«Скрещенные руки» в боевых искусствах Окинавы

Каратэ — это познание длиной во всю жизнь

Кенва Мабуни

Итак, для чего все-таки используются тренажеры Какия и Какете Бики рассмотренные в предыдущей статье?Что интересно основным источником информации в Сети по Какия и Какете Бики является всего лишь один сайт под названием Ryuky Martial Arts (Боевые Искусства Рюкю) — ссылка в конце статьи. На котором, в одной из статей и рассматриваются техники каратэ в отработке которых и используются тренажеры Какете Бики (Kakete-biki (掛け手引き)) и Какия (Kakiya (カキヤー)).

«Скрещенные руки» в боевых искусствах Окинавы

В китайских боевых искусствах есть множество упражнений, спарринг-методов и форм практики липких рук, которые выполняются из положения со скрещенными руками. Большинство людей знакомы с культовой сценой из фильма «Врата Дракона» Брюса Ли, в которой представлены подобные «скрещенные руки» используемые в Окинавском каратэ.

Тем не менее, я не думаю, что многие люди знают о том, в какой степени тренировки с таким видом скрещенных рук (часто называемые «мостом» или «ручным мостом») были перенесены из китайских боевых традиций в боевые искусства Окинавы.

Это стало очень важной особенностью «старого стиля» окинавского каратэ, но в значительной степени забыто в современном каратэ-до.

Прежде чем мы зайдем слишком далеко, вероятно, важно обсудить, почему позиция со скрещенными руками выгодна. По сути, это нейтральная позиция для начала тренировок в контакте с вашим партнером. Это очень похоже на позицию, в которой вы можете оказаться, блокируете ли вы удар противника или ваш противник блокирует ваш удар. Я буду использовать два кадра из «Техники партнерства сэнсэя Иха»

Вы блокируете удар противника.
Ваш противник блокирует ваш удар.

В любом случае мы получим похожую контрольную точку «арм-мостик». Позиция со скрещенными руками просто дает нам относительно нейтральную версию этой позиции для работы.

В окинавском каратэ есть ряд лингвистически связанных терминов (kakie, kakede, kakedameshi, kakete-biki и kakiya), которые все относятся к этой позиции со скрещенными руками, и я думаю, что, возможно, проще всего взглянуть на важность этой позиции с помощью исследуя эти условия.

Во-первых, важно понимать, что эти термины, по-видимому, связаны с «общим» использованием китайского термина «Гуа Шоу» ( 掛 手) , термина, который, вероятно, наиболее буквально переводится как «висящие руки». В дискуссии сТори Элларсон (который показал себя выдающимся знатоком китайских боевых искусств), после описания использования 掛 (гуа) в различных очень специфических техниках, он упомянул более широкое использование:

«Однако в общих чертах 手 手 Гуа Шоу может также относиться к нейтральной позиции моста. По сути, это своего рода общая исходная позиция, когда руки как бы подвешены друг к другу для любого типа липких рук или спарринга или чувствительности на основе моста». упражнение.»

Это именно тот тип использования, который упоминается в группе лингвистически связанных терминов, на которые я ссылался.

Каки (カ キ エ)

Давайте начнем с самого известного термина и наиболее распространенной формы тренировки со скрещенными руками, а именно, с каки.

От _Okinawa Ден Годзю Рю Каратедо_ Миядзато Эйити

Обратите внимание, что кандзи, использованный для «kakie» в книге Миядзато Синьши ( 掛 手), совпадает с «Gua Shou». Каки — это традиционная форма пуш-рук, используемая в боевых искусствах Окинавы. Хотя он широко ассоциируется с Годзю-рю, он также используется в различных ветвях Шорин-рю. Онага Шиншии из Синдзинбукан шорин рю утверждает, что каки — это старая форма свободной практики в «ти» или боевых искусствах Окинавы в старом стиле, и что его использование значительно предшествует эволюции современного рю-ха. Поэтому он утверждает, что какиэ следует считать общим достоянием всего окинавского каратэ. Я нахожу это мнение достаточно убедительным, и я склонен согласиться. Тем не менее, лучшие общедоступные ресурсы по какие поступили от практикующих Годзю-рю.

