • от правого прямого — левый снизу (уклон — левый снизу)
  • от правого прямого — правый снизу (уклон — правый снизу)
  • от правого прямого — левый боковой в голову
  • от правого прямого — правый боковой в голову
  • на скачке — контратака

2. Тактические приемы боя с левшой. (Весь смысл в преодолении непривычности для боксера «правши» боя с боксером «левшой» — возникающего в силу редких тренировочных боев с боксером «левшой»)

3. Примеры успешных соревновательных боев с боксерами «левшами»

(Как оказывается левшей не более 3-х % от общего числа населения, а в боксе левши завоевывают 35-40% всех разыгрываемых золотых медалей  и очевидно такой успех не случаен)

 


Кубинская школа бокса (Стилевые особенности кубинской школы бокса) (продолжительность 24 минуты)1980 г.

В фильме «С помощью кино, вспоминаются и анализируются некоторые поединки с кубинскими боксерами, определяются их стилевые особенности (кубинских боксеров) и намечаются варианты тактики противодействия.» Не знаю как сейчас а в 70-е — 80-е годы кубинские боксеры были прямо на слуху у любителей бокса и филателии. Очень были уважаемые мастера бокса и почтовые марки с кубинскими боксерами очень ценились в то время (насколько понял особенно после Олимпиады-80 в Москве.

Рассматриваются бои следующих кубинских боксеров:

(На Олимпиаде в Москве  в 1980 году, где кубинские боксеры завоевали 6 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали):

Ласло Паппа

Теофило Стивенсон (оригинальная техника боя)

Андерс Альдамо (бой на дальней дистанции)

Хосе Гомес (бой на средней дистанции)

Хуан Фернандес (бой на ближней дистанции)

Хуан Фернандес (комбинационный бой)

Армандо Мартинес (непрерывный темп)

Советы по тактике ведения боя с кубинскими боксерами. (Зачем то вот сняли такой фильм — сомневаюсь что для советских любителей бокса подобные встречи были настолько частыми, что нужно было снимать отдельный обучающий фильм. Да и нужно понимать уровень все же развития кубинского любительского бокса, выходца, так сказать из кубинского профессионального бокса. Как бы здесь все равно — два разных уровня подхода и к технике и физической подготовке)

— Сковывание на средней и ближней дистанциях (Шамиль Сабиров, Руби Финг)

— Удары на отходах (Александр Боткин, )

— Ответные действия (Серик Конакбаев)

Такой вот арсенал техник кубинских боксеров и способов противодействий им и был рассмотрен в данном фильме.

И знаменитые в то время почтовые марки с кубинскими боксерами:

(В общем все и всегда думали что все это кубинские боксеры — написано ведь CUBA)


Сила, скорость, выносливость. Подготовка боксеров методом круговой тренировки. СОЮЗСПОРТФИЛЬМ 1981 г. (продолжительность 20 минут)

«…Одним из эффективнейших методов совершенствования скоростно-силовых качеств боксера является метод, так называемой «круговой тренировки». «Круговая тренировка» предполагает не только развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Но главным образом — совершенствование их комплексных проявлений: скоростной силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости…»

Очень подробнейшим и при этом довольно просто рассказывается о «методе круговой тренировки» — в первую очередь показывается сам принцип «круговой тренировки» и его методика, а так же приводится масса упражнений и методов подготовки.

В общем вся круговая тренировка строится на прохождении в определенной последовательности так называемых «станций» (упражнений на различные группы мышц, или на развитие определенных качеств)

10 упражнений «круговой тренировки» боксера, рассматриваемых в данном кинофильме:

