Словарь корейских терминов в Тхэквондо
Как и во всяком национальном боевом искусстве, в Тхэквондо для обозначения всех терминов, названий техник и приемов, команд традиционно используется корейский язык.
Содержание
- 1 Общие названия и термины:
- 2 Термины применяемые в названиях:
- 3 Числительные:
- 4 Количественные. Сколько?
- 5 Порядковые. Какой?
- 6 Этикет и Униформа
- 7 Этикет:
- 8 Униформа:
- 9 Команды
- 10 Команды применяемые в ходе тренировки и термины входящие в них:
- 11 Стойки и Положения
- 12 Стойки:
- 13 Положения:
- 14 Ударные и блокирующие части тела
- 15 Положение руки (кисти):
- 16 Положение ноги (стопы):
- 17 Уровни и направления
- 18 Уровни:
- 19 Направления:
- 20 Защита (блоки) в тхэквондо
- 21 Одной рукой:
- 22 Двумя руками одновременно:
- 23 Удары руками (кулак, кисть, локоть)
- 24 Кулаком:
- 25 Раскрытой кистью:
- 26 Локтём:
- 27 Предплечьем:
- 28 Удары ногами в тхэквондо
- 29 удары ногами:
- 30 Составляющие:
- 31 Движения (перемещения)
- 32 Основные стэпы:
- 33 Движения используемые в пхумсе
- 34 Серии формальных комплексов
- 35 Формальный комплекс:
- 36 Ученическая серия формальных комплексов
- 37 Ученическая серия формальных комплексов
- 38 Мастерская серия формальных комплексов
Общие названия и термины:
ТХЭКВОНДО – путь руки и ноги;
КУГ КИ – флаг;
ПХУМСЭ – формальный комплекс;
КЁРУГИ – вольный спарринг;
ДЖАН – заданная форма упражнения;
МАЧЖУ-КЁРУГИ – заданная форма вольного спарринга;
МАЧЖУ-БОГУ – заданная форма одношагового спарринга;
СУЛ – техника;
ДЖИРУГИ-СУЛ – техника ударов кулаком;
ЧИРУГИ-СУЛ – техника колющих ударов руками;
ЧИГИ-СУЛ – техника хлещущих ударов;
МАККИ-СУЛ – техника блоков;
ЧАГИ-СУЛ – техника ударов ногами;
ХОСИН-СУЛ – техника самообороны;
ДУК-СУЛ-ПУМ-ЙОНГ – специальная техника;
КЁ ПА – разбивание предметов;
КИХАП – короткий концентрированный выкрик;
ДОЯНГ – площадка для спарринга;
ДОДЖАН – зал для тренировки;
КЫП (ГЫП) – ученическая степень (с 10 по 1-ый);
ДАН – мастерская степень (с 1 по 9 -ый);
ПУМ – детская мастерская степень (с 1 по 3 -й);
КОН-КИК – атакующая серия ударов;
ПАЛЬ ЧАГИ САМ БОН ТАРИ – заданная атака состоящая из 3 ударов ногами;
ХАН БОН (ДУ БОН,СЭ БОН) КЁРУГИ – заданная форма спарринга на 1(2,3) шага.
