Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира

Интереснейшая и уникальнейшая книга для любителей борьбы в частности, и для любителей боевых искусств в целом — «Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира» Мандзяк А.С., Артеменко О.Л., Очень стоит прочитать, просто чтобы понять, на примере традиционных видов борьбы насколько все таки глубокие  корни, имеют в истории человечества — боевые искусства. В книге рассказывается о более чем 500 самых разнообразных видов борьбы, которая как оказывается традиционно практиковалась практически всеми народами планеты Земля. А ведь наверняка многие народы практиковали и прикладные виды боевых искусств, которые в отличие от борьбы, (которая сохранилась благодаря, к примеру, возможности более менее безопасного проведения разнообразных соревнований) были, по самым разнообразным причинам, со временем просто утрачены…

Скачать книгу Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. «Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира»

Все книги по боевым искусствам можно посмотреть на странице — Все книги по боевым искусствам.

Со всеми видами боевых искусств (на данный момент более 1150 видов и стилей) можно на странице — Все виды и стили боевых искусств от А до Я.

Для ознакомления:

Предисловие к книге

Борьба – уникальное явление человеческой культуры, возникшее еще в период первобытнообщинного строя. Как показывает богатый историко-этнографический материал, со

бранный исследователями среди народов до сих пор сохраняющих характерные черты первобытнообщинного строя и мышления (аборигены Австралии, жители Андаманских островов, папуасы и др.), борьба всегда выделялась среди других видов деятельности Homo Sapiens. Уже на ранних этапах своего существования она приобрела характер многофункционального действия и выступала как состязательное единоборство, игровое развлечение, ритуально-обрядовый акт, а также служила средством физической и воинской подготовки. Более того, феномен борьбы можно рассматривать как сущность человеческого существования вообще, ибо как сказал известный французский романист XIX столетия Проспер Мериме «жизнь есть борьба».

Минули тысячелетия, но в этом отношении в мире мало что изменилось. Борьба по-прежнему остается популярной, практически не утратив при этом своих изначальных функций. Большинство специалистов современности рассматривают ее как вид единоборства, в котором соперники захватывают друг друга определенным способом, пытаясь вывести из равновесия и бросить на землю, либо удержать в определенном положении некоторое время. Особенно досадно, что в некоторых авторитетных энциклопедических изданиях, борьба определяется всего лишь как «единоборства по определенным правилам, цель которых прижать соперника лопатками к ковру».

В принципе, данное определение отражает сущность борьбы, но при этом сужает ее до минимума. Само понятие борьбы намного шире принятой трактовки. На это уже обращали внимание отдельные ученые, однако их исследования доступны лишь узкому кругу специалистов, в то время как подавляющая масса теоретиков и практиков борьбы продолжает пользоваться принципом «чем проще – тем лучше», тем самым загоняя борьбу в примитивную дисциплину, где соперники непременно должны находится в вертикальном положении и хватать друг друга за элементы одежды или тело оппонента.

Как показывают наши исследования и работы ряда авторитетных ученых, борьбу можно отнести к дисциплине, которая объединяет в себе целый ряд характерных направлений и разновидностей силовых единоборств, в большинстве своем с преобладанием бросковой техники. Прежде всего, это борьба в стойке с продолжением (или без  продолжения) схватки в партере; борьба в нестандартных положениях (стоя на одном или обоих коленях, лежа на земле); единоборство верхом на лошади или другом животном (напр., верблюд), либо сидя на неодушевленном предмете (бревно, натянутая веревка, ветка дерева и т.д.) с целью сбросить соперника вниз на землю; а также разного рода простейшие единоборства с использованием подручных предметов (палка, веревка, щит, пр.) либо без них, цель которых – перетянуть противника на свою сторону, столкнуть с места или вытолкнуть за ограниченную территорию, поднять в определенном положении и т.д.