  1. Прыжки через скамью — упражнение направлено на укрепление икроножных мышц, мышц и связок стопы, что способствует сохранению равновесия при приземлении, быстрой ориентации и принятию боевого положения, после проведенной атаки или контратаки.
  2. Упражнение с настенными блоками — выполняемое в значительном темпе упражнение позволяет развивать способность мышц быстро расслабляться после резкого и сильного сокращения.
  3. Наклоны туловища из положения лежа — способствуют укреплению мышц брюшного пресса, подвижности и гибкости позвоночника в поясничном отделе, резкий переход мышц живота от расслабления к напряжению повышает устойчивость к ударам. (Наклон следует сочетать с резким выдохом в конечном положении)
  4. Упражнение со штангой — применяется для развития взрывной силы и быстроты работы мышц рук, верхнего плечевого пояса и спины.
  5. Прыжки в глубину — развивают взрывную силу мышц ног
  6. Упражнение с медицинболом (набивным мячом) — служит для развития взрывной силы и быстроты работы мышц рук, верхнего плечевого пояса, спины, таза, ног и совершенствования их координационной взаимосвязи. (Упражнение воспитывает ценную для боксера способность к мгновенному переходу от напряжения к расслаблению и наоборот).
  7. Кувырки — являются эффективным средством повышения вестибулярной устойчивости боксера, овладению способности сохранять устойчивое динамическое равновесие.
  8. Упражнение с напольной штангой — полезно для развития силы и силовой выносливости рук, верхнего плечевого пояса, мышц боковой поверхности туловища.
  9. Прыжки через козла — совершенствуется координация движений, развивается способность точно соразмерять движения по их силе, скорости, направлению, амплитуде. Необычные положения тела в пространстве и быстрота их изменения при прыжках способствуют быстрой ориентации в условиях боя.
  10. Упражнения с кувалдой — под влиянием ударных движений мышцы приобретают эластичность, улучшается подвижность суставов рук, укрепляются запястья, и увеличивается сила кистей. Удар сочетается с резким выдохом, а следовательно с напряжением дыхательных мышц — это помогает постановке дыхания боксера, а так же воспитывает способность к концентрации усилий в момент удара.

 


Советские боксеры на чемпионате Европы (продолжительность 1 час) СОЮЗСПОРТФИЛЬМ 1980 г.

24 Чемпионат Европы по боксу в г. Тампере, Финляндия. (Советские боксеры на этом чемпионате завоевали 8 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовые медали, повторив на нем успех достигнутый на 16 Чемпионате Европы по боксу 1965 года.)

В кинофильме рассматриваются отдельные бои советских боксеров, именно с точки зрения технической и тактической составляющей. (И в отличие от современных поединков — например по боям без правил (например — по боям UFC), все бои этого Чемпионата выглядят конечно несколько устарело, но и между тем -при этом и очень естественно, настоящие боксерские поединки, настоящих мужчин — без никакого намека, на какое либо шоу, Именно из-за этого и стоит посмотреть данный кинофильм. (В те времена, еще не придумали, делать из боксерских состязаний красивейшие шоу, и все соответственно и выглядит естественно. Сейчас все красивей в разы, и форма у боксеров отличная, и татуировки разные, и качество съемки на порядки выше, все лучше — только смотреть как-то скучно. Может быть из-за того что масса боев сейчас проходит, и такую же массу можно посмотреть в Интернете, а может и действительно уже просто все не то, нет естественности и духа соревнования и от этого пускай и подсознательно, а скучно смотреть.

В данном фильме рассмотрены следующие поединки:

И. Сабуров (СССР) — И. Мустафов (НРБ) — 48 кг.

А.Никифоров (СССР) — П.Лессов (НБР) — 51 кг.

В. МИрошниченко (СССР) — С. Бусоли (СФРЮ) — 54 кг.

С. Нурказов (СССР) — Р. Новаковский (ГДР) — 57 кг.

В. Рыбаков (СССР) — К.Руссолилло (Италия) — 60 кг.

В. Шишов (СССР) — М. Пузович (СФРЮ) — 63,5 кг.

С. Конокбаев (СССР) — К-Х Крюгер (ГДР) — 67 кг.

А. Кошкин (СССР) — М. Перунович (СФРЮ) 71 кг.

Ю. Торбек (СССР) — П. Рамсдонк (Нидерланды) — 75 кг.

А. Крупин (СССР) — Д.Данич (СРР) — 81 кг.

 


Стилевые особенности американской школы  (продолжительность 22 минуты) СОЮЗСПОРТФИЛЬМ 1980 г.

Представляю — просматривали наверное до дыр — такого же не было как сейчас. что вообще все доступно -тогда же любая подобная  информация — «на вес золота».

Американские боксеры одни из сильнейших в мире, советские мастера «кожаной перчатки» не раз встречались с ними на крупнейших международных соревнованиях, 15-е Олимпийские игры 1952 года были для боксеров американской команды поистине триумфальными, они завоевали пять золотых медалей и кубок Вэла Баркера.

