Советские обучающие фильмы по Самбо

» Как сказал великий математик Декарт, определите значения слов и вы избавите человечество от половины хлопот»

Давид Рудман

В общем-то обучающие фильмы по самбо советского периода уже были представлены на сайте. (см. статью САМБО — обучающие материалы)  Но в данной статье добавлены еще найденные фильмы по самбо, да и сами фильмы по самбо рассмотрены более подробно. В Сети удалось найти всего лишь шесть  фильмов по самбо советского периода, но при этом каждый фильм оказался, довольно высокого, так сказать, информационного качества.

Итак, советские обучающие фильмы по борьбе самбо.

Самбо (Самозащита Без Оружия) Советский спорт (Хроника № 4 1954 год) — двухминутный фильм по технике, можно сказать «боевого самбо» 1954 года выпуска. (В самом начале — стоит обратить внимание, тренер выходит, в таком довольно стильном спортивном комбинезоне — сейчас таких не делают. И сидит хорошо — спортивно очень. (Это кстати — мастер спорта по самбо Турин Лев Борисович, в фильме ему 42 года)

Лев Борисович Ту́рин (1912 — 1976) — заслуженный тренер РСФСР по самбо, ученик Василия Сергеевича Ощепкова. В довоенный период занимался греко-римской борьбой, дзюдо.

Чемпион Ташкента (1939). Чемпион Москвы (1946). Судья всесоюзной категории (1954). 2-й призёр Всесоюзного первенства ДСО «Динамо» (1946). После войны работал тренером в российском обществе «Динамо», затем в ДСО «Урожай». Автор ряда учебных пособий по самбо: «Самбо» (1961, 1965), «Борьба самбо» (1963, 1964), «Борьба — спорт сильных» (1966), «Молодой самбист» (1970). 

Очень короткометражный фильм, о том что такое самбо вообще. Такие фильмы, показывались в Советском союзе, в кинотеатрах перед основным полнометражным фильмом. И соответственно и снимались вообще обо всем. Чтобы, наверное таким образом развивать эрудицию советского зрителя, и знакомить его с чем-нибудь новым и полезным. (А фильм кстати очень информативный, особенно для тех кто, с самбо например не знаком.)

«… В московском обществе «Динамо» регулярно проводятся тренировочные занятия по борьбе самбо. Самбо относительно молодой вид спорта, его правила разработаны советскими спортсменами. В отличие от классической и вольной борьбы здесь разрешены болевые  приемы. Слово самбо означает — «Самозащита без оружия». В основе этого вида спорта приемы народной борьбы. »  И еще показаны и немного прокомментированы две схватки на первенстве Советского Союза по самбо проходившего в то время в г. Харькове. Вот собственно и вся информация представленная в фильме за эти короткие две минуты — то есть самый такой получается короткий ознакомительный фильм по борьбе самбо получается.

 

Фильм «В ритме самбо» (продолжительность 10 мин.) Киевнаучфильм 1978 год (Интересно в отличие практически ото всех обучающих фильмов советского периода про виды спорта, которые не смотря на годы выпуска — сняты на черно-белой кинопленке, этот фильм цветной. (Хотя и очень низкого качества) Тоже по всей видимости это короткометражный фильм для показа в кинотеатрах перед основным художественным фильмом. Причем весь фильм это по сути монолог и размышления некоего «Петра Михайловича», который в фильме кроме имени никак не упоминается. Но по всей видимости и очевидно тренер по самбо общества «Динамо». (Как видно, очень такой энергетически позитивный человек, и с воспитанниками интересно так общается — по советски.) И только в конце можно заметить коротенькую надпись «В фильме снимались Заслуженный тренер мастер спорта П. Карамалак, и его ученики»

Петр Иванович Карамалак

Родился 2 сентября 1937 года.

Спортсмен (самбо, дзюдо), тренер (дзюдо), арбитр (самбо).

Заслуженный тренер УССР. Судья всесоюзной категории (1975).

Выступал за «Динамо» (Киев)

3-й призер чемпионатов СССР по самбо (1962 — в полутяжелом весе; 1969 — в 1-м среднем весе).

Председатель тренерского совета Федерации дзюдо Украины.

Наверное, просто очень популярный был Петр Иванович в то время, что в особом представлении и не нуждался.

