Броски в каратэ (часть 1) Джесси Энкамп — 9 забытых бросков каратэ Гичина Фунакоши

Не ищите легких путей

народная мудрость

Этой статьей начинаю, небольшую серию статей по броскам в каратэ — редкой, и малоизученной технике современного каратэ. В которой и будет рассмотрена этот довольно любопытный вопрос — что на самом деле представляет из себя техника бросков в каратэ. И для начала представляю вашему вниманию довольно вольный перевод статьи некоего американского каратиста и исследователя традиционного каратэ Джесси Энкампа (http://www.karatebyjesse.com), в которой рассматривается довольно оригинальная и редкая тема — броски в каратэ. Как многие знаю броски в оригинальном современном каратэ, практически не используются и полностью игнорируются, по всей видимости из-за основного философского принципа каратэ «Один удар — одна победа», но так было не всегда. Как утверждает автор статьи многие и многие техники каратэ были отброшены, вроде бы по причине их исключительной эффективности и смертоносности. (С каратэ, как можно заменить всегда так — секреты, секреты и секреты старых мастеров, которые нельзя показывать и использовать, чтобы не покалечить окружающих. А раньше, еще среди мальчишек встречалос такое утверждение, которое они произносили с полной серьезностью: «Я изучаю каратэ, но не могу его применять, потому что это очень опасно и секретно» — раз наверное пять мне встречались такие вот ответственные и знающие люди. Которые говорили все это, повторюсь, с полной серьезностью.

Итак статья Д.Энкампа «9 смертельных забытых бросков Гичина Фунакоши» (и все это соответственно из старой книжки по каратэ мастера каратэ Шотокан Гичина Фунакоши, в которой он как раз и исследует «старые броски настоящих мастеров каратэ», то есть мы уже получается изучаем статью одного человека, который изучал книжку другого человека, который изучал техники уже третьих людей, которых он скорее всего и упомянул в своей книжке — такой вот получается в итоге уровень достоверности информации. И уровень наслаивания авторитетов. (Стиль статьи и манера подачи автором информации — полностью сохранены)

В каратэ тонны диких движений. По крайней мере, если вы знаете, где искать. Я уже много лет во всем мире в поисках таких техник, и я всегда удивляюсь, когда сталкиваюсь с людьми каратэ, которые не имеют ни малейшего представления о том, что в старой школе каратэ есть все виды сумасшедших вещей.

Я говорю о совместных замках, бросках, наземных боях, удушении, точках давления, тейкдаунах и других нетрадиционных методах подавления агрессивного противника.

Современная систематизация подразумевающая наличие только —Трех К (ката / кихон / кумитэ) и последующее «оспортивливание» каратэ, на основе и исключительно, только этой методологии неизбежно привели к упадку, а затем и полной утрате многих и многих использовавшихся ранее в каратэ, поскольку их использование в первоначальном виде было слишком опасно для более цивилизованной обстановки, в которой сегодня обычно преподают каратэ. (Навряд-ли какой либо адекватный и ответственный родитель отправит своих детей в класс каратэ, если их просто научат калечить друг друга, наиболее эффективными методами.)

Тем не менее, мы не дети. Мы взрослые — с полностью функционирующим мозгом и высокоразвитым чувством здравого смысла — это означает, что мы можем и должны стремиться глубже копаться в сундуках с сокровищами старого каратэ, чтобы раскрыть эти драгоценные камни с потенциалом сделать нас добросовестными Fide Каратэ Nerds ™.

Так что проверьте это …

Сегодня я хотел бы взять вас с собой в путешествие по истории каратэ, изучая труды легендарного Фунакоши Гичина, когда мы изучаем его исторический очерк о девяти утраченных методах бросания традиционного каратэ («нагэ-ваза»).

Очевидно, что эти техники не были «утеряны» во времена сенсея Фунакоси. Фактически, многие из его коллег неоднократно демонстрировали подобные методы в своих трудах. Лишь совсем недавно они начали исчезать из додзё по всему миру, так как каратэ основывающееся исключительно на ударах руками и ногами неуклонно занимает центральное место во всем мире каратэ.

Тем не менее, оригинальное каратэ было гораздо больше, чем только ударные техники руками и ногами !

Итак, «9 потерянных бросков Фунакоши Гичин: забытые приемы уничтожения каратэ».

Вот они:

Бросок № 1:. Бёбу Даоши: «Свернуть складной экран» (Byobu Daoshi: ‘Topple a Folding Screen’)

Как продемонстрировано в его новаторской работе Каратедо Кёхан, первый из этих девяти бросков сэнсэя Фунакоси называется бёбу даоши.