АНЬО ХАШИМНИКА – здравствуйте
ХАМСАМНИДА – спасибо
АН – вовнутрь
БАКАТ – наружу
АП -вперед
ДВИТ – назад
ТОЛИО – сбоку
ЮП – вбок
НЭРИО – сверху
ДО – путь
КИ – энергия
КИХАП – концентрированный боевой крик
САБУМ -инструктор с черным поясом
САБУМ НИМ -инструктор с 4 даном и выше, мастер, учитель
КЬО САХ НИМ – инструктор с цветным поясом
ТВИО – прыгать
ХЕЧЬО – клин, раздвигать
СУЛЬ – искусство
КЕРУГИ – поединок
ДЖАЮ – свободный
ТИ – пояс
САМБОН – тройной
ДУБОН – двойной
САМБОН КЕРУГИ – трехшаговый базовый спарринг
ИБОН КЕРУГИ – двухшаговый базовый спарринг
ХАНБОН КЕРУГИ – одношаговый базовый спарринг
ХОСИНСУЛЬ – самооборона
ПУМСЭ – формальный комплекс упражнений,
КЬОК ПА – испытание силы путем разбивания предметов
ДОБОК – костюм бойца тхэквондо
ДОДЖАН – зал для занятий тхэквондо
КИБОН – базовая техника
ДОНЧЖАК – движения
ЧАСЭ – стойки
КИСУЛ – техника
ХОГУ – протектор (жилет)
ДОДЯНГ – МЕСТО ЗАНЯТИЙ
ХАНБОН – один шаг
ТЭГУК – “высший предел”, название ученических формальных комплексов
КЁНГО – предупреждение
ГАМДЖОМ -штрафное очко
ЧОН – синий
ХОН – красный
Термины применяемые в названиях:
СОГИ – стойка, позиция;
МАККИ – защита, блокировка;
ЧАГИ – удар ногой;
ДЖИРУГИ – удар проникающий;
ЧИРУГИ – удар колющий;
ЧИГИ – удар хлещущий;
ФУРИО – рвущий;
НАКО – в форме крючка;
МИРО – толкание;
МОК – шея;
ТОК – подбородок;
МОМ – туловище (корпус);
МОМДОЛЬО – поворот корпуса;
ТИО – прыжок;
ГОДОРО – поддержка;
СУРО – зацеп;
ЧАПКО – захват;
ХЭЧО – клин,(раздвигать);
ДЖЭЧЭ – перевернутый (наоборот);
МЭ – основание;
ДЫНГ – тыльная сторона;
ДУРРО – поднимать;
КОК КИ – удар с захватом;
ДУРО – дуга;
ОЛЛИГИ – подъём (поднимать);
ДАРИ-ФУРИГИ – рвущее движение (мах) по окружности;
ОТГОРО – крестообразный;
ЧЕТТАРИ – одновременно;
БАВИ – скала;
МИЛГИ – двигать (сдвигать);
КАВИ – ножницы;
АГИ – вилка (ухват);
ДЖУГАН – маленький;
ЧИКО – короткий;
КЫМГАН – алмаз;
КУН – большой;
ЧОГИ – шарнир;
МОНЭ – удавка, ярмо;
ПЬОДЖОК – цель;
САНТУЛЬ – горообразный;
ХВАНСО – коровьи рога;
ИОТ ГЁЛЬ – с крестный;
ТОНМИЛГИ – что-то круглое, зажатое в руках;
ДЖЕБИПУМ – поза ласточки;
ГЬОПСОН – положение одна над другой кисти рук;
БО ДЖУМОК – ладонь прикрывающая кулак (восточная форма приветствия);
БОМ – тигр;
ХАКДАРИ – журавль;
КАЛЬДЖЕБИ – захват шеи, приём удушения;
СЭВО – вертикальный (плоский);
ОПО – горизонтальный (плоский);
ПЬОН – плоский.
Числительные:
Количественные. Сколько?
1. Хана – один
2. Туль – два
3. Сэт – три
4. Нэт – четыре
5. Дасот – пять
6. Ёсот – шесть
7. Ильгоп – семь
8. Ёдоль – восемь
9. Ахоп – девять
10. Ёль – десять
Порядковые. Какой?
1. Иль – первый
2. И – второй
3. Сам – третий
4. Са – четвертый
5. О – пятый
6. Юк – шестой
7. Чиль – седьмой
8. Пхаль – восьмой
9. Ку – девятый
10. Сип – десятый
Этикет и Униформа
Этикет:
A НЁНГ ХА СЕЁ – здравствуйте; (г глухое)
АН ЁНГ ХИ КЕ СЭЁ – до свидания; (г глухое)
КАМСА ХАМНИДА – спасибо, учитель, за тренировку;
КУГ КИ Э ДЭ ХАН – повернуться к флагу;
ЧЭ СОН ЫЛЬ ТА ХА ГЕТ СЫМНИДА – мы готовы стараться;
САБОМ НИМ – учитель, тренер ( 3 – 5 дана);
КВАН ДЖЯН НИМ – мастер (выше 5 дана).
КЁСАНИМ – учитель,тренер
Униформа:
ДОБОК – форма для занятий тхэквондо;
ТИ – пояс для формы;
ХОГУ – протектор, защитный жилет;
МОРИ БОХОДЭ – шлем;
ДАРИ БОХОДЭ – щитки на голень;
ПХАЛЬ БОХОДЭ – щитки на предплечье;
НАМ СОН БОХОДЭ – бандаж, защищающий пах.