 

В 1985-1987 гг «Союзспортфильмом» по заказу Управления спортивных единоборств Госкомспорта СССР, была снят кинокурс под названием «Самбо» включающий в себя как минимум три короткометражных кинофильма (продолжительностью от 15 до 28 минут)

  1. «Техника борьбы стоя»
  2. «Броски руками и туловищем»
  3. «Обучение борьбе лежа»

Фильм первый «Техника борьбы стоя» (продолжительность 15:36) «Союзспортфильм» Фильм снят по заказу Управления Спортивных единоборств Спорткомитета СССР. 1985 год. Причем данный фильм является первой частью кинокурса под общим названием «Самбо»

«Технические действия в самбо проводятся в борьбе стоя или лежа. В свою очередь приемы борьбы стоя подразделяются на броски руками, туловищем, и ногами…»

И фильм соответственно разделен на три части:

1. Броски ногами (в раздел бросков ногами входят: подножки, подсечки,  зацепы, подбивы, подхваты, подсады, отхваты, ножницы, и броски через голову.

  • подножки бывают: передняя и задняя (показываются практически все варианты и способы проведения подножек в самбо)
  • подсечки (боковая, передняя и изнутри — тоже рассматриваются все варианты подсечек)
  • зацепы (стопой, голенью и обвивом)
  • подхваты (к этой группе относятся броски подхватом, подсадом, отхватом и ножницами)

Удивительно просто-таки информативный кинофильм по технике бросков ногами в самбо. Совершенно простые и понятные показы и объяснения бросков ногами.

При этом, сожалению в фильме оказался рассмотрен только этот вид бросков в самбо. Только броски ногами. (Видимо времени не хватило, или кинопленки. А может распланировали, а потом все это постепенно и забросили. Только на следующий год вышел следующий фильм (в который соответственно и были перенесены броски руками и туловищем, а потом через год еще один — и все.) Но для желающих понять структуру техники борьбы самбо, лучше фильмов наверное и не найти.

 

Фильм второй «Броски руками и туловищем» (продолжительность 25 минут) «Союзспортфильм» Фильм снят по заказу Управления спортивных единоборств Госкомспорта СССР. 1986 год. И является второй частью кинокурса «Самбо»

В этом фильме рассматриваются соответственно следующие две части:

1.Броски руками — руки основное связующее звено между борцами, они должны быть такими же чуткими как руки музыканта, ощущать малейшие усилия, тягу и давление противника и мгновенно реагировать на них.

Выведения из равновесия рывком — приемы «темповые», для их проведения используют неустойчивое положение противника и искусственно создают таковое.

(Совсем почему-то другого формата получился фильм нежели предыдущий, броски просто перечисляются — какие можно использовать  броски руками из выведения из равновесия рывком)

Способы выведения из равновесия рывком:

1. Противник теряет равновесие — центр масс сместился за площадь опоры

2. Противник вызван на неправильное перемещение ног — сократилась площадь опоры

3. Переносит вес тела на одну ногу

4. Атакующий отшагивая назад, заставляет противника широко расставить ноги

5. Используя сопротивление противника и перенос его веса тела в направлении броска

Варианты проведения приема:

  • Захватом двух рук
  • Скрещивая руки
  • Захватом за рукав и пройму
  • Захватом за пройму и отворот
  • За рукав и ворот
  • Захватом одной руки
  • Захватом руки и отворота
  • Захватом отворотов из под руки и пояса
  • Захватом отворотов и ноги
  • Захватом одноименной руки и туловища сзади
  • Выведением из равновесия захватом руки и шеи
  • Захватом руки и шеи сверху

Выведения из равновесия толчком — атакующий применяя рывок, вызывает сопротивление противника ,создает неустойчивое положение в направлении — назад. А затем шагнув вперед, одновременно резким толчком «от себя» опрокидывает противника. Толчок проводится без скручивания соперника вокруг продольной оси тела.

Разновидности приема:

  • Захватом рук
  • Руки и туловища («Посадка»)
  • Обхватом туловища

Броски захватом ног — атакующий захватывает руки, выполняя нырок с одновременным подшагиванием, захватывает ноги противника, поднимает его, а затем наклоняя разводит ноги противника и бросает его спиной на ковер, при этом таз противника должен располагаться между ногами атакующего.

Разновидности приема:

  • Вынося ноги в стороны
  • Раздельным захватом ног, не поднимая соперника
  • Обратным захватом ног

Броски захватом одной ноги

Захватом голени — атакующий захватывает одноименную ногу соперника изнутри, тянет ее вдоль ковра, а затем толчком правой руки = завершает бросок.

  • с захватом пояса через одноименное плечо
  • с захватом голени снаружи (с комбинацией захватом голени изнутри)
  • ноги двумя руками
  • обратным захватом разноименной голени изнутри
  • захватом руки и одноименной голени изнутри
  • захватом руки и упором в одноименное бедро снаружи
  • проймы и одноименной ноги изнутри

Броски захватом пятки

Захват одноименной пятки изнутри — подшагивая атакующий захватывает ногу, затем проводит рывок ноги к себе и вдоль ковра с одновременным толчком, Который и опрокидывает соперника на спину.