«Бёбу» буквально означает традиционный складной экран, обычно используемый в японском обществе для разделения комнат и частных пространств, в то время как даоси (таоши) просто означает опрокидывание или опрокидывание чего-либо.

Следовательно, как показано выше сэнсэем Фунакоси, когда сильный удар (jodan-zuki) приближается к вашему лицу, отодвиньте его назад и заблокируйте его открытой передней рукой, а затем быстро схватите атакующее запястье блокирующей рукой, одновременно сильно ударяя и хватая подбородок / горло противника свободной рукой.

В то же время, быстро шагните позади своего противника и переверните его назад через ногу (похоже на бросок осотогари дзюдо).

Сладкий, простой и грязный — как и должно быть.

Бросок № 2: Кома Наге: «Бросок волчка» (Koma Nage: ‘Spinning Top Throw’)

В этом следующем броске сэнсэй Фунакоси прекрасно сочетается с популярным ходом бункаи из ката Текки / Найханчин с принципом «дзю-но-ри», столь распространенным в айкидо, дзю-дзюцу и дзюдо (и, конечно, высокоуровневом каратэ).

Когда ваш противник входит со средним ударом (chudan-zuki), отодвиньтесь назад и блокируйте удар падающим блоком (otoshi-uke) снаружи на этот раз. Немедленно возьмите запястье вашего оппонента блокирующей рукой, сильно потянув его вниз к бедру, когда вы шагнете вперед, слегка опуская ногу за оппонента, поместив свободную руку на его локтевой сустав в качестве рычага, без усилий вращая его вокруг и вниз на землю. ,

Ключом к тому, чтобы действительно заставить работать комараге, является использование входящей силы противника, выполняя весь захват одним плавным движением.

Подумайте, как течет айкидо.

Бросок №3: Куби Ва: ‘Кольцо на шею’ (Kubi Wa: ‘Neck Ring’)

Этот бросок начинается таким же образом, как и оба предыдущих броска.

Когда ваш противник шагнет вперед с сильным ударом по лицу (jodan-zuki), сдвиньтесь наружу и блокируйте переднюю руку высоко.

Быстро скользите вперед (йори-аши) мимо внешней стороны атакующей руки противника, ударяя его по подбородку открытой рукой (шотей-учи). Затем, когда ваш противник вздрогнет, быстро шагните за его переднюю ногу (фуми-коми) и обведите вытянутую руку за шею противника, крепко обнимая ее, пока вы опускаете его, одновременно толкая свободной рукой по его спине повысить эффективность

Интересно, что бойцы ММА из моей академии довольно часто используют подобную технику — с большим успехом!

Бросок № 4: Катава Гурума: «Колесо калек»  (Kubi Wa: ‘Neck Ring’)

Katawa guruma, или «калечащее колесо» (подобные версии также известны как Carry’s Carry), является довольно популярным движением во многих боевых искусствах, которые включают броски (такие как дзюдо, борьба, шуао цзяо и т. Д.).

В этом случае начните точно так же, как в броске № 2 (Кома Наге: «Бросок вращающейся вершины»), отодвинувшись назад и заблокировав слабую попытку противника сломать ваше солнечное сплетение (с помощью чудан-дзуки). Затем двигайтесь прямо к своему противнику и втисните атакующую руку между вами двумя, плавно двигая блокирующую руку вверх и хватаясь за шею противника (вот где приведенные выше изображения начинают иметь смысл).

Теперь свободной рукой протяните руку между ног противника и захватите его пельмени (или просто захватите его бедро), поднимаясь как можно выше, пока вы опускаете его шею на правую заднюю сторону.

Естественно, вы узнаете этот точный ход бункай из нескольких ката (таких как Кусанку / Канку Дай, Пассаи / Бассай Дай, Унсу / Уншу и т. Д.)

Потрясающие.

Бросок №5: Цубамэ Гаэши: «Ласточка» (Tsubame Gaeshi: ‘Swallow Reversal’)

Сэнсэй Фунакоси был известен тем, что позволял своей поэзии просвечивать, называя методы, и этот шаг не исключение.

Чтобы выполнить цубаме (лит. Ласточка, да, птица), гаэси, сделайте шаг назад и сделайте восходящий поперечный блок (джиу-уке / хасами-уке) с открытыми руками, чтобы отразить высокий удар вашего оппонента (джодан-дзуки), и немедленно схватить атакующую руку изнутри, нанося удар в челюсть противника яростным ударом в спину (ура-кен).

Тогда (вот сложная часть); двигайтесь по направлению к своему пьяному противнику по кругу, вращаясь вокруг, в то же время опускаясь на одно колено, когда вы притягиваете противника к земле, поворачивая его руку, притягивая руки к бедру.