Команды
Команды применяемые в ходе тренировки и термины входящие в них:
ДЖУН БИ – приготовиться;
ЩИ ДЖАК – старт, начать;(дж-j)
Товары для тхэквондо КЫ МАН – стоп, закончить;
ЧАРЁТ – смирно;
ХЭЧЁ МОЁ – стройся;
ХЭЧЁ – разойтись;
ПАРО – возвратиться, вернуться в исходное положение;
ТИРО ТУРА – кругом, поворот кругом на 180°;
ПУМПАКО – смена позиций;
ГЁ ДЭ – смена (задания);
СО – стоять (вольно);
ИРОСОТ – встать;
ДЖА ХЯН У – повернуться и поклониться друг другу;
КЁНЭ – поклон;
БОН УИ ЧИ – обратно на место;
ТИО – бегом;
УЙРО ТЬО – прыжки;
АН ДЖЯ – сесть;
КАЛЛЁ – пауза,
КЕСОК – продолжить;
ДЖУЛЬ – шеренга;
МУРЫП КУРО КЁНЭ – поклон на коленях;
ЧЁН – синий;
ХОН – красный;
КЁНГ ГО – предупреждение;
КАМ ЧЁН- штрафное очко;
ХЭЧОН – раунд;
СУН – победа;
ТВЭ-ЧАН – дисквалификация;
УНГЁ – атака (атакующий);
МАНО – защита (защищающийся);
ФУРИО-Э-МАЧОСО – движение по порядку (на счёт);
ФУРИО-ОБЧИ – движение без порядка (без счёта).
Стойки и Положения
Стойки:
МОА-СОГИ – стойка готовности;
ЧАРЁТ-СОГИ – стойка приветствия;
ПЬЁНХИ-СОГИ – открытая стойка;
НАРАНХИ-СОГИ – параллельная стойка;
АН-ЧЖОН-СОГИ – закрытая стойка;
ЧУЧУН-СОГИ – широкая стойка (стойка наездника);
АП-СОГИ – передняя высокая стойка;
ДИТ-СОГИ – задняя высокая стойка;
АП-КУПИГИ – передняя низкая стойка;
ТИ-КУПИГИ – задняя низкая стойка;
ПОМ-СОГИ – стойка тигра;
ХАК-ДАРИ-СОГИ – стойка на одной ноге;
КОА-СОГИ – стойка со скрещенными ногами.
Положения:
ДЖУНБИ-ЧЕСЭ – исходное положение готовности;
ДЖУНБИ-СОГИ – основная стойка готовности;
ГИБОН-ДЖУНБИ – основное положение готовности рук;
КЁРУГИ-ДЖУНБИ – спарринговое положение готовности;
ДЖУГАН-ДОЛЬ-ЧОГИ – положение готовности при котором один кулак находится над другим;
ДЖЭБИПУМ – положение полёт ласточки;
БО-ДЖУМОК – восточная форма приветствия (правая кисть в кулаке, а левая сверху обхватывая накрывает правую);
ТОН-МИЛГИ-ДЖУНБИ – положение готовности с открытыми руками;
ГЬОП-СОН-ДЖУНБИ – положение миролюбия, при котором две ладони одна над другой образуют угол указывающий вниз.
Ударные и блокирующие части тела
Положение руки (кисти):
ПХАЛЬ – рука;
ДЖУМОК – кулак;
ТЫН-ДЖУМОК – тыльная сторона кулака;
МЭ-ДЖУМОК – основание кулака (со стороны мизинца);
ПЙОН-ДЖУМОК – плоский кулак (полузакрытый, 2-е фаланги пальцев);
ПАМ-ДЖУМОК – кулак с выдвинутой фалангой среднего пальца (кулак в форме каштана);
СОН – кисть;
ПАТАН-СОН – основание ладони;
СОН-НАЛЬ – ребро ладони (со стороны мизинца);
СОН-НАЛЬ-ДЫНГ – ребро ладони (со стороны большого пальца);
КОМБЕ-СОН – запястье;
КЫТ – палец;
СОН-КЫТ – кончики пальцев;
ГАВИ-СОН-КЫТ – указательный и средний палец;
ХАН-СОН-КЫТ – указательный палец;
АГИ-СОН – вилка, указательного и большого пальца;
ПХАЛЬ-МОК – предплечье;
АН-ПХАЛЬ-МОК – предплечье со стороны большого пальца;
ПАККАТ-ПХАЛЬ-МОК – предплечье со стороны мизинца;
ПХАЛЬ-ГУП – локоть.