(Кубок является собственностью AIBA и вручается на Олимпийских играх боксёру, показавшему наилучшую технику ведения боя, независимо от занятого им места. Ему вручается копия Кубка и диплом AIBA. Сам Кубок вручается победителю на специальной церемонии на следующий день после окончания соревнования в присутствии членов AIBA и приглашённых лиц. На церемонию вручения Кубка приглашаются все боксёры, выдвигавшиеся в число кандидатов — соискателей Кубка. На щите у основания Кубка гравируются: имя, страна, весовая категория обладателя, город, в котором проводились данные летние Олимпийские игры и год их проведения. (Источник — Википедия)

Такого же успеха американские боксеры добились в 1972 году в Монреале.

Понятие «школа» в современном боксе довольно условно, однако некоторые стилевые отличия национальных школ сохранились. Так большинство американских боксеров предпочитают жесткий силовой бокс. На становление американской манеры ведения боя значительное влияние оказал бокс профессионалов.

1. Наступательный порыв — тактика ведения боя большинства американских боксеров — активно-наступательная, это движение вперед для сближения с противником до средней и ближней дистанции. Так как именно на этих дистанциях американские боксеры наиболее сильны, здесь они наносят жесткие размашистые сильные удары. Наступательный порыв одна из характерных особенностей американских боксеров.

2. Маневрирование и защитные действия — бой на средней дистанции ведется в зоне ударов противника, что определяет характерные на этой дистанции не только тактики ведения боя, но и техники бокса. Некоторые американские боксеры сохранив традиционную форму ведения боя на средней дистанции, многое позаимствовали у Мохаммеда Али. Они применяют большое количество защит, легко и расслабленно передвигаются, часто меняют направление передвижения, при этом ноги ставятся не на полную ступню. Успешные действия на средней дистанции зависят не только от умения наносить сильные удары, но и от способности надежно защищаться. Широкое маневрирование и разнообразные защитные действия позволяют американским боксерам внимательно наблюдать за действиями противника и выбирать удобные моменты для контратак.

3. Средняя дистанция — большинство американских боксеров действуют преимущественно на средней дистанции, для входа на среднюю дистанцию, спортсмены применяют «наступательный порыв» или вызывают противника на активные действия. Средняя дистанция предъявляет большие требования к защитным действиям боксеров, поэтому на тренировках значительное место занимает отработка и совершенствование уклонов и нырков.

4. Тактика ведения боя с американскими боксерами — ежегодные встречи советских и американских боксеров, с 1969 года стали традиционными, они носят острый характер и вызывают живой интерес у специалистов спортсменов и любителей бокса. Из 11 матчей боксеров СССР и Америки 10 закончились победой советских спортсменов.

4.1. Тактика Темпа — эффективным средством ведения боя с американскими боксерами, может быть «тактика темпа». Применяя эту тактику и используя главным образом ближнюю дистанцию, боксер лишает противника его основного оружия — средней дистанции.

4.2. Тактика Обыгрывания — в бою с американскими спортсменами можно с успехом применять «тактику обыгрывания». Главное здесь — не входя в среднюю дистанцию, легкими «вызывать» противника и своевременно проводить встречную или ответную контратаку — с дальней дистанции. Для нейтрализации американских боксеров со средней дистанции можно применять сковывания.

4.3. Встречные удары — предпочитая атаковать американцы медленно переключаются с атаки на защитные действия, сами почти не наносят встречных ударов и ударов при отходах.

4.4. Тактика нокаута — рассматривается на примере боя, легендарного нокаутера Виктора Савченко и Джоза Круза (В котором Джоз Круз был трижды нокаутирован).

В арсенале советских боксеров имеется достаточное количество технико-тактических приемов, однако для успешного ведения боя необходимо тщательно изучать стилевые особенности противника.

 


Тактика обыгрывания — Индивидуальная манера боя (продолжительность 30 минут)

В кинофильме рассматриваются способы и приемы боя известных боксеров «игрового стиля» советского периода. (Показана просто таки масса фрагментов боев боксеров тех лет, которые иллюстрируют идеи данного кинофильма.