Прямо как пьяная ласточка, приземляющаяся в своем гнезде.

Бросок №6: Яри ​​Дама: «Прорыв» (Yari Dama: ‘Spearing Through’)

В еще одном броске, который проверяет силу яичка противника, ваш противник пытается снова ударить вас в рот, когда вы отодвигаетесь назад и блокируете удар открытой передней рукой изнутри (shuto-uke) — как в первый бросок (бёбу даоши).

Как всегда, немедленно приступите к захвату атакующего запястья противника блокирующей рукой, а затем сделайте большой шаг вперед в глубокую позицию сумо («но Джесси-сан, это странно, у нас нет шико-дачи в Шотокане!» ) и вонзите свободную руку в драгоценности короны оппонента. Смейтесь над вновь найденным вокальным диапазоном вашего оппонента (примечание: если он не превратился в оперного певца после этого последнего хода, он, вероятно, не «он»), затем скользите вперед еще глубже и, наконец, завершите бросок, потянув вниз влево сторона, при этом поднимаясь сильно снизу.

Основной принцип очень похож на рассмотренный выше бросок — гурума катава.

Бросок №7: Тани Отоши: «Долина Дроп» (Tani Otoshi: ‘Valley Drop’)

Хотя в настоящее время Тани Отоши является одним из наиболее распространенных движений в соревновательном дзюдо, этот бросок сэнсэя Фунакоси больше напоминает современную версию сео-нагэ (хотя и с немного более широкой позицией), чем что-либо еще.

Когда ваш противник ударяет вперед в вашу среднюю часть, сделайте шаг назад правой ногой и парируйте удар передней рукой, немедленно схватив атакующую руку и потянув ее в сторону (реальное значение хиките), пока вы выполняете стремительный удар. ответный удар в слабое место вашего противника.

Когда ваш оппонент вздрагивает (если вы этого еще не поняли; цель этих многочисленных разрушительных ударов (атеми-ваза) состоит в том, чтобы воспользоваться естественным откликом вашего оппонента или вызвать рефлекс снятия боли, тем самым настраивая последующий бросок), сделайте шаг вперед и поверните атакующую руку под вытянутой рукой противника, поверните ее и перебросьте через плечо на землю.

Завершите, угрожая положить конец его страданиям, как на последней картине.

Бросок №8: Удэ Ва: «Arm Ring»(Ude Wa: ‘Arm Ring’)

Чтобы продемонстрировать, что эти броски работают при защите от ударов, отличных от ударов прямым ударом, в этой технике удэ ва сэнсэй Фунакоси вместо этого защищается от удара двуручным отворотом.

Когда ваш противник приближается к вам, вытянув обе руки, быстро отклоните их вверх и немедленно погрузитесь в противника двойными горизонтальными ударами кулаком по средней части (я рекомендую прицелиться в хрящевые медиальные части ребер, так как они ломаются легче всего). Когда ваш оппонент задыхается, наклоняйтесь и крепко обнимайте его ноги, сильно прижимая его плечо костей бедра, размахивая ногами мимо себя и опуская его на землю.

Кстати, прекрасный пример четырех принципов Quan-fa.

Когда вы попробуете это в додзё, убедитесь, что ваш партнёр действительно знает о своих поломках (укеми), иначе в расписании может быть неприятная травма шеи.

Кроме того, я должен даже упомянуть, из какого ката этот бункай?

Бросок №9: Гияку Цучи: «Обратная кувалда» (Gyaku Tsuchi: ‘Reverse Sledgehammer’)

И, наконец, мой самый любимый бросок старой школы по каратэ: обратный кувалда.

Или, как говорят профессиональные борцы рестлинга Piledriver

Когда ваш противник отчаянно пытается атаковать вас, отразите его высокий удар (jodan-zuki), отступив с помощью восходящего блока (age-uke). Быстро скользите вперед и двигайтесь вокруг его верхней части спины блокирующей рукой, а свободная рука скользит перед его животом. Теперь переверните его, несколько секунд безумно смейтесь и заканчивайте, бросая его на голову.

________

И это все.

Девять классических, но довольно жестких бросков каратэ, которые практически невозможно увидеть в современном каратэ.

И напоследок, небольшой обучающий фильм по каратэ под названием «Каратэ До. Самозащита» 60-х — 70-х. Но к сожалению очень низкого качества представляемой техники — и не просто демонстрация неэффективности техники каратэ в действии, а демонстрация полного непонимания способов ведения кулачного боя людьми, которые демонстрируют технику каратэ в этом фильме.