Положение ноги (стопы):
ПАЛЬ – нога;
БАЛЬ -стопа;
БАЛЬ-НАЛЬ – ребро стопы со стороны мизинца;
БАЛЬ-НАЛЬ-ДЫНГ – ребро стопы со стороны большого пальца;
БАЛЬ-ПАДАК – подошвенная поверхность стопы;
АП-ЧУК – передняя часть подошвы под суставами пальцев;
ДИТ-ЧУК – пятка со стороны подошвы;
ДИТ-КУМ-ЧИ – пятка со стороны ахаилова сухожилия;
МУРЫП – колено.
Уровни и направления
Уровни:
ОЛЬГУЛЬ – верхний (голова и шея);
МОМТОМ – средний (от ключицы до пупка);
АРЕ- нижний (ниже пояса).
Направления:
АП – вперёд;
АПЕ – вперёд вверх;
ЁП – в сторону;
ДИТ – назад;
АН – внутрь (снаружи внутрь);
ПАККАТ – наружу (изнутри наружу);
НЭРЁ – вниз (сверху вниз);
НОПИ – вверх (снизу вверх);
ДОЛЬО – по кругу (круговой);
СЭВО – вертикально (вертикальный плоский);
БАРО – противоположный;
БАНДЭ – односторонний;
ОРЫН – право (правосторонний);
УЙЭН – лево (левосторонний);
ОЛЬО – восходящий.
Защита (блоки) в тхэквондо
Одной рукой:
ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ – верхний блок предплечьем;
БАККАТ-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ – верхний блок внешней частью предплечья наружу;
АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-ГОДОРО-МАККИ – верхний блок внутренней частью предплечья с поддержкой;
АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ – средний блок внутренней частью предплечья наружу;
АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ГОДОРО-МАККИ – средний блок внутренней частью предплечья с поддержкой;
АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАТАНСОН-ГОДОРО- МАККИ – средний блок внутренней частью предплечья с поддержкой ладонью;
АН-ПХАЛЬМОК-ДУРО-ОЛЛИГИ – блок подъёмом вверх (подхват) внутренней частью предплечья;
БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-АН-МАККИ – средний блок внешней частью предплечья внутрь;
БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ – средний блок внешней частью предплечья наружу;
БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ГОДОРО-МАККИ – средний блок внешней частью предплечья наружу с поддержкой;
ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ – нижний блок предплечьем;
ПХАЛЬМОК-АРЭ-ГОДОРО-МАККИ – нижний блок предплечьем с поддержкой;
ХАН-СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ – верхний блок ребром ладони;
ХАН-СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ – верхний блок ребром ладони наружу;
СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ – верхний блок ребром ладони, усиленный;
ХАН-СОННАЛЬ-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ – средний блок ребром ладони наружу;
ХАН-СОННАЛЬ-МОМТОН-АН-МАККИ – средний блок ребром ладони внутрь;
СОННАЛЬ-МОМТОН-МАККИ – средний блок ребром ладони, усиленный;
СОННАЛЬ-ДЫНГ-МОМТОН-МАККИ – средний блок ребром ладони со стороны большого пальца;
ХАН-СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ – нижний блок ребром ладони;
СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ – нижний блок ребром ладони, усиленный;
БАТАНСОН-МОМТОН-МАККИ – средний блок ладонью; (буква Б мягко, почти как П)
БАТАНСОН-НУЛЛО-МАККИ – блок прижимом ладонью вниз (сбив). (буква Б мягко, почти как П)
Двумя руками одновременно:
ПХАЛЬМОК-ОТГОРО-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ – верхний крестообразный блок предплечьями;
ХВАНСО-МАККИ – блок коровьи рога (2 ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ);
САНТУЛЬ-МАККИ – блок гора (АН- ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ -МАККИ+ БАККАТ-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-АН-МАККИ, руки в одной плоскости с туловищем);
