Броски Каратэ (часть 2) — Каратэ Наге Ваза — классификация и особенности бросков используемых в каратэ

Обновлено: 28 декабря 2018, в 20:09

Воинские искусства начинаются и заканчиваются вежливостью

Сосай Масутацу Ояма.

Несмотря, на расхожее мнение, что каратэ является ударным единоборством, в техниках как современного, так и традиционного каратэ  все таки используются некоторые виды бросков. В современном каратэ — заимствованные в основном из бросковой техники дзюдо, в традиционном вполне себе — оригинальные . Которые, в отличие от спортивных единоборств вполне естественно имеют свои особенности, непосредственно приспособленные к специфике принципов и техник каратэ. В предыдущей статье уже были рассмотрены традиционные техники бросков (см. статью — Броски в каратэ (часть 1) Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши), от которых, в силу их необычайной жестокости, современное каратэ было вынуждено отказаться, выбрав более мягкие броски спортивных единоборств. О которых и пойдет речь в данной статье.

(При этом как можно заметить каратэ, чуть ли не единственное боевое искусство, обладающее удивительной, просто таки особенностью, по сравнению со многими другими видами боевых искусств — ее техника, постоянно структурируется и классифицируется, со знаменитой японской методичностью и скурпулезностью. И поэтому всегда вполне доступна для понимания и непосредственного изучения, на простой и понятной логической основе.)

Итак, все броски современного каратэ:

Каратэ Nage Waza (技 げ 技 Методы бросков) представляет собой набор методов, с помощью которых противник может быть брошен на землю. В то время как типичные ученики каратэ сосредотачивают большую часть своего внимания на изучении техник ударов, броски каратэ считаются незаменимыми для самообороны и, хотя не всегда обучаются, являются частью классического искусства.

История

Практический опыт показал, что одни только ударные техники могут оказаться довольно неэффективными. В определенных ситуациях или против определенных противников техники ударов не будут работать должным образом, например, когда вы находитесь в тесном пространстве, вступаете в бой с бойцом имеющим защиту, после падения или лежа. Со временем каратэ искал средства для преодоления этих недостатков.

Все еще придерживаясь своих основных принципов, между тем каратэ постепенно вводило в свой и аресенал и бросковую технику. Эти техники были выбраны в основном из боевых искусств Японии и Китая, таких как дзюдо или цинна. Адаптация других боевых искусств была особенно интенсивной в течение 19 и 20 веков. Дзюдо было, пожалуй, самым влиятельным с этой точки зрения. Дискуссии между Дзигоро Кано и Гичином Фунакоши привели к тому, что в Шотокане и Кенве Мабуни были внедрены бросковые техники. Источником вдохновения для бросковых техник в Сито-рю также были техники бросков борьбы дзюдо. В каратэ Вадо-Рю, и бросковых техник используются только подсечки борьбы дюдо, которые только лишь выполняются с более дальних дистанций нежели в дзюдо.

Характеристики бросков в каратэ

В отличие от большинства боевых искусств, техники броска каратэ подчеркивают быстроту выполнения и эффективность для проведения бросков с со средней дистанции и даже более дальних дистанций, например, когда противники дзюдо обычно находятся на расстоянии менее метра друг от друга, бойцы каратэ могут переходить к броскам и с больших расстояний. Хотя приспособленные для борьбы на расстоянии, все техники бросков каратэ все же имеют свои эквиваленты в дзюдо и джиу-джитсу.

 

Кари Вадза (Kari waza) _______________________________________________________

Кари ваза (Kari waza) (技 技 cutting techniques) — это набор техник бросков с использованием рук и ног. В отличие от того, что происходит в других боевых искусствах, удары в каратэ не требуют удержания тела вашего противника, хотя удержание может помочь в управлении техникой и направлении падения противника.

Аши Барай (Ashi barai)

Деаши бараи (Deashi Barai 掃 掃 Foot Sweep) производится по круговой траектории, против стопы противника (или ноги ниже колена), в то время как бедра отворачиваются (gyaku kaiten). Размах может свалиться, вывести из равновесия или сделать противника слишком осторожным.

 

Видео выполнения броска Деаши Бараи (Deashi Barai)

Какато гаэши (Kakato gaeshi)

Какато гаэши ( Kakato gaeshi 返 返 し reverse heel trip) помещает пятку позади пятки противника и тянет или фиксирует с противоположным движением к ноге противника. Это можно сделать с помощью сувари ваза (на коленях) или, предпочтительно, с позиции Шико Дачи.