Вот видео с практикой «Кодо-рю», которая мне нравится, потому что она показывает, как каки может быть очень мягким и уступчивым в природе.

Вот сравнительно продвинутый набор формализованных упражнений для тренировки каки, ​​основанных на учениях Тайры Масаджи Синьши. Я настоятельно рекомендую, чтобы каратисты практиковали эти упражнения независимо от стиля. Хотя они были разработаны (и для) практикующими Годзю-рю, они содержат методы, которые могут быть полезны для каждого каратиста.

Какеде (掛 け 手)

Далее мы должны обсудить тесно связанную практику под названиемКакеде (掛 け 手) [произносится Какиди (カ キ デ ィ ー) в Учинагучи]. Вы заметите, что кандзи такие же, как те, что используются Миядзато Синьши для каки и «Гуа Шоу» в китайских боевых искусствах. Kakede является традиционной формой свободного спарринга, которая практиковалась в Suidi и Tumaidi. Как и kakie, это делается из положения со скрещенными руками, и из него практикуются различные техники ближнего боя. Кроме того (также как и kakie), он опирается и развивает тактильную чувствительность. Сегодня эта практика в основном поддерживается в линии Motobu Kenpo Motobu Choki Shinshii. Он отличается от kakie тем, что не использует повторяющиеся движения рук вперед и назад.Theory 中線 ] теория). Положение Meotode само по себе является областью, заслуживающей некоторого изучения.

Meotode
Kakede (какиди) выполняли с обоими партнерами в позе Meotode со скрещенными руками на запястье. Это вынуждает практикующих работать над методами ближнего боя, и борьба происходит в «реакционном промежутке», означающем, что вы слишком близки, чтобы полагаться только на визуальный вклад. Вместо этого нужно выработать довольно утонченное чувство тактильной чувствительности, которое позволяет эффективно бороться на этом расстоянии. Из-за этого более или менее постоянный контакт с противником является основной чертой этого вида ближнего боя, и контроль конечностей становится чем-то важным. 
 
Вот несколько ссылок, которые показывают (и в некоторой степени описывают) практику kakede в Motobu Kenpo. Со страницы Facebook Мумонкан Додзе (нажмите на картинку, чтобы перейти к актуальной ссылке)

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.426343780824423.1073741833.206443519481118&type=1

 Одна из подписей к фото интересным образом описывает kakede: « Очень интеллектуальная система ближнего боя, основанная на чувствительности, внутри реакционного промежутка, из нашей программы Motobu-ryu. Часть наследия семьи Мотобу из старого королевства Окинава Рюкю»
 
Я хочу поблагодарить Мотобу Наоки Шинши (внука Мотобу Чоки Шинши) за очень терпеливое описание и обсуждение со мной практики Мотобу Кенпо Какэди (какиди), пока я не смог понять ее в общих чертах. Ваше терпение и щедрость высоко ценятся. Я также хочу поблагодарить Роберта Риверса Синшии за подтверждение / уточнение нескольких моментов, а также за добавление некоторых дополнительных идей.
 
Кроме того, в течение многих лет я подозревал, что эта позиция со скрещенными руками использовалась для свободных боев в каратэ старого стиля на основе интуиции и индуктивного мышления. Я начал делать значительную часть своего свободного запаса с этой позиции и нашел это неоценимым методом поддержания общей динамики каратэ в старом стиле в сценарии свободного спарринга (который сильно отличается от спортивного ощущения большинства свободных спаррингов). , который использует гораздо большее расстояние между партнерами). Мне было очень приятно узнать, что эта интуиция была правильной и что эти методы были сохранены в непрерывной традиции в Мотобу Кенпо. 
Мияги Тёдзюнь Шиншии и Кёда Джухацу Шиншии

   
Похоже, что я определенно не единственный, кто имел эту интуицию. Например, вот очень интересное видео Криса Денвуда Шинши, демонстрирующее различные методы контроля конечностей, полученные из ката Найханчи, все это делается с позиции Kakede.