ХЭЧО-САНТУЛЬ-МАККИ – блок гора (2 АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ- БАККАТ-МАККИ, руки в одной плоскости с туловищем);
ПХАЛЬМОК-КЫМГАН-МАККИ – алмазный блок предплечьями (ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+ ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ);
ПХАЛЬМОК-КЫМГАН-МОМТОН-МАККИ – средний алмазный блок (ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+ АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ);
ПХАЛЬМОК-ОСАНТУЛЬ-МАККИ – блок на две стороны предплечьями (ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ+АН-ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ руки в одной плоскости с туловищем);
БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ – средний блок клином внешней частью предплечий (2 БАККАТ-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-МАККИ);
АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ – средний блок клино внутренней частью предплечий (2 АН-ПХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ);
КАВИ-МАККИ – блок ножницы (АН-НХАЛЬМОК-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ+ ПХАЛЬМОК-АРЭ-МАККИ);
ПХАЛЬМОК-ОТГОРО-АРЭ-МАККИ – нижний крестообразный блок предплечьями;
ПХАЛЬМОК-АРЭ-ХЭЧО-МАККИ – нижний блок клином (2 ПХАЛЬМОК- АРЭ-МАККИ);
СОННАЛЬ-КЫМГАН-МАККИ – алмазный блок ребром ладоней (СОННАЛЬ- ОЛЬГУЛЬ-МАККИ+СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ);
СОННАЛЬ-ОТГОРО-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ – верхний крестообразный блок ребром ладоней;
СОННАЛЬ-ДЫНГ-ОСАНТУЛЬ-МАККИ – блок на две стороны ребром ладоней (СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ+ СОННАЛЬ-ДЫНГ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ руки в одной плоскости с туловищем);
СОННАЛЬ-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ – средний блок клином ребром ладоней (2 СОННАЛЬ-МОМТОН-БАККАТ-МАККИ);
СОННАЛЬ-ДЫНГ-МОМТОН-ХЭЧО-МАККИ -средний блок клином ребром ладоней со стороны большого пальца;
СОННАЛЬ-АРЭ-ХЭЧО-МАККИ – нижний блок клином ребром ладоней (2 СОННАЛЬ-АРЭ-МАККИ);
СОННАЛЬ-ОТГОРО-АРЭ-МАККИ – нижний крестообразный блок ребром ладоней.
Удары руками (кулак, кисть, локоть)
Кулаком:
ДЖУМОК-ЧИРИГИ – прямой удар кулаком вперёд;
ХАН-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – одиночный удар кулаком;
ДУ-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – два поочерёдно наносимых удара кулаками;
СЭ-БОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – три поочерёдно наносимых удара кулаками;
ДУ-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – удар двумя кулаками одновременно;
ДЖУМОК-БАРО-ЧИРИГИ – удар кулаком, разноимённый выдвинутой вперёд ноге;
ДЖУМОК-БАНДЭ- ЧИРИГИ – удар кулаком, одноимённый выдвинутой вперёд ноге;
ДЖУМОК-ЧЕТТАРИ ЧИРИГИ – удар одновременно двумя кулаками из положения ДЖУГАН-ДОЛЬ-ЧОГИ;
ДЖУМОК-ЙОП- ЧИРИГИ – удар кулаком в сторону;
ДЖУМОК-СЭВО-ЧИРИГИ – удар вертикальным кулаком;
ДЖУМОК-ДЖЭЧЭ-ЧИРИГИ – удар перевёрнутым кулаком;
ДЖУМОК-ДОЛЬО-ЧИРИГИ – удар кулаком по кругу;
ПЬОН-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – удар полузакрытым кулаком (фалангами пальцев);
БАМ-ДЖУМОК-ЧИРИГИ – удар кулаком с выставленной фалангой среднего пальца (кулак в форме каштана);
КУН-ДОЛЬ-ЧОГИ – удар кулаком по малой окружности;
ДЫНГ-ДЖУМОК-АПЕ-ЧИГИ – удар тыльной стороной кулака вперёд;
ДЫНГ-ДЖУМОК-ПАККАТ-ЧИГИ – удар тыльной стороной кулака в сторону;
МЭ-ДЖУМОК-ЧИГИ – удар основанием кулака.