Игровой стиль боя:

Манеру бойцов игрового стиля можно условно разделить на три типа. Боксеры первого типа:

1. Б. Кузнецов — чемпион ХХ Олимпийских игр в Мюнхене

2. В. Агеев — двукратный чемпион Европы

Особенности техники заключаются в том что для реализации тактики обыгрывания применяется большое количество обманных действий. После проведения своей атаки и контратаки боксеры этого типа не задерживаются возле противника, а быстро отходят на дальнюю дистанцию, если боксер не успевает уйти от атаки противника он сковывает его. Применяя финты и ложные открытия они постоянно как бы дразнят противника. вызывают его. Выбрав удобный момент после обманных действий — атакуют или контратакуют.

Боксеры этого типа смело входит в ударную дистанцию противника, великолепная реакция этих боксеров позволяет им мгновенно защищаться и проводить ответные или встречные контратаки, вновь переключаться к защитам и тем самым путать противника. Боксеры этого типа выигрывают по очкам или за явным преимуществом. В своих действиях они применяют самые разнообразные удары: короткие, прямые, снизу и боковые.

Боксеры второго типа:

1. Т. Стивенсон (Куба) — Двукратный чемпион Олимпийских игр

2. В. Лемешев — чемпион ХХ Олимпийских игр в Мюнхене

Тактика обыгрывания часто сочетается с применением хорошо поставленных, акцентированных ударов, что делает представителей второго типа особенно опасными для соперников. Это очень осторожные боксеры, они подолгу выжидают удобный момент для нанесения нокаутирующего удара. В бою такие боксеры несуетливы и в отличие от боксеров первого типа менее активны. Вызовы противника на активные действия осуществляют легкими ударами левой рукой.

Основное оружие боксеров второго типа — одиночные прямые удары, как правило боксеры этого типа одерживают победы нокаутом, используя прямой удар правой в голову. Действуя в бою левой рукой они выжидают в бою удобную ситуацию, умело защищаясь на всех трех дистанциях (ближней, средней и дальней). В случае если удобный момент для нанесения удара так и не представился, они обеспечивают себе победу «по очкам», успешно применяя удары левой.

Боксеры третьего типа:

1. В. Рыбаков — призер XXI Олимпийских игр в Монреале

2. А. Ткаченко — чемпион Европы

Боксеры данного типа особенно подвижны «на ногах» и очень много маневрируют. Отсутствие в их арсенале нокаутирующего удара они компенсируют нанесением большого количества легких ударов, одиночных или серийных. Большинство побед боксеры второго типа одерживают «по очкам». Сочетая финты и легкие удары с быстрым маневрированием, они вдруг переходят в неожиданную атаку, захватывая противника врасплох в момент его неготовности.

Особенность манеры ведения боя этих боксеров — великолепная работа левой рукой. Быстро передвигаясь по рингу они применяют удары левой и в атаке и в контратаке и на отходе. Таким образом в индивидуальной манере тактика обыгрывания имеет различное выражение, это зависит от их физических и психологических особенностей и свойств темперамента.

Защита и ответная контратака:

Защиты и контратаки являются основным оружием боксера-«игровика». все действия боксера-«игровика» подчинены установке «победить — ценой наименьших потерь». Как тактический вариант оборонительные действия, защиты и ответные контратаки применяются не только боксерами-«игровиками», но и боксерами другой индивидуальной манеры боя: универсалами, нокаутерами и даже темповиками. Используя разнообразные приемы защит боксер заставляет противника промахиваться или сковывает его действия.

Вызовы и встречная контратака

В современном боксе высокой плотности ведения боевых действий, боксерам игровой манеры очень трудно выигрывать бой без точных встречных ударов. Для эффективного ведения боя наряду с применением прочных защит, боксеры должны умело пользоваться вызовами и встречными ударами. Вызовы и встречные контратаки это важная составная часть в мастерстве боксера.

 


Особенности национальных боксерских школ. (По заказу Управления прикладных видов спорта Госкомспорта СССР) (продолжительность 22 минуты) 1989 г.

Бокс отличается большим разнообразием тактик, каждый выдающийся боксер имеет свой почерк, свою индивидуальную манеру боя. Вместе с тем существуют особенности отличающие, скажем боксеров Соединенных Штатов Америки, от боксеров Советского Союза, а кубинских спортсменов от спортсменов Германской Демократической Республики.

В данном кинофильме комментируют поединки 5-го Чемпионата мира по боксу проходившего в сентябре 1989 г. в Москве, и разбирается в особенностях различных национальных школ бокса — судья международной категории Валерий Фролов и заслуженный тренер СССР Владимир Лавров.