В современной спортивной науке существуют различные системы классификации борьбы: по техническим характеристикам (разрешенные/запрещенные приемы и вид одежды), области распространения, степени международного признания и т.д. Наиболее известной системой разделения видов борьбы по техническим признакам (основным разрешенным техническим действиям), является классификация Н.М. Галковского, в который выделяется семь видов борьбы:

1) Борьба в стойке без действий ногами и захватов ниже пояса (татарская корэш, русская «в схватку», французская ля лют, молдаванская трынтэ и др.);

2) Борьба в стойке с действием ногами без захватов ниже пояса (таджикская гуштингири, грузинская чидаоба, армянская кох, борьба североамериканских индейских народов алсеа tsxwa’tsxwataut и кокопа — sope’up, и др.);

3)Борьба в стойке с действием ногами и захватами ниже пояса (монгольская бохийн барилдаан, швейцарская швинген, японская сумо и др.);

4) Борьба в стойке и на земле (борцовском ковре) без действий ногами и захватов ниже пояса (греко-римская);

5) Борьба в стойке и на земле с действиями ногами и захватами ниже пояса (иранская кошти, индийская кушти, турецкая яглы гюреш и др.);

6) Борьба в стойке и партере с действием ногами, захватами ниже пояса и болевыми приемами на суставы (самбо, сингальская малла пора и др.);

7) Борьба в стойке и партере с действием ногами, захватами ниже пояса, болевыми и удушающими приемами (японская дзюдо).

Существенно, что такая классификация дает возможность для унификации традиционных и спортивных разновидностей борьбы. Следует также отметить существование еще одной линия демаркации между борьбой и других видов силовых единоборств: полное (или практически полное) отсутствие различного рода ударных техник, характерных для систем рукопашного боя. При этом, сами борцовские техники всегда составляли основной арсенал подобных систем, о чем сейчас порой забывают любители популярных восточных единоборств.

Сегодня борьбу чаще всего разделяют на две обширные категории: международные и национальные виды. К последним, как правило, относят «виды борьбы, которые культивируются отдельными национальностями, народностями по своим, отличным от международных видов борьбы, правилам». Мы считаем такое разделение поверхностным и не совсем точным. По определению, нация (от лат. natio – племя, народ) – термин, обозначающий социально-экономическую и культурно-политическую совокупность граждан одного государства, сложившуюся в результате выработки надэтнической традиции. Члены нации отличаются общегражданским самосознанием, чувством общности исторической судьбы и культурного наследия. При этом, гражданские нации были и остаются мультиэтническими образованиями (за исключением некоторых небольших государств) с разной степенью культурной и политической консолидации. Иными словами, нацию можно рассматривать, как совокупность народов (этносов). Некоторые из наций включают десятки и сотни этнических общностей, как например, индийская, индонезийская, малазийская, мексиканская, нигерийская, американская, швейцарская и другие нации.

Народ же является этнической общностью, под которой понимается группа людей, обладающих общим этническим самосознанием, разделяющих общее название, элементы материальной и духовной культуры, принадлежность к общей территории и языку, а также имеющих миф об общем происхождении. При этом, многие народы складываются
из субэтносов. Поэтому, мы считаем, что традиционные виды борьбы следует разделять на международные, национальные, народные и субэтнические.

Международные – это те виды борьбы, которые получили распространение во многих странах мира, имеют разработанную и утвержденную соответствующими международными организациями единую классификацию и общие не изменяющиеся в зависимости от места проведения соревнований правила проведения поединков. К международным в настоящее время чаще всего относят те виды борьбы, соревнования по которым включены в основную программу Олимпийских игр – это греко-римская борьба, борьба вольного стиля и дзюдо. Сюда же можно отнести некоторые виды национальной и народной борьбы, которые получили международное признание и культивируются помимо страны своего происхождения во многих других государствах, где созданы соответствующие федерации и проводятся внутренние и международные соревнования. К таковым, например, на сегодняшний день можно отнести борьбу самбо, сумо и др.

К национальным видам борьбы мы относим народные виды и разновидности борьбы, получившие признание в рамках одного государства. Национальными являются японская сумо, корейская ссирым, узбекский кураш, казахская курес, грузинская чидаоба, азербайджанская гюлеш, турецкая яглы гюреш, иранская кошти и многие другие.