Раскрытой кистью:
ПЬОН-СОНКЫТ-СЭВО-ЧИРУГИ – удар кончиками пальце (вертикально поставленной ладони);
ПЬОН-СОНКЫТ-ОПО-ЧИРУГИ -удар кончиками пальцев (ладонью вниз);
ПЬОН-СОН-КЫТ-ДЖЭЧЭ-ЧИРУГИ – удар кончиками пальцев (ладонью вверх);
СОННАЛЬ-АН-ЧИГИ – удар ребром ладони внутрь;
СОННАЛЬ-БАККАТ-ЧИГИ – удар ребром ладони наружу;
СОННАЛЬ-ДЫНГ-АН-ЧИГИ – удар ребром ладони со стороны большого пальца внутрь;
СОННАЛЬ-ТЫНГ-ПАККАТ-ЧИГИ – удар ребром ладони со стороны большого пальца наружу;
ГАВИ-СОНКЫТ-ЧИРУГИ – удар двумя пальцами (указательный и средний);
АГИСОН-ЧИГИ – удар ухватом ?вилкой? (ухват образуют большой и указательный палец);
ХАН-СОНКЫТ-ЧИРУГИ – удар одним пальцем (указательным);
СОНКЫТ-ЧОГИ – удар кончиками пальцев (образующих щепоть);
АТАНСОН-ЧИГИ – удар основанием ладони.
Локтём:
ПХАЛЬКУП-ЧИГИ – удар локтём;
ПХАЛЬКУП-ОЛЬО-ЧИГИ – удар локтём вверх;
ПХАЛЬКУП-ДЛЛЬЁ-ЧИГИ – удар локтём по кругу;
ПХАЛЬКУП-ЙОП-ЧИГИ – удар локтём в сторону;
ПХАЛЬКУП-ДИТ-ЧИГИ – удар локтём назад;
МОНГЭ-ЧИГИ – удушающий удар (выполняется сразу обеими локтями).
Предплечьем:
ПХАЛЬМОК-ЧИГИ – удар предплечьем;
ПХАЛЬМОК-БАККАТ-ЧИГИ – удар предплечьем наружу;
ПХАЛЬМОК-АН-ЧИГИ – удар предплечьем внутрь.
Удары ногами в тхэквондо
удары ногами:
АП-ЧАГИ – удар ногой вперёд;
МИРО-ЧАГИ – толчок всей стопой;
ЧИКО-ЧАГИ – удар ногой сверху вниз, короткий, всей стопой;
НЭРЬЁ-ЧАГИ – удар ногой сверху вниз;
НЭРЬЁ-АН-ЧАГИ – удар ногой сверху вниз снаружи внутрь;
НЭРЬЁ-БАККАТ-ЧАГИ – удар ногой сверху вниз изнутри наружу;
ДОЛЬО-ЧАГИ – удар ногой по окружности внутрь;
АП-ДОЛЬО-ЧАГИ – удар ногой по окружности вперёд и вверх, без заноса колена за ось атаки;
ПИТ-ЧАГИ – удар ногой под углом 45 внутрь;
БАНДАЛЬ-ЧАГИ – удар ногой по малой окружности внутрь с заносом колена за ось атаки;
БИТУРО-ЧАГИ – удар ногой по малой окружности наружу;
ТИТ-ЧАГИ – удар ногой назад;
СЭВО-АН-ЧАГИ – вертикальный удар ногой снаружи внутрь;
СЭВО-ПАККАТ-ЧАГИ – вертикальный удар ногой изнутри наружу;
БАНДЭ-ЧАГИ – удар прямой ногой;
ФУРИО-ЧАГИ – рвущий удар ногой;
НАКО-ЧАГИ – удар ногой в форме крючка;
СУРО-ЧАГИ – удар зацепом (подсечка);
НУЛЛО-ПАККАТ-ЧАГИ – внешний удар прижим (среднее между йоп-чаги и миро-чаги, пятка ударной ноги направлена наружу);
НУЛЛО-АН-ЧАГИ – внутренний удар прижимом (пятка ударной ноги направлена внутрь);
МУРЫП-ЧИГИ – удар коленом;
ПАЛЬ-ОЛЛИГИ – прямой мах ногой;
ДАРИ-ФУРИГИ – мах ногой по кругу.