  • Бросок обратным захватом пятки изнутри

Боковой переворот — атакующий выполняет нырок с одновременным подшагиванием, захватывает бедро противника снаружи, как можно выше, выпрямляет ноги и выгибаясь отрывает противника от ковра. Опуская плечи соперника вниз, а ноги поднимая как можно выше, переворачивает его вниз головой, а затем отбрасывая рукой ноги противника завершает бросок

Передний переворот — подшагивание и нырок выполняются как в предыдущем варианте, а захват — другой: спереди-между ногами. Последующие фазы броска: отрыв, переворот, отбрасывание ног — аналогичны боковому перевороту.

Броски через плечи («мельница») — захват отворота, нырок с подшагиванием, захват одноименной ноги изнутри, отрыв, переворот и сбрасывание ног вперед-от себя.

Разновидности приема:

  • Захватом ноги снаружи
  • Обратным захватом руки под плечо
  • Захватом руки и пояса
  • Обратным сбросом, с выводом ног в сторону
  • «Мельница» с захватом отворота
  • Обратным захватом шеи
  • Захватом обеих рук
  • Обратным захватом голени изнутри
  • Захватом одноименной руки сбоку

Броски туловищем

1.Бросок через спину — атакующий тянет противника на себя, поворачивается к нему спиной, подбивает тазом его дальнюю ногу в верхнюю часть бедра, и наклонившись вперед-в сторону выполняет бросок. (Подбив выполняется назад вверх, при подбиве атакующий одновременно выпрямляет ноги и наклоняется.)

Разновидности приема:

  • Захватом руки под плечо
  • Обратным захватом руки под плечо с падением
  • Обратным захватом руки под плечо без падения
  • Скрещиванием захваченных рук
  • Скрестным захватом отворотов

Броски через бедро

  • Захватом пояса
  • Захватом пояса через одноименное плечо
  • «Боковое бедро»
  • «Обратное бедро»

Броски прогибом — атакующий захватывает пояс через руку соперника, сближается вплотную подшагиванием или прыжком, сгибает ноги, а затем выпрямляет их, в падении назад прогибается, отрывает противника от ковра, разворачивается грудью и завершает бросок.

Разновидности приема:

  • Отхватом туловища с рукой
  • Отхватом туловища с рукой с зашагиванием
  • Захватом шеи
  • Захватом туловища сбоку
  • Захватом туловища сзади
  • Обратным захватом туловища сверху

Приемы в данном кинофильме показывала сборная команда Советского Союза по САМБО.

 

Фильм третий «Обучение технике борьбы лежа» (продолжительность 28 минут) «Союзспортфильм» Фильм снят по заказу Управления спортивных единоборств Госкомспорта СССР. 1987 год. (По всей видимости это третья честь кинокурса «Самбо», хотя об этом в фильме в начале и не указывается.) Кстати в фильме снимается, автор двух интереснейших книг по борьбе лежа в самбо — Давид Рудман (см статью — Д. Л. Рудман «Техника борьбы лежа» том 1 «Нападение» и том 2 «Защита»)

Фильм предназначен для учащихся детских спортивных школ самбо первого и второго годов обучения. (При этом в самом начале показываются коробки с отснятыми киноматериалами — тоже интересно посмотреть на их объем.)

Удержания — это вынужденное положение, при котором соперник лежит спиной на ковре, а проводящий удержание касается своим туловищем его туловища. Можно удерживать сбоку, со стороны головы, верхом, со стороны ног. При этом положение проводящего удержание безразлично, можно лежать на животе, на спине, а кого удерживают должен находится только на спине. Если он переворачивается на живот то удержание прекращается.

Способов применить удержание очень много самое распространенное из них:

Удержание сбоку — основной прием: находясь сбоку от противника, обхватить одной рукой его за шею, руку соперника взять под мышку, прижать к себе, голову наклонить вниз, ноги развести пошире чтобы положение было более устойчивым.

Варианты выполнения удержания сбоку:

  • Захватом руки из под головы
  • Захватом двух рук — удержание спиной
  • Удержание поперек захватом за пояс и за куртку из под головы

Переходы на удержания сбоку:

  • Бросок через бедро из положения на коленях
  • Противник на животе
  • Бедро из положения стоя перед соперником стоящим на коленях
  • Бросок захватом руки под плечо
  • Бросок через бедро
  • Бросок через спину с колена
  • Бросок задней подножкой

Выход из приема:

  • Переход на болевой прием узел руки наружу
  • Переход на болевой прием узел руки внутрь
  • Переход на болевой прием узел руки наружу с захватом руки под ногу
  • Переход на рычаг колена
  • Переход на болевой прием узел руки внутрь — забеганием
  • Переход на удержание поперек и болевой прием узел руки поперек
  • Рычаг плеча

Удержание верхом — сесть верхом на соперника лежащего на спине, свои ноги подвести под ноги соперника, обхватить его руки своими руками ,прижаться крепко, туловищем к туловищу соперника и не давая ему опереться на свои ноги провести удержание.