 

Kakedameshi (掛 け 試 し)

Мотобу Чоки Шинши был известен тем, что сражался более чем в 100 матчах какадамэши.

Затем идет kakedameshi (掛 け 試 し). Согласно Мотобу Наоки Шинши, какеде обычно практикуется без какого-либо жесткого контакта, и поэтому это очень безопасный и приятный метод практики ваза и свободного боя. Тем не менее, была тесно связанная форма испытания давлением или борьбы с вызовами, называемая kakedameshi. Многие люди считают, что kakedameshi был формой драки без правил, но это не так. Существовали некоторые основные правила (которые, казалось, немного различались), и люди часто приносили «секунды» на такие матчи. Также иногда будет арбитр или судья. Согласно Мотобу Чосеи Синши и Мотобу Наоки Шинши, kakedameshi означает «тест» или «матч» (tameshi 試 し) от kakede.

Мотобу Шиншии и Кониши Шиншии

В то время как были некоторые основные правила, kakedameshi был очень трудным делом с травмами, являющимися обычным явлением, и смертельные случаи не были неслыханными. Таким образом, по сути, это была форма тестирования под давлением, когда практикующие могли испытать свои методы на опытном и полностью сопротивляющемся партнере (с тяжелым контактом), который был выполнен в основном в стиле kakede. Я не могу не напомнить о матче в фильме Брюса Ли в верхней части этого поста, но, конечно, без кинодрамы и театральных постановок.

 

Kakete-biki (掛 け 手 引 き) и Kakiya (カ キ ヤ ー)

Kakie, Kakede и Kakedameshi были важными практиками в старом стиле каратэ, и работа с этой позицией на мосту рук, тренировка контроля конечностей и борьба на близком расстоянии были настолько важными для боевых искусств Окинавы того периода, что специальное устройство было импортируется из Китая, что позволило на практике эти методы без партнера.

«Скрещенные руки» без партнера

Это был тип деревянного манекена, который обычно упоминается как kakete-biki («kakede» puller) в искусстве, производном от Suidi, и как kakiya в искусстве, полученном из Нафади. Мне кажется ясным, что термин kakete-biki связан с (и получен из) kakede, и что термин kakiya связан с (и получен из) словом kakie.

Вы заметите, что какия явно описывается как устройство для тренировки каки в _Okinawa Den Goju Ryu Karatedo Миядзато Синьши.
Какия связана с какие

Это устройство когда-то было достаточно распространено в боевых искусствах Рюкю, и его можно увидеть на многих старых фотографиях, полученных как от произведений искусства Суиди (Шорин рю, Мотобу Кенпо и т. Д.), Так и от искусства Нафади (Годзю-рю, То’он-рю и т. Д.). Проекты для создания этого устройства были также довольно распространены в довоенных книгах по каратэ.

Однако современное каратэ-до полностью забыло о существовании этого устройства. Это, очевидно, потому, что современное каратэ-до уделяет мало внимания контролю конечностей или вообще не делает его, что делает такое устройство совершенно лишним.

Арм-мостовой переход от Найханчи Шодан (замедленная съемка)

Вот видео, показывающее Jerry Leverett Jr ‘s Kakiya (отличный дизайн для использования в помещении), а также некоторые упражнения, которые он использует.

Вот видео, показывающее еще несколько очень интересных упражнений.

Я надеюсь, что, иллюстрируя важность положения скрещенных рук в более старых окинавских боевых искусствах, я также помог пролить некоторый свет на центральную роль ближнего боя, тактильной чувствительности и контроля конечностей в старом стиле каратэ. ,

Я также надеюсь, что статья даст пищу для размышлений, новые учебные идеи для изучения и вдохновение для дальнейших исследований.

Источник: Ryuky Martial Arts (Боевые Искусства Рюкю)

см. так же статью Какете Бики (Kakete-biki (掛け手引き)) и Какия (Kakiya (カキヤー))