Составляющие:
АП-ПАЛЬ-ЧАГИ – удар впереди стоящей ногой;
ДВИ-ПАЛЬ-ЧАГИ – удар сзади стоящей ногой; ( буква Д произносится мягко, между Д и Т, Буква В почти не произносится)
АН-ЧАГИ – удар ногой внутрь;
БАККАТ-ЧАГИ – удар ногой наружу; (буква Б произносится мягко, между П и Б)
АП-ЧУК-ЧАГИ – удар подушечками пальцев;
ДВИ-ЧУК-ЧАГИ – удар пяткой; ( буква Д мягко, между Т и Д)
ДВИ-КУМЧИ-ЧАГИ – удар пяткой со стороны ахиллово сухожилия; ( произношение такое же, как и предыдущее)
БАЛЬ-ПАДАК-ЧАГИ – удар всей стопой; ( Буква Б произносится мягко, почти как П)
БАЛЬ-НАЛЬ-ЧАГИ – удар ребром стопы; ( буква Б мягко, почти как П)
БАЛЬ-ДЫНГ-ЧАГИ – удар подъёмом стопы; (буква Б произносится мягко, почти как П)
ТЬО-ЧАГИ – удар ногой в прыжке;
МОМДОЛЬО-ЧАГИ – удар ногой с разворотом корпуса;
ТИРО-ТОРА-ЧАГИ – удар с поворотом через спину;
ДУБАЛЬ-ДАН-САН-ЧАГИ – двойной удар ногами в прыжке (удары наносятся по очерёдно); (буква Д мягко, почти как Т, буква Б как П)
МО-ДУБАЛЬ-ЧАГИ – двойной удар ногами в прыжке (удары наносятся одновременно); ( буквы Д и Б мягко, см. предыдущее)
ТЬО-МОМДОЛЬО-ЧАГИ – удар ногой в прыжке с поворотом корпуса;
ТЬО-АП-ДОРА-ЧАГИ – удар ногой в прыжке с разворотом вперёд;
ТЬО-ДИРО-ДОРА-ЧАГИ – удар ногой в прыжке с разворотом через спину;
КУЛО-ЧАГИ – обманный удар (финт);
КАВИ-ЧАГИ – удар ногами в форме ножниц (горизонтально);
НОПИ-ЧАГИ – удар ногами в форме ножниц (вертикально);
КЮО-ДУ-ЧАГИ – изменение ударов ногой без постановки ноги на стопу;
ЧАПКО-ЧАГИ – удар ногой с одновременным захватом рукой;
САМ-БОН-ЯН-ЧАГИ – прыжковая атака по трём направлениям;
КОН-ЧУН-ЙОН-СОК-ЧАГИ – прыжковая атака с нанесением трёх последовательных ударов вперёд;
ИЛЬ-ЧА-ЧАГИ – удар сформированный в одну линию.
Движения (перемещения)
ЧАЧИНБАЛЬ – быстрое перемещение;
МИКОРУМБАЛЬ – скольжение (проезд);
ЧОН-ДЖИН – движение вперёд (наступление);
ПУ-ДЖИН – движение назад (отступление);
ПИЧАГИ – уклон;
ОМКИОТИДИГИ – движение одной ноги на место другой;
МОМ-ОМДИГИ – перемещение корпуса;
МОКПИО – направление;
ДОЛГУИ – вращение, поворот;
БИКИО-СОГИ – уход, перемещение;
БАН-ЯН-БАКУГИ – изменение направления;
КЮ-ДЭ-ХЕСО – изменение направления;
ХАЙ-ЧАГИ – подавляющее движение вперед во время удара ногой;
Основные стэпы:
Пумпакко – смена стойки
Паджета – скольжение назад
Парын карим – шаг вперед
Чки пэта – шаг назад
Движения используемые в пхумсе
ПЬОДЖОК-АН-ЧАГИ – удар СЭВО-АН-ЧАГИ наносится с фиксацией в ладонь;