Первая отличительная черта американских боксеров — очень высокий уровень мотивации, поскольку золотая медаль Олимпийских игр или Чемпионата мира, это путевка на профессиональный ринг большого бизнеса. Специалист всегда отличит американского боксера, от любого другого — по особенностям техники. Все они боксируют собрано, в закрытой стойке, предпочитают активно-наступательную форму ведения боя. Великолепно владеют техникой боя на средней и ближней дистанциях. Вес тела расположен на левой ноге. Все удары они наносят с максимальной силой подключая движения туловища, очень экономно и мало передвигаясь по рингу. Третьим слагаемым мастерства боксеров является их высокий уровень подготовленности к соревнованиям, другими словами — хорошая спортивная форма. Хорошая спортивная форма в сочетании с высоким уровнем мотивации дает великолепный склад стойкости и специальной выносливости. Все американские боксеры обладают завидной стойкостью и очень выносливы. Для полной характеристики мастерства американских боксеров, необходимо сказать о тактике и тактическом мышлении спортсменов. Боксеры американской школы в целом тактически грамотно строят свои поединки, однако большинство боксеров Соединенных Штатов стратегами ринга не назовешь. Отвергая хитросплетения тонкой игры на ринге, они успешно компенсируют этот недостаток силовым напором. Но вот умению надежно защищаться, у боксеров американской школы стоит поучиться всем.

Боксеры ГДР являются представителями европейской школы, однако имеют и свои отличительные особенности. Если их сравнивать с боксерами Соединенных Штатов Америки, то так же как и американцы, немецкие боксеры ведут бой в собранной стойке, но более выпрямлены и в отличие от американцев предпочитают вести бой на дальней дистанции и пользуются в основном прямыми ударами. Боксеры ГДР хорошо защищаются и много двигаются по рингу. Основной отличительной чертой техники немецких боксеров является высокая степень автоматизма выполнения приемов, они как-бы заранее «запрограмированы» на весь бой. С одной стороны высокая степень автоматизма технико-тактических действий позволяет достигать высочайшей плотности ведения боя, а с другой ограничивает тактику.

Вот уже 20 лет боксеры Кубы — бесспорные лидеры мирового любительского бокса. Самая яркая отличительная особенность боксеров кубинской школы, это их универсализм. Боксеры Кубы — могут все. Можно сказать что кубинский бокс, это европейская школа плюс латиноамериканский темперамент. При этом следует добавить что кубинские боксеры в течение многих лет тренировались под руководством советских тренеров, старательно осваивая элементы советской школы бокса. Великолепное чувство дистанции, виртуозная защита, совершенно непринужденное передвижение, умение поиграть, а в случае необходимости применить жесткий бой — вот далеко не полный перечень достоинств любого кубинского боксера. При этом по уровню мотивации, кубинские боксеры нисколько не уступают американским, однако их мотивация основана не на стремлении к выгодному профессиональному контракту, а на высоких патриотических чувствах революционеров. Спортсмены Кубы — истинные боксеры-любители — за всю историю еще ни один боксер-кубинец не ушел в спорт-бизнес, не изменил традициям олимпийцев, не смотря что многие из них несомненно смогли бы стать «звездами» и профессионального ринга. Кубинские боксеры любой весовой категории, от самой легкой до самой тяжелой, великолепно владеют любым тактическим оружием, всегда находятся в великолепной спортивной форме и все силы всегда отдают до конца победе во славу своей родины.

 

Такой вот набор получился «советских» обучающих фильмов по боксу, которые дошли до нашего времени. Странно хотя кинофильмы и создавались такой серьезной организацией как «Союзспортфильм» и под заказу и под эгидой различных Управлений спорта и единоборств, серия фильмов конечно носит очень сумбурный и обрывистый характер: то про ближний бой, то про боксеров-левшей, потом стилевые особенности национальных школ, и по методике круговой тренировки. Как будто случайно повыхватывали. особенно не думая разные темы, и сняли фильмы. При этом как можно заметить фильмы почему-то сделаны на черно-белой кинопленке, хотя год их выпуска как минимум — 1980. Уже цветные телевизоры у многих людей появились. То есть, ощущается такое вторичное отношение к боксерской подготовке — сняли что-нибудь, да и все.