Варианты удержания верхом:

  • С захватом руки соперника из под головы
  • С захватом руки и головы
  • Обхватом за голову и куртку
  • Скрещиванием рук соперника за головой
  • Прижиманием руки соперника к его туловищу

Входы в прием:

  • Бросок с упором в живот
  • Бросок через голову с подсадом
  • Обвив
  • Из положения — противник на четвереньках
  • Из положения — противник на животе
  • Из положения сбоку противника стоящего на четвереньках

Выходы из приема:

  • Рычаг плеча
  • Узел ноги

Удержание со стороны ног — находясь со стороны ног соперника, захватить его двумя руками за шею, и прижавшись туловищем к туловищу соперника, провести удержание.

Варианты удержания со стороны ног:

  • Обхватом шеи соперника обратным хватом
  • Захватом туловища двумя руками
  • Прижиманием руки противника к туловищу
  • Захватом за шею
  • Захватом руки противника с прижатием к груди.

 

Входы в прием:

  • Бросок зацепом
  • Бросок захватом двух ног
  • Бросок захватом за ногу и задней подножкой изнутри

Выходы из приема:

  • Болевой прием ущемлением ахиллова сухожилия
  • Рычаг плеча
  • Болевой прием ущемлением ахиллова сухожилия сидя
  • Узел руки

Удержание со стороны головы — с захватом за туловище. Основной прием: находясь со стороны головы прижаться крепко к противнику, голову опустить вниз, животом прижать плечо.

Варианты удержания со стороны головы:

  • Захват за пояс и за руку
  • Захват за пояс из под рук
  • Захват руками за пояс
  • Захват одежды из под руки
  • Захват за скрещенные руки

Входы в прием:

  • От захвата за ноги
  • Из положения — противник на четвереньках
  • Бросок захватом за шею

Выходы из приема:

  • Рычаг локтя с захватом руки между ногами
  • Узел руки внутрь
  • Рычаг на два плеча
  • Узел руки

К сожалению , это и все приемы показанные показанные Давидом Рудманом в данном фильме. Только самые, можно сказать основы борьбы лежа — о чем собственно с таким же сожалением и упоминает сам Давид Рудман. По всей видимости — основное ограничение, это ограниченный по времени формат данного кинофильма. Но к счастью для начинающих самбистов и самбистов- любителей, всю технику по борьбе лежа можно посмотреть в книгах Давида Рудмана (см статью — Д. Л. Рудман «Техника борьбы лежа» том 1 «Нападение» и том 2 «Защита»)

В фильме снимались: Заслуженный мастер спорта Давид Рудман и его воспитанники из московского клуба «Самбо-70»

Такая вот просто таки замечательная серия обучающих фильмов по самбо была отснята в 1985-1987 годах, в Советском Союзе, настоящими мастерами своего дела, как самбистами так и непосредственно людьми технически сделавшими данный кинокурс по борьбе самбо.

 

Фильм «Биография САМБО» (2001 г.) — современный фильм об истории становления и развития борьбы самбо, с многочисленными вкраплениями кинохроники советского периода.

«…Борьба самбо, рожденная в нашей стране 70 лет назад, сегодня бесспорно переживает подъем. Признание самбо на государственном уровне, дает новый импульс развитию этой спортивной дисциплины, которая по духу близка россиянам и не случайно у этого вида борьбы в России так много поклонников…»

В фильме показываются кадры о следующих видах национальной борьбы народов Советского Союза:

  • Тувинская национальная борьба «Хапсагай»
  • Грузинская национальная борьба «Чидаоба»
  • Молдавская национальная борьба «Трынтэ»
  • Узбекская национальная борьба «Кураш»
  • Дагестанская национальная борьба
  • Азербайджанская национальная борьба «Гюлеш»
  • Татарская национальная борьба «Кореш»
  • Башкирская национальная борьба на поясах «Куряш»
  • Армянская национальная борьба «Кох»

Так же, довольно подробно рассказывается об одном из основателей самбо — Викторе Афанасьевиче Спиридонове.

И о легендарном Василии Сергеевиче Ощепкове — первым из русских (да и наверное из россиян) получившем черный пояс по борьбе Дзюдо. (И довольно много видео об Василии Сергеевиче.)

И конечно же о Харлампиеве Анатолии Аркадьевиче

И далее уже об использовании борьбы самбо в годы Великой отечественной войны. (В особенности рассказ об известном самбисте Евгении Чумакове (ученике Анатолия Харлампиева) …

Коротко говоря очень информативный и интересный фильм об истории развития борьбы самбо в СССР, а затем и в России.