В эту группу также входят виды борьбы, созданные на базе нескольких типов борьбы одного или нескольких народов. Типичным примером здесь может служить советское самбо, технический арсенал которого формировался на базе приемов национальных и народных видов борьбы ряда народов СССР (таджикская гуштингири, грузинская чидаоба, армянская кох, туркменская якалашма и др.), и был существенно дополнен техникой из международных (греко-римской, вольной, дзюдо) и национальных видов борьбы других государств (японское дзюдюцу, американский кэч-эз-кэч-кэн, стили борьбы британских островов и т.д.).

Народные виды борьбы наиболее многочисленны. В наше время на Земле проживает более трех тысяч различных народов. Большая часть из них практикует или практиковали до недавнего прошлого свои традиционные виды борьбы, которые имеют уникальную историю (реальную или мифологическую), устоявшиеся традиции устройства проведения состязаний, систему передачи знаний и подготовки борцов, а также специфический технический арсенал. Сюда относится большинство традиционных видов борьбы, представленных в данной энциклопедии: бретонская гурен, белорусская да крыжа, украинская навручки, борьба инков амачакуй, африканского народа огони бекпоо, уйгурская челиш, алеутская амгил и пр.

Еще одну группу составляет борьба субэтносов, традиционные виды которой практикуются в рамках одной этнической группы. Последняя составляет часть определенного народа, но при этом имеет свои культурные и языковые особенности. К примеру, грузинский этнос представлен 17 субэтническими группами, в которые входят аджарцы, мегрелы, сваны, хевсуры, лазы, мтиулы, пшавы, тушины и др. У многих из них борьба имеет древние корни и ярко выраженные отличия в технике и правилах. Так, например, существенные отличия от широко известной национальной грузинской борьбы чидаоба, имеют хевсурская борьба хел да хел чидаоба, сванская либургиел, борьба мтиулов мукасриса хелис цавлебит, рачинцев годжур чидаоба и др. Свои традиции и особенности борьбы сложились у лазов, проживающих сейчас в основном в Турции, а также грузин-ингилойцев Азербайджана.

Часто можно слышать утверждения о том, что народные виды борьбы технически примитивны, базируются исключительно на грубой физической силе, лишены стратегии и тактики ведения поединка, и являются лишь основанием той пирамиды, вершину которой занимают признанные международные виды (вольная, греко-римская и др.). Однако если посмотреть на реальную ситуацию, то она оказывается диаметрально противоположной. Так, арсенал «примитивной» иранской кошти в целом насчитывает порядка 1080 технических приемов, а уникальная система физической подготовки борцов индийской кушти не имеет себе равных в мире.

Мир традиционной борьбы прошлого и настоящего поражает своим разнообразием. Здесь можно найти сохранившую до наших дней ритуальные корни «борьбу гигантов» – борцов японского сумо, вес которых доходит до 135-200 кг; наследницу систем рукопашного боя японских самураев борьбу дзюдо, имеющую миллионы поклонников во всем мире; посыпающих себя пеплом перед схватками борцов африканского народа нуба, у которого борьба составляется сердцевину жизненного уклада; обильно политых оливковым маслом борцов турецкой борьбы яглы гюреш; влетающих на пару метров после молниеносных бросков борцов исландской борьбы глима, которые удерживают противника за кожаные набедренные ремни; борющихся полуобнаженными на крепчайшем морозе участников схваток традиционного якутского хапсагай или вооруженных металлическими когтями сингальских борцов малла-пора, и многое другое.

Авторы не ставили своей задачей представить полномасштабное общеисторическое описание эволюции борьбы или построить ее единую концепцию с подробной характеристикой технических элементов. Для этого можно обратиться к немногочисленным, но вполне авторитетным справочным и монографическим изданиям4. Нам хотелось показать, прежде всего, разнообразие мировых традиций и многополярность самого феномена борьбы в ее исконном проявлении как состязательного духа народов, населяющих нашу маленькую планету – «Землю Борьбы».

Алексей Мандзяк, Олег Артеменко, 16 апреля 2008 г.

Скачать книгу Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. «Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира»

Все книги по боевым искусствам можно посмотреть на странице — Все книги по боевым искусствам.

Со всеми видами боевых искусств (на данный момент более 1150 видов и стилей) можно на странице — Все виды и стили боевых искусств от А до Я.