ДЖУМОК-ПЬОДЖОК-ДЖИРУГИ – удар кулаком наносится в ладонь с фиксацией;
ДЫНГ-ДЖУМОК-ПЬОДЖОК-ЧИГИ – удар тыльной стороной кулака наносится в ладонь с фиксацией;
МЭ-ДЖУМОК-ПЬОДЖОК-ЧИГИ – удар основанием кулака наносится с фиксацией в ладонь;
ПХАЛЬКУП-ПЬОДЖОК-ЧИГИ – удар локтем наносится в ладонь с фиксацией;
ДЖЭБИПУМ-СОННАЛЬ-МОК-ЧИГИ – одновременно выполняется удар СОННАЛЬ-АН-ЧИГИ и блок ХАН-СОННАЛЬ-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ;
ДЖЭБИПУМ-ХАН-СОННАЛЬ-МАККИ – выполнение блока ХАН-СОННАЛЬ-МАККИ в положении полёт ласточки;
КЫМГАН-МОМТОН-ДЖИРУГИ – одновременно выполняются удар ДЖУМОК-ДЖИРУГИ и блок ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ;
КЫМГАН-МОМТОН-ЙОП-ДЖИРУГИ – одновременное выполнение удара ДЖУМОК-ЙОП-ДЖИРУГИ и блока ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ;
ДЖУМОК-ДАНЬО-ТОК-ДЖИРУГИ – удар в подбородок перевёрнутым кулаком с одновременным удержанием;
ДЫНГ-ДЖУМОК-ГОДОРО-АПЕ-ЧИГИ – удар тыльной стороной кулака вперёд с поддержкой; МУРЫП-КОККИ – захват колена ударом (на излом);
ХАН-СОН-КАЛЬДЖЕБИ – захват за шею ударом;
БАВИ-МИЛГИ – толкать гору (руки выполняют одновременное толкающее движение из положения ДЖУГАН-ДОЛЬ-ЧОГИ);
ТЭСАМ-МИЛГИ – толкать гору (обе руки выполняют одновременное толкающее движение с обеих сторон бедра);
КОМБЕ-СОН-ЧИГИ – одновременная атака запястьями;
НАЛЬ-ГЕ-ПЬОГИ – одновременный толчок ладонями в стороны;
БАМ-ДЖУМОК-СОСУМ-ЧИГИ – выполнение одновременно двух ударов ДЖЭЧЭ-БАМ-ДЖУМОК-ДЖИРУГИ;
ОСАНТУЛЬ-ЙОП-ЧАГИ – одновременно выполняются блок ПХАЛЬМОК-ОСАНТУЛЬ-МАККИИ и удар ЙОП-ЧАГИ;
АН-ПХАЛЬМОК-ПЬОДЖОК-АРЭ-МАККИ – выполнение нижнего блока внутренней частью предплечья с фиксацией в ладонь;
ПХАЛЬСОН-ДОЛЬО-БАККАТ-МАККИ – объединение двух блоков в одно движение ПХАЛЬМОК-ОЛЬГУЛЬ-МАККИ и БАККАТ-ПХАЛЬМОК- ОЛЬГУЛЬ-БАККАТ-МАККИ.
Серии формальных комплексов
Формальный комплекс:
Ученическая серия формальных комплексов
1. ТХЭГЫК-ИЛЬ-ДЖАН
2. ТХЭГЫК-И-ДЖАН
3. ТХЭГЫК-САМ-ДЖАН
4. ТХЭГЫК-СА-ДЖАН
5. ТХЭГЫК-О-ДЖАН
6. ТХЭГГЫК-ЮК-ДЖАН
7. ТХЭГЫК-ЧИЛЬ-ДЖАН
8. ТХЭГЫК-ПХАЛЬ-ДЖАН
Ученическая серия формальных комплексов
1. ПХАЛЬГВЭ-ИЛЬ-ДЖАН
2. ПХАЛЬГВЭ-И-ДЖАН
3. ПХАЛЬГВЭ-САМ-ДЖАН
4. ПХАЛЬГВЭ-СА-ДЖАН
5. ПХАЛЬГВЭ-О-ДЖАН
6. ПХАЛЬГВЭ-ЮК-ДЖАН
7. ПХАЛЬГВЭ-ЧИЛЬ-ДЖАН
8. ПХАЛЬГВЭ-ПХАЛЬ-ДЖАН
Мастерская серия формальных комплексов
1. КОРЬЁ
2. КЫМГАН
3. ТХЭ-БЭК
4. ПЬОН-ВОН
5. СИП-ДЖИН
6. ЧИ-ТХЭ
7. ЧХОН-КВОН
8. ХАН-СУ
9. ИРЁ