 

Ко Учи Гари (Ko uchi gari)

Ко учи гари (Ko uchi gari 小 内 刈 незначительное внутреннее пожатие) похожа на технику ко сото гари, за исключением того, что удар наносится внутрь ноги или ступни.

 

Видео выполнения броска Ко Учи Гари (Ko uchi gari)

 

Нами гаэси (Nami gaeshi)

Нами гаэси (Nami gaeshi し 返 し returning wave strike) — это техника, в которой нога движется круговыми движениями за ногой противника, возвращая ногу на высоту колена, одновременно толкая противоположное движение. Эта универсальная техника может быть использована для атаки и защиты.

Видео выполнения броска Нами гаэси (Nami gaeshi)

О сото гари (O soto gari)

О сото гари (O soto gari 大 外 刈 major outer reaping) выполняется путем подметания вашей ноги снаружи, с весом противника на ближней пятке и на задней части ноги, на икре. Движение должно начинаться с шо дзенкуцу, или моро аши, дачи (стойка), без растяжения основания. Окончательная позиция идентична исходной позиции. Бедра сначала поворачиваются к юн кайтен (с техникой), а затем коши кайтен (далеко) с ударом, который в основном является fumikiri geri (топающий удар ударом).

 

Видео выполнения О сото гари (O soto gari)

О Учи Гари (O uchi gari)

О учи гари  (O uchi gari 大 大 刈 major inner reaping) похож на о сото гари, но в данном броска нога заводится не сбоку, а между ног противника.

Видео броска О Учи Гари (O uchi gari)

Мороте Гари (Morote gari)

Мороте гари (Morote gari 刈 手 刈 open arms reaping), или Udewa (腕 輪 браслет), выполняется после прямого удара по линии пояса, удерживая обе ноги противника, блокируя и вытягивая их, и используя любую отдачу против оппонента.

Видео броска Мороте Гари (Morote gari)

Курума ваза (Kuruma waza)_____________________

Курума ваза ((车 技 wheel techniques техника колес) — это набор техник, которые заставляют противника «свернуться калачиком» и описать круговую траекторию при падении.

Тай отоси (Tai otoshi)

Тай отоси (Tai otoshi 体落し body drop) выполняется, когда нога блокирует движение ног противника, прилагая усилие к верхней части тела противника.

Видео выполнения броска Тай отоси (Tai otoshi)

 

Сутеми Ваза (Sutemi waza)_________________________________________

Сутеми ваза (Sutemi waza 舍身 技 sacrifice techniques) — это те приемы, в которых каратека падает, одновременно отталкивая противника, контролируя оба падения в ущерб противнику.

Дзюдо и джиу-джитсу имеют похожие «техники жертвоприношений», но только с большим количеством движений. Например, tomoe guruma каратэ похожа как на tomoe-nage, так и на суми-гаэси дзюдо. В каратэ, на самом деле, не поощряется  использование sutemi waza, потому что даже если каратист полностью контролирует свое движение, все же существует некоторая степень непредсказуемости, которую в реальном бою как раз и стоит стараться избегать. Эти техники следует использовать лишь в качестве крайней меры, с одной стороны потому что методы наземного захвата (ne waza — боя в партере) в каратэ ограничены, а с другой потому что ударные техники каратэ наиболее эффективны, когда они выполняются из положения стоя.

Кани Басами (Kani basami)

Кани Басами (Kani basami 挟 挟 crab pinch), бросок также известный как «удар ножницами», очень опасный и теперь запрещенный во многих стилях каратэ технический прием.

Видео выполнения броска Кани Басами (Kani basami)

Таким образом можно выделить следующие особенности проведения бросков в каратэ:

1. Использование существующей бросковой техники других, в первую очередь японских единоборств (дзюдо) и боевых искусств (джиу джитсу)

2. В современном каратэ оригинальные бросковые техники традиционного каратэ (см. статью — Броски в каратэ (часть 1) Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши) из-за высокой травмоопасности — не используются

3. Броски из других единоборств, в каратэ приспосабливаются под использование с более дальних дистанций, нежели оригинальные броски.

4. Традиционная техника бросков каратэ, в современном каратэ — является полностью утраченной

5. Различные стили каратэ, используют различные наборы бросковых техник

И в заключение данной статьи, небольшой видеоролик, с демонстрацией бросковой